Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2009 N 06АП-1851/2009 ПО ДЕЛУ N А73-11718/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2009 г. N 06АП-1851/2009


Резолютивная часть постановления от 19 мая 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой В.Г.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис": представитель не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району
г. Хабаровска: Гаевая Т.С., представитель по дов. от 31.12.2008 N 52306; Шестакова Т.Н., представитель по дов. от 23.01.2009 N 1562
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска
на решение от 24 ноября 2008 года
по делу N А73-11718/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Манник С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис"
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 30.09.2008 N 287

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис" (далее - ООО НПФ "Компас Геосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 30.09.2008 N 287.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2008 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2009, с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2009, решение арбитражного суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения налогового органа от 30.09.2008 N 287 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 520 889 руб. 40 коп., пеней и штрафов, приходящихся на данную сумму налогов. В указанной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 06.04.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО НПФ "Компас Геосервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
При этом в судебное заседание от ООО НПФ "Компас Геосервис" поступило ходатайство об объявлении перерыва в связи с невозможностью явиться в судебное заседание и необходимостью представления дополнительных документов. С учетом мнения налогового органа, ходатайство судом отклонено как необоснованное. Так же отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле "Дальнедра", поскольку согласно части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО НПФ "Компас Геосервис" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2005 - 2007 годы.
По результатам проверки принято решение от 30.09.2008 N 287, которым обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 872 057 руб., пеня за просрочку его уплаты в сумме 365 124 руб., а также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 64 743 руб.
По мнению налогового органа, обществом, в нарушение статьи 342 НК РФ, необоснованно применен понижающий коэффициент 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по добытому золоту по месторождению реки Таймень.
Данные выводы налогового органа являются обоснованными.
До введения в действие главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Инструкцией о порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 31.12.1996 N 44 (далее - Инструкция N 44).
В соответствии со статьей 44 Закона "О недрах", пунктом 11 Инструкции N 44 от указанных отчислений освобождались пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 01.01.2002. С этой же даты прекращено взимание с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из названной нормы права следует, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 НК РФ, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО НПФ "Компас Геосервис" имело лицензии ХАБ 00753 БР и ХАБ 00754 БР на геологическое изучение и добычу россыпного золота в долине реки Таймень в среднем течении с левыми притоками и в бассейне верхнего течения реки, соответственно.
В связи с изменением организационно-правовой формы лицензии были переоформлены Распоряжением Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Хабаровскому краю и Правительства Хабаровского края от 17.08.2004 N 314 на лицензии ХАБ 01781 БР и ХАБ 01782 БР.
В период с 2005 по 2007 общество осуществляло добычу золота на вышеуказанных участках и производило уплату налога на добычу полезных ископаемых с применением коэффициента 0,7, считая, что поскольку оно производило поиск и разведку разрабатываемого месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств, оно было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что поиск и разведку полезных ископаемых ООО НПФ "Компас Геосервис" произвело за счет собственных средств.
Однако, только факт поиска и разведки полезных ископаемых за счет собственных средств, как указано выше, не является основанием для применения понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых. Для этого необходимо наличие освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которого общество не имело.
Так, в соответствии со статьей 44 Закона "О недрах" пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденных Постановлением Правительства от 17.05.1996 N 597, решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Лицензии ХАБ 00753 (01781) БР и ХАБ 00754 (01782) БР выданы на основании совместного решения администрации Хабаровского края и территориального подразделения Дальгеолкома в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами.
При этом совместным распоряжением администрации Хабаровского края и Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону от 12.04.2001 N 76 по лицензии ХАБ 00753 (01781) БР установлена ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 7,8%.
В дальнейшем, совместным распоряжением администрации Хабаровского края и Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону от 23.04.2002 N 348 "Об уточнении площадей участков недр и установлении регулярных платежей и налоговых ставок в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую НК РФ с 01.01.2002 была установлена ставка на добычу золота в размере 6%, а по запасам золота, утвержденным ранее протоколами ДВТКЗ от 16.12.99 N 59, от 17.03.00 N 16 и от 22.11.00 N 72 как оперативные, в размере 4,2%.
Следовательно, по данной лицензии общество не было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, следовательно, не могло применять понижающий коэффициент 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.
Наличие Перечня добывающих предприятий на 2001 год и разъяснений Департамента по недропользованию с указанием на такое освобождение по данному месторождению не может быть принято судом во внимание, поскольку в силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствам, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В данном случае доказательствами установления ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в силу статьи 44 Закона "О недрах" является совместное распоряжение администрации Хабаровского края и Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону от 12.04.2001 N 76.
По лицензии ХАБ 00754 (01782) БР при ее выдаче ставка отчислений не устанавливалась, поскольку по данной лицензии общество осуществляло только разведку запасов полезных ископаемых. Добычу полезных ископаемых в 2000 - 2001 годах общество не производило, работы планировались только с 2005, затем с 2006 года, что подтверждается актами проверки соблюдения требований законодательства в сфере недропользования 2003, 2005 годов.
Следовательно, по лицензии ХАБ 00754 БР (ХАБ 01782 БР) ООО НПФ "Компас Геосервис" на 01.07.2001 не осуществляло добычу полезных ископаемых и не реализовывало их, а потому не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и реализовать свое право на освобождение от этих отчислений как недропользователь, осуществивший за счет собственных средств поиск и разведку месторождения.
Доводы налогового органа о том, что объект Таймень-Гранитный, указанный в Перечне добывающих предприятий на 2001 это иной объект, нежели указанный в спорных лицензиях не имеет правового значения по делу, поскольку указанный Перечень не принимается судом во внимание как доказательство наличия освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ООО НПФ "Компас-Геосервис".
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанции относятся на ООО НПФ "Компас Геосервис", в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 ноября 2008 года по делу N А73-11718/2008 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис" о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 30.09.2008 N 287 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)