Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 декабря 2005 г. Дело N А60-28016/2005-С9
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей О.Л. Гавриленко, В.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, при участии: от заявителя и заинтересованного лица представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрел 22.12.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2005 (судья Д.В. Ефимов) по делу N А60-28016/2005-С9 по заявлению Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области к ООО "Брикет" о взыскании налоговых санкций.
Межрайонная инспекция ФНС РФ N 5 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "Брикет" налоговых санкций в размере 1702 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2005 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая на занижение сумм единого налога на суммы неуплаченных страховых взносов, в связи с чем общество обоснованно привлечено к налоговой ответственности.
Материалами дела установлено:
Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 5 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., представленной ООО "Брикет" в налоговый орган 09.03.2005.
В ходе проверки налоговым органом сделан вывод о неполной уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате неправильного исчисления налога.
По итогам проверки составлена докладная записка N 369 от 08.06.2005, в адрес предприятия направлено извещение N 08-21/015354 и вынесено решение от 09.06.2005 N 384 о привлечении ООО "Брикет" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1702 руб.
Предприятию предложено также уплатить сумму неуплаченного налога в размере 8509 руб. и пени - 252 руб.
ООО "Брикет" выставлено требование N 3593 от 14.06.2005 об уплате налоговых санкций, которое предприятием не исполнено.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно решению N 384, налоговой инспекцией сделан вывод о занижении суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которая составила 8509 руб. - сумма неуплаченных страховых взносов по обязательному страхованию в ПФР за 2004 г., что привело к неуплате налога и применению ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1702 руб.
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. В налоговый орган страхователи представляют декларацию за истекший отчетный период не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации).
Таким образом, срок уплаты страхователями разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за расчетный период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с декларацией по итогам расчетного периода за 2004 г. установлен 14.04.2005, о чем суд первой инстанции сделал правильный вывод.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По данным налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., представленной ООО "Брикет" в налоговую инспекцию 05.03.2005, сумма исчисленного единого налога за 2004 г. составила 17018 руб., сумма уплаченных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 18113 руб., сумма уплаченных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающая сумму исчисленного единого налога - 8509 руб., сумма единого налога, подлежащего уплате по итогам 2004 г. - 1873 руб.
При сверке данных книги учета доходов и расходов с актами приемки-передачи векселей и кассовой книги, а также протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с данными налоговой декларации налоговой инспекцией установлено, что уплата страховых взносов за 2004 г. не производилась, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по строке 120 налоговой декларации, по мнению налогового органа, завышены на 8509 руб.
Однако срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент наступления срока подачи в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г. не наступил.
Таким образом, ООО "Брикет" правомерно отразило в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г. в строках 110, 120 суммы подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, начисление налога в сумме 8509 руб., соответствующих пеней произведено налоговым органом неправомерно.
Апелляционная инстанция считает, что оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Согласно данной норме, ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В силу ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан доказать не просто факт неуплаты или неполной уплаты налогов и взносов, а факт неуплаты в результате занижения облагаемой базы, неправильного исчисления либо неправомерных действий.
Однако уменьшение налога на сумму исчисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не является основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом форма декларации, установленная Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21.11.2003 N БГ-3-22/647, не содержит данных о неуплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд, порядка применения данных положений ни законом, ни иными нормативными актами не установлено. Налоговая база определена налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что налоговая инспекция не доказала, что неуплата налога произошла в результате неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
Решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, основано на материалах дела, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение от 17.10.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.12.2005 ПО ДЕЛУ N А60-28016/2005-С9
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 22 декабря 2005 г. Дело N А60-28016/2005-С9
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей О.Л. Гавриленко, В.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, при участии: от заявителя и заинтересованного лица представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрел 22.12.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2005 (судья Д.В. Ефимов) по делу N А60-28016/2005-С9 по заявлению Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области к ООО "Брикет" о взыскании налоговых санкций.
Межрайонная инспекция ФНС РФ N 5 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "Брикет" налоговых санкций в размере 1702 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2005 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая на занижение сумм единого налога на суммы неуплаченных страховых взносов, в связи с чем общество обоснованно привлечено к налоговой ответственности.
Материалами дела установлено:
Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 5 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., представленной ООО "Брикет" в налоговый орган 09.03.2005.
В ходе проверки налоговым органом сделан вывод о неполной уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате неправильного исчисления налога.
По итогам проверки составлена докладная записка N 369 от 08.06.2005, в адрес предприятия направлено извещение N 08-21/015354 и вынесено решение от 09.06.2005 N 384 о привлечении ООО "Брикет" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1702 руб.
Предприятию предложено также уплатить сумму неуплаченного налога в размере 8509 руб. и пени - 252 руб.
ООО "Брикет" выставлено требование N 3593 от 14.06.2005 об уплате налоговых санкций, которое предприятием не исполнено.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно решению N 384, налоговой инспекцией сделан вывод о занижении суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которая составила 8509 руб. - сумма неуплаченных страховых взносов по обязательному страхованию в ПФР за 2004 г., что привело к неуплате налога и применению ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1702 руб.
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. В налоговый орган страхователи представляют декларацию за истекший отчетный период не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации).
Таким образом, срок уплаты страхователями разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за расчетный период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с декларацией по итогам расчетного периода за 2004 г. установлен 14.04.2005, о чем суд первой инстанции сделал правильный вывод.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По данным налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г., представленной ООО "Брикет" в налоговую инспекцию 05.03.2005, сумма исчисленного единого налога за 2004 г. составила 17018 руб., сумма уплаченных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 18113 руб., сумма уплаченных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающая сумму исчисленного единого налога - 8509 руб., сумма единого налога, подлежащего уплате по итогам 2004 г. - 1873 руб.
При сверке данных книги учета доходов и расходов с актами приемки-передачи векселей и кассовой книги, а также протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с данными налоговой декларации налоговой инспекцией установлено, что уплата страховых взносов за 2004 г. не производилась, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по строке 120 налоговой декларации, по мнению налогового органа, завышены на 8509 руб.
Однако срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент наступления срока подачи в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г. не наступил.
Таким образом, ООО "Брикет" правомерно отразило в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 г. в строках 110, 120 суммы подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, начисление налога в сумме 8509 руб., соответствующих пеней произведено налоговым органом неправомерно.
Апелляционная инстанция считает, что оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Согласно данной норме, ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В силу ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан доказать не просто факт неуплаты или неполной уплаты налогов и взносов, а факт неуплаты в результате занижения облагаемой базы, неправильного исчисления либо неправомерных действий.
Однако уменьшение налога на сумму исчисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не является основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом форма декларации, установленная Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21.11.2003 N БГ-3-22/647, не содержит данных о неуплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд, порядка применения данных положений ни законом, ни иными нормативными актами не установлено. Налоговая база определена налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что налоговая инспекция не доказала, что неуплата налога произошла в результате неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
Решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, основано на материалах дела, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.10.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
ПРИСУХИНА Н.Н.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ОКУЛОВА В.В.
ПРИСУХИНА Н.Н.
Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ОКУЛОВА В.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)