Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2005 ПО ДЕЛУ N А56-3879/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2005 г. по делу N А56-3879/2005


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Згурской М.Л.
судей Тимухиной И.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Енисейской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2005 года по делу N А56-3879/2005 (судья Т.В.Королева), по иску (заявлению) ООО "Салолин-Атташе"
к Инспекции ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Матвеев А.Е. (дов. от 02.12.2004 N 10/2004)
Меркулова Ю.С. (дов. от 21.07.2004 N 08/2004)
от ответчика (должника): Чуба Ю.А. (дов. от 28.12.2004 N 18/28048)

установил:

ООО "Салолин-Атташе" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 08.12.2004 N 11/49 на доплату налога по результатам камеральной налоговой проверки.
Судом первой инстанции в порядке процессуального правопреемства в соответствии со статьей 48 АПК РФ произведена замена Инспекции МНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга на Инспекцию ФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга.
Решением суда от 22.03.2005 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению. По мнению Инспекции, при вынесении решения по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год налоговым органом обоснованно применена ставка земельного налога, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2", "2", "1,8" "1,1".
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, считая его законным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной Обществом 14.09.2004 декларации по земельному налогу за 2004 год Инспекция установила факт неполной уплаты этого налога. По результатам проверки налоговый орган принял решение от 08.12.2004 N 11/49 о доначислении Обществу 1.736.302 руб. земельного налога за 2004 год и начислении пени.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило обстоятельство, что заявителем не применен к ставке земельного налога повышающий коэффициент "9,504", установленный Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" а последовательно применены коэффициенты, установленные федеральным законодательством на 2000 - 2004 г.
По мнению апелляционной инстанции, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налогоплательщиком при расчете земельного налога 2004 год обоснованно не применен вышеуказанный коэффициент.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается со всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом от 17.03.1997 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Законом Санкт-Петербурга от 26.09.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999 - 2001 годах не менялись.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Согласно статье 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" земельные участки, принадлежащие на праве собственности Обществу, находятся в 7 зоне градостроительной ценности, для которой базовая средняя ставка земельного налога установлена в размере 5,285 руб. за квадратный метр.
Статья 3 вышеназванного Закона устанавливала, что данный Закон Санкт-Петербурга вступает в действие с 01 января 1998 года.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2002 N 78-Г02-38 статья 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", предусматривающая вступление его в силу с 01 января 1998 года, признана недействующей и не подлежащей применению в связи с нарушением требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 19.03.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" статья 3 Закона Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" была исключена.
По общим правилам вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" мог быть введен в действие не ранее 01 января 1999 года - начала нового налогового периода по земельному налогу.
Таким образом, новые средние ставки земельного налога по Закону Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" должны применяться начиная с 01 января 1999 года.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что коэффициент "2" мог применяться только к средним ставкам земельного налога, установленным Законом Санкт-Петербурга от 21.06.1995 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" и действующим в 1998 году до 01 января 1999 года.
При таких обстоятельствах, размер подлежащего уплате за 2004 год земельного налога обоснованно рассчитан налогоплательщиком исходя из ставки земельного налога в размере 5,285 рублей за квадратный метр, установленный Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", и последовательного применения коэффициентов "1,2", "2", "1,8", "1,1", установленных федеральным законодательством соответственно на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 г.
При таких обстоятельствах, у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу земельного налога и начисления пени по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2004 год.
Вынося решение, суд оценил все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2005 А56-3879/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ТИМУХИНА
М.А.ШЕСТАКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)