Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В.
при секретаре Махлинец Т.В.
с участием прокурора Бадулиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 февраля 2004 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12,
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего налогового законодательства Российской Федерации оспариваемым Постановлением изменены порядок и сроки уплаты юридическими лицами указанного выше земельного налога.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Республики Коми подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3 - 1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ Постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что предусмотренный этим Постановлением порядок и сроки уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми не согласуется с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, Постановлением Государственного Совета Республики Коми предусмотрена уплата юридическими лицами земельного налога путем внесения авансовых платежей, а также установлено, что учет налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, и начисление налога производится органами Государственной налоговой инспекции по Республике Коми.
Однако в силу требований ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 с последующими изменениями и дополнениями суммы земельного налога уплачиваются юридическими лицами дважды в год и равными долями, и внесение ими каких-либо авансовых платежей при этом не требуется. Поэтому в этой части Постановление Государственного Совета Республики Коми противоречит федеральному законодательству и не может быть признано законным.
Не может быть признано соответствующим федеральному законодательству Постановление Государственного Совета Республики Коми и в части установления полномочий Государственной налоговой инспекции по Республики Коми.
Согласно положениям ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы входят в единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе регулировать своими нормативными правовыми актами вопросы деятельности налоговых органов, поскольку эти вопросы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 в полном объеме следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 03.02.2004 N 3-3-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2004 г. N 3-3-2004
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В.
при секретаре Махлинец Т.В.
с участием прокурора Бадулиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 февраля 2004 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12,
установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего налогового законодательства Российской Федерации оспариваемым Постановлением изменены порядок и сроки уплаты юридическими лицами указанного выше земельного налога.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Республики Коми подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3 - 1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ Постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что предусмотренный этим Постановлением порядок и сроки уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми не согласуется с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, Постановлением Государственного Совета Республики Коми предусмотрена уплата юридическими лицами земельного налога путем внесения авансовых платежей, а также установлено, что учет налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, и начисление налога производится органами Государственной налоговой инспекции по Республике Коми.
Однако в силу требований ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 с последующими изменениями и дополнениями суммы земельного налога уплачиваются юридическими лицами дважды в год и равными долями, и внесение ими каких-либо авансовых платежей при этом не требуется. Поэтому в этой части Постановление Государственного Совета Республики Коми противоречит федеральному законодательству и не может быть признано законным.
Не может быть признано соответствующим федеральному законодательству Постановление Государственного Совета Республики Коми и в части установления полномочий Государственной налоговой инспекции по Республики Коми.
Согласно положениям ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы входят в единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе регулировать своими нормативными правовыми актами вопросы деятельности налоговых органов, поскольку эти вопросы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 в полном объеме следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.
Председательствующий
В.В.КРЕТОВ
В.В.КРЕТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)