Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 июля 2004 года Дело N А56-2182/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Конецкой Е.Ю. (доверенность от 28.04.04), рассмотрев 20.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.04 по делу N А56-2182/04 (судья Демина И.Е.),
Закрытое акционерное общество "Волховское" (далее - ЗАО "Волховское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 21.10.03 N 384 о доначислении земельного налога за 2000 - 2002 годы и обязании произвести зачет излишне уплаченного налога в сумме 193887,69 руб. в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 22.03.04 заявление ЗАО "Волховское" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 22.03.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ЗАО "Волховское", в установленном порядке извещенного о времени и месте слушания жалобы.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных ЗАО "Волховское" уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы налоговая инспекция установила, что земельный налог уплачен обществом исходя из средних ставок земельного налога, установленных постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.96 "О ставках земельного налога в Ленинградской области в 1996 году", умноженных на все повышающие коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете. Уточненные декларации представлены заявителем с целью получения излишне уплаченного налога, поскольку он посчитал, что при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, устанавливаемые законами о федеральном бюджете за предшествовавшие налоговым периодам годы, не подлежат применению.
Однако налоговая инспекция, рассмотрев уточненные декларации, приняла решение от 21.10.03 N 384, которым, при отсутствии у ЗАО "Волховское" недоимки по земельному налогу, доначислила налогоплательщику земельный налог.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции пояснил необходимость принятия решения о доначислении уже уплаченного налога организационными особенностями учета уточненных деклараций, что противоречит содержанию положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), который предусматривает принятие решения при наличии налоговых правонарушений, которые в данном случае не установлены.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая увеличивалась ежегодно федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа Ленинградской области, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не обоснован, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о порядке исчисления налога за те месяцы, которые предшествовали вступлению в силу федеральных законов о введении повышающих коэффициентов, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного ЗАО "Волховское" в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.04 по делу N А56-2182/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2004 N А56-2182/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2004 года Дело N А56-2182/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Конецкой Е.Ю. (доверенность от 28.04.04), рассмотрев 20.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.04 по делу N А56-2182/04 (судья Демина И.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Волховское" (далее - ЗАО "Волховское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 21.10.03 N 384 о доначислении земельного налога за 2000 - 2002 годы и обязании произвести зачет излишне уплаченного налога в сумме 193887,69 руб. в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 22.03.04 заявление ЗАО "Волховское" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 22.03.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок исчисления земельного налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ЗАО "Волховское", в установленном порядке извещенного о времени и месте слушания жалобы.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных ЗАО "Волховское" уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2002 годы налоговая инспекция установила, что земельный налог уплачен обществом исходя из средних ставок земельного налога, установленных постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.96 "О ставках земельного налога в Ленинградской области в 1996 году", умноженных на все повышающие коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете. Уточненные декларации представлены заявителем с целью получения излишне уплаченного налога, поскольку он посчитал, что при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, устанавливаемые законами о федеральном бюджете за предшествовавшие налоговым периодам годы, не подлежат применению.
Однако налоговая инспекция, рассмотрев уточненные декларации, приняла решение от 21.10.03 N 384, которым, при отсутствии у ЗАО "Волховское" недоимки по земельному налогу, доначислила налогоплательщику земельный налог.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции пояснил необходимость принятия решения о доначислении уже уплаченного налога организационными особенностями учета уточненных деклараций, что противоречит содержанию положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), который предусматривает принятие решения при наличии налоговых правонарушений, которые в данном случае не установлены.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая увеличивалась ежегодно федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа Ленинградской области, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, не обоснован, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о порядке исчисления налога за те месяцы, которые предшествовали вступлению в силу федеральных законов о введении повышающих коэффициентов, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного ЗАО "Волховское" в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.04 по делу N А56-2182/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)