Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 июля 2001 г. Дело N А14-2001-01\\76\\25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-01\\76\\25,
Открытое акционерное общество "Ликероводочный завод "Бутурлиновский" (далее - ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области от 20.02.2001 N 259 о взыскании недоимки по налогу и об обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму 23475358 руб. в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность судебного акта по делу не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области просит отменить решение суда, как вынесенное в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение надлежит отменить, истцу в иске отказать.
Как следует из материалов дела, Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району в адрес ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" направила требование N 526 об уплате налогов, пеней, штрафных санкций, в том числе задолженности по акцизу на сумму 8023426 руб. 05 коп.
В связи с тем что обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, перечисленных в требовании N 526, не исполнена ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский", налоговой инспекцией принято Решение от 20.02.2001 N 259 о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса РФ.
Обжалуя Решение Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259, ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" указывает, что у предприятия отсутствует недоимка по акцизам за 2001 г. (по текущим платежам), поскольку с учетом представленных в налоговый орган дополнительных деклараций сумма акцизов, подлежащая уменьшению, составила 23475358 руб., т.е. у плательщика имеется переплата.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.07.2000 ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" были сданы дополнительные налоговые декларации по акцизам за декабрь 1998 г., январь - март 1999 г., на основании которых акцизы подлежат зачету на сумму 23457358 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что вышеперечисленные дополнительные декларации сданы в налоговый орган 13.07.2000 - после введения внешнего управления в отношении ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" (Определение Арбитражного Суда Воронежской области от 22.06.2000) и уже сформированной кредиторской задолженности, которая, по мнению суда, не может быть уменьшена.
При этом суд руководствовался Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, суд признал наличие у предприятия переплат по акцизам и обязал налоговую инспекцию зачесть их в счет текущих и предстоящих платежей.
Указанные выводы суда ошибочны.
Судом не было учтено, что возникший между ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" и ИМНС РФ по Бутурлиновскому району спор по сути своей является налоговым и, следовательно, к спорным правоотношениям должны применяться нормы налогового законодательства.
Признавая требования плательщика об обязании инспекции произвести зачет 23457358 руб. в счет текущих платежей по акцизам правомерными, суд не принял во внимание, что механизм расчетов и уплаты акцизов при реализации подакцизных товаров, для производства которых использован в качестве сырья подакцизный товар, по которому на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, имеет особенности.
Пунктом 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" установлено, что в целях настоящего Закона датой (моментом) реализации подакцизных товаров, т.е. моментом начисления акцизов, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров и с этого дня у налогоплательщика возникает обязанность по уплате акциза.
Согласно п. 2, п. 4 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" плательщики уплачивают акцизы в бюджет ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и представляют в налоговый орган декларацию.
Учитывая изложенное, ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" было вправе уменьшить суммы акцизов в декабре 1998 г., январе, марте - ноябре 1999 г., т.е. в тех отчетных периодах, когда акцизы рассчитывались и уплачивались. В момент подачи уточненных налоговых деклараций у предприятия сформировалась отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, и суммами акциза по реализованной продукции в размере 23457358 руб., которая должна быть отнесена на финансовые результаты (уменьшить отсроченную задолженность).
Принимая во внимание, что срок внесения платежей акциза в бюджет наступил до введения внешнего управления, акциз, подлежащий уменьшению на сумму 23457358 руб., должен быть учтен в составе кредиторской задолженности предприятия.
Суд первой инстанции необоснованно указал, что требования кредиторов учитываются в неизменном виде, т.к. законодательство о банкротстве не содержит ограничений по уточнению размера кредиторской задолженности. Статья 2 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" определяет внешнее управление как процедуру банкротства, направленную на восстановление платежеспособности должника, в том числе и на уменьшение долгов предприятия, и, соответственно, предусматривает возможность изменения реестра требований кредиторов.
Кроме того, признавая обжалуемое решение налоговой инспекции недействительным в полном объеме, судом не учтено, что в его основу положено требование об уплате налога N 526 от 07.02.2001, предусматривающее внесение плательщиком в бюджет помимо акцизов и других видов налогов, правомерность доначисления которых не оспаривалась ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" не имеется.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ с ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" надлежит взыскать госпошлину в сумме 1500 руб. (1000 руб. - по иску и 500 руб. - по кассационной жалобе).
Руководствуясь ст. 95, п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-01\\76\\25 отменить.
В удовлетворении исковых требований ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259 и обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму 23475358 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" 1500 руб. госпошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2001 ПО ДЕЛУ N А14-2001-01\\76\\25
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 июля 2001 г. Дело N А14-2001-01\\76\\25
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-01\\76\\25,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ликероводочный завод "Бутурлиновский" (далее - ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области от 20.02.2001 N 259 о взыскании недоимки по налогу и об обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму 23475358 руб. в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность судебного акта по делу не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области просит отменить решение суда, как вынесенное в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение надлежит отменить, истцу в иске отказать.
Как следует из материалов дела, Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району в адрес ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" направила требование N 526 об уплате налогов, пеней, штрафных санкций, в том числе задолженности по акцизу на сумму 8023426 руб. 05 коп.
В связи с тем что обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, перечисленных в требовании N 526, не исполнена ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский", налоговой инспекцией принято Решение от 20.02.2001 N 259 о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса РФ.
Обжалуя Решение Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259, ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" указывает, что у предприятия отсутствует недоимка по акцизам за 2001 г. (по текущим платежам), поскольку с учетом представленных в налоговый орган дополнительных деклараций сумма акцизов, подлежащая уменьшению, составила 23475358 руб., т.е. у плательщика имеется переплата.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.07.2000 ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" были сданы дополнительные налоговые декларации по акцизам за декабрь 1998 г., январь - март 1999 г., на основании которых акцизы подлежат зачету на сумму 23457358 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что вышеперечисленные дополнительные декларации сданы в налоговый орган 13.07.2000 - после введения внешнего управления в отношении ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" (Определение Арбитражного Суда Воронежской области от 22.06.2000) и уже сформированной кредиторской задолженности, которая, по мнению суда, не может быть уменьшена.
При этом суд руководствовался Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, суд признал наличие у предприятия переплат по акцизам и обязал налоговую инспекцию зачесть их в счет текущих и предстоящих платежей.
Указанные выводы суда ошибочны.
Судом не было учтено, что возникший между ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" и ИМНС РФ по Бутурлиновскому району спор по сути своей является налоговым и, следовательно, к спорным правоотношениям должны применяться нормы налогового законодательства.
Признавая требования плательщика об обязании инспекции произвести зачет 23457358 руб. в счет текущих платежей по акцизам правомерными, суд не принял во внимание, что механизм расчетов и уплаты акцизов при реализации подакцизных товаров, для производства которых использован в качестве сырья подакцизный товар, по которому на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, имеет особенности.
Пунктом 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" установлено, что в целях настоящего Закона датой (моментом) реализации подакцизных товаров, т.е. моментом начисления акцизов, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров и с этого дня у налогоплательщика возникает обязанность по уплате акциза.
Согласно п. 2, п. 4 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" плательщики уплачивают акцизы в бюджет ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и представляют в налоговый орган декларацию.
Учитывая изложенное, ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" было вправе уменьшить суммы акцизов в декабре 1998 г., январе, марте - ноябре 1999 г., т.е. в тех отчетных периодах, когда акцизы рассчитывались и уплачивались. В момент подачи уточненных налоговых деклараций у предприятия сформировалась отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, и суммами акциза по реализованной продукции в размере 23457358 руб., которая должна быть отнесена на финансовые результаты (уменьшить отсроченную задолженность).
Принимая во внимание, что срок внесения платежей акциза в бюджет наступил до введения внешнего управления, акциз, подлежащий уменьшению на сумму 23457358 руб., должен быть учтен в составе кредиторской задолженности предприятия.
Суд первой инстанции необоснованно указал, что требования кредиторов учитываются в неизменном виде, т.к. законодательство о банкротстве не содержит ограничений по уточнению размера кредиторской задолженности. Статья 2 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" определяет внешнее управление как процедуру банкротства, направленную на восстановление платежеспособности должника, в том числе и на уменьшение долгов предприятия, и, соответственно, предусматривает возможность изменения реестра требований кредиторов.
Кроме того, признавая обжалуемое решение налоговой инспекции недействительным в полном объеме, судом не учтено, что в его основу положено требование об уплате налога N 526 от 07.02.2001, предусматривающее внесение плательщиком в бюджет помимо акцизов и других видов налогов, правомерность доначисления которых не оспаривалась ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" не имеется.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ с ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" надлежит взыскать госпошлину в сумме 1500 руб. (1000 руб. - по иску и 500 руб. - по кассационной жалобе).
Руководствуясь ст. 95, п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-01\\76\\25 отменить.
В удовлетворении исковых требований ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259 и обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму 23475358 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "ЛВЗ "Бутурлиновский" 1500 руб. госпошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)