Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2003 N А48-2046/03-13

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 27 ноября 2003 г. Дело N А48-2046/03-13


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.08.2003 по делу N А48-2046/03-13,
УСТАНОВИЛ:

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла от 06.06.2003 N 345 и требования от 12.03.2003 N 277 об уплате земельного налога, пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Заводскому району г. Орла в адрес Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области направлено требование от 12.03.2003 N 277 об уплате налогов по состоянию на 12.03.2003, в котором банку предлагалось погасить задолженность согласно лицевым счетам в срок до 14.03.2003, в том числе по земельному налогу в сумме 27559 руб., 48729 руб. 97 коп. пени по этому налогу и штрафных санкций в размере 32726 руб. и 319 руб. 38 коп.
Письмом от 18.03.2003 N 03-17/468 налогоплательщик отказался уплатить эти суммы земельного налога, пени и штрафов, ссылаясь на то, что Орловская банковская школа Банка России, в отношении которой были произведены указанные начисления, не является плательщиком данного налога в силу Закона РФ "Об образовании".
В связи с неисполнением требования об уплате спорных сумм, инспекция направила в адрес Орловской банковской школы инкассовые поручения от 01.04.2003 N 4869 на уплату земельного налога в сумме 76537 руб. 25 коп., N 4870 - 319 руб. 38 коп. штрафа, которые были возвращены банком без исполнения (Письмо от 07.04.2003 N 21-2-33) со ссылкой на Закон РФ "Об образовании" и Письмо МНС РФ от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592а "По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям".
Решением от 06.06.2003 N 345 инспекция привлекла банк к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135 Налогового кодекса РФ в виде начисления пени в размере 3949 руб. 32 коп.
Не согласившись с Решением налогового органа от 06.06.2003 о взыскании пени и требованием от 12.03.2003 N 277 об уплате земельного налога, пени и штрафов в вышеуказанных суммах, Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя требования банка, суд правомерно учел положения, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О.
Статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации. Статьей 75 Конституции Российской Федерации определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия наряду с иными правами и обязанностями Банка России, касающимися банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В полномочия Банка России входят его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Банк России - это единая централизованная система с вертикальной структурой управления.
В соответствии с п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе пользоваться данной льготой.
Исходя из вышеприведенных норм закона, суд сделал правильный вывод о том, что Банк России, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, не являются плательщиками земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Судом установлено, что Орловская банковская школа Банка России, действовавшая как его структурное подразделение, упразднена Приказом ЦБ РФ от 19.06.2003 N ОД-314 с 01.07.2003, с 03.04.2003 является государственным образовательным учреждением и имеет статус юридического лица.
В связи с этим в 2002 г. Орловская банковская школа, являясь структурным подразделением Банка России, имела право на льготу по налогу на землю.
Таким образом, начисление земельного налога, пени и штрафа в указанных в требовании N 277 суммах суд обоснованно признал неправомерным, а также отметил, что взыскание штрафа в бесспорном порядке налоговым законодательством вообще не предусмотрено.
Исходя из вышеуказанного, вывод суда об отсутствии в данном случае неправомерных действий со стороны банка, а потому и оснований для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 135 Налогового кодекса РФ, также является правомерным.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.08.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2046/03-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 ноября 2003 г. Дело N А48-2046/03-13


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.08.2003 по делу N А48-2046/03-13,
УСТАНОВИЛ:

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла от 06.06.2003 N 345 и требования от 12.03.2003 N 277 об уплате земельного налога, пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Заводскому району г. Орла в адрес Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области направлено требование от 12.03.2003 N 277 об уплате налогов по состоянию на 12.03.2003, в котором банку предлагалось погасить задолженность согласно лицевым счетам в срок до 14.03.2003, в том числе по земельному налогу в сумме 27559 руб., 48729 руб. 97 коп. пени по этому налогу и штрафных санкций в размере 32726 руб. и 319 руб. 38 коп.
Письмом от 18.03.2003 N 03-17/468 налогоплательщик отказался уплатить эти суммы земельного налога, пени и штрафов, ссылаясь на то, что Орловская банковская школа Банка России, в отношении которой были произведены указанные начисления, не является плательщиком данного налога в силу Закона РФ "Об образовании".
В связи с неисполнением требования об уплате спорных сумм, инспекция направила в адрес Орловской банковской школы инкассовые поручения от 01.04.2003 N 4869 на уплату земельного налога в сумме 76537 руб. 25 коп., N 4870 - 319 руб. 38 коп. штрафа, которые были возвращены банком без исполнения (Письмо от 07.04.2003 N 21-2-33) со ссылкой на Закон РФ "Об образовании" и Письмо МНС РФ от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592а "По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям".
Решением от 06.06.2003 N 345 инспекция привлекла банк к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135 Налогового кодекса РФ в виде начисления пени в размере 3949 руб. 32 коп.
Не согласившись с Решением налогового органа от 06.06.2003 о взыскании пени и требованием от 12.03.2003 N 277 об уплате земельного налога, пени и штрафов в вышеуказанных суммах, Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления по Орловской области обратился с заявлением в суд.
Удовлетворяя требования банка, суд правомерно учел положения, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О.
Статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации. Статьей 75 Конституции Российской Федерации определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия наряду с иными правами и обязанностями Банка России, касающимися банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В полномочия Банка России входят его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Банк России - это единая централизованная система с вертикальной структурой управления.
В соответствии с п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе пользоваться данной льготой.
Исходя из вышеприведенных норм закона, суд сделал правильный вывод о том, что Банк России, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, не являются плательщиками земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
Судом установлено, что Орловская банковская школа Банка России, действовавшая как его структурное подразделение, упразднена Приказом ЦБ РФ от 19.06.2003 N ОД-314 с 01.07.2003, с 03.04.2003 является государственным образовательным учреждением и имеет статус юридического лица.
В связи с этим в 2002 г. Орловская банковская школа, являясь структурным подразделением Банка России, имела право на льготу по налогу на землю.
Таким образом, начисление земельного налога, пени и штрафа в указанных в требовании N 277 суммах суд обоснованно признал неправомерным, а также отметил, что взыскание штрафа в бесспорном порядке налоговым законодательством вообще не предусмотрено.
Исходя из вышеуказанного, вывод суда об отсутствии в данном случае неправомерных действий со стороны банка, а потому и оснований для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 135 Налогового кодекса РФ, также является правомерным.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18.08.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2046/03-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)