Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 октября 2002 года Дело N Ф04/3919-516/А75-2002
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сургутнефтегаз", г. Сургут, обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Инспекции МНС РФ по г. Сургуту о признании недействительным решения, оформленного в виде письма от 04.04.2002 N 3958/14/09. В письме налоговый орган указал на необходимость применения ОАО "Сургутнефтегаз" в 2002 году ставки земельного налога, действовавшей в 2001 году, с учетом коэффициента 2, а также налоговый орган не принял к учету заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
Решением арбитражного суда от 04.07.2002 иск удовлетворен. Арбитражный суд пришел к выводу, что законы, установившие индексацию ставок земельного налога, вступают в силу с 01.01.2003 и поэтому не подлежат применению в 2002 году.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Сургуту просит решение арбитражного суда отменить и принять новое решение - об отказе в иске. Заявитель жалобы указал, что суд не исследовал вопрос о том, какие законные интересы и права истца нарушены. Суд неправильно применил нормы материального и процессуального права при определении налогового периода по плате за землю. Кроме того, суд не учел, что Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" вступил в законную силу с 31.12.2001.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" просит оставить без изменения решение арбитражного суда, указывая, что позиция налогового органа об исчислении налогового периода с 1 июня очередного года по 1 июня следующего года незаконна.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, считает, что принятое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" направило в адрес Инспекции МНС РФ по г. Сургуту письмо от 07.02.2002 N 39-03-254юр о порядке применения в 2002 году ставок земельного налога и заявление от 15.02.2002 N 1-3НС о внесении изменений и дополнений в ранее предоставленные налоговые декларации по земельному налогу. В письме от 04.04.2002 N 3958/14/09 налоговый орган указал, что в 2002 году ставки земельного налога применяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", а заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы не может быть принято к учету.
Арбитражный суд, удовлетворив исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании недействительным указанного письма, принял решение с нарушением норм процессуального и материального права.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В части 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведены вопросы, разрешаемые при принятии решения, и определен порядок их разрешения.
Из части 2 статьи 127 этого Кодекса следует, что в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы арбитражного суда об этих обстоятельствах.
В нарушение указанных выше требований арбитражный суд не указал, какие законные интересы и права ОАО "Сургутнефтегаз" нарушены письмом налогового органа.
Кроме того, арбитражный суд не привел доводов, по которым не согласился с Инспекцией МНС РФ по г. Сургуту об отказе в принятии к учету заявления о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В письме от 04.04.2002 N 3598/14/09 налоговый орган не принял к учету данное заявление со ссылкой на конкретные федеральные законодательные акты. В деле отсутствуют доказательства того, что истец до принятия решения уточнял предмет и основания иска.
При рассмотрении дела арбитражный суд не учел также следующее.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 30.12.2001) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В законодательных актах отсутствует правовая норма, определяющая коэффициент как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величину, непосредственно изменяющую саму ставку. Следовательно, конкретные ставки платы за землю не изменяются путем введения повышающих коэффициентов.
Из пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Устанавливаемый Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Исходя из смысла федеральных законов о федеральном бюджете их действие направлено на формирование доходов и расходов в конкретном периоде - календарном году.
С учетом того, что средние размеры земельного налога и средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в приложениях N N 1 - 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", а в 1997 - 2002 годах ставки и средние размеры налога индексировались в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, кассационная инстанция считает, что закрепление ежегодных поправочных коэффициентов (с учетом инфляции) при неизменной базовой ставке земельного налога не означает применение к указанным Федеральным законам о бюджете на соответствующий год правил, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного вывод арбитражного суда о неприменении в 2002 году Федеральных законов от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" и от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" относительно исчисления и уплаты земельного налога противоречит законодательству.
Учитывая, что допущенные нарушения норм процессуального и материального права могли привести к принятию неправильного решения и не могут быть устранены кассационной инстанцией, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо рассмотреть спор с учетом норм материального и процессуального права, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 04.07.2002 по делу N А75-1134-А/02 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2002 N Ф04/3919-516/А75-2002
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 октября 2002 года Дело N Ф04/3919-516/А75-2002
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сургутнефтегаз", г. Сургут, обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Инспекции МНС РФ по г. Сургуту о признании недействительным решения, оформленного в виде письма от 04.04.2002 N 3958/14/09. В письме налоговый орган указал на необходимость применения ОАО "Сургутнефтегаз" в 2002 году ставки земельного налога, действовавшей в 2001 году, с учетом коэффициента 2, а также налоговый орган не принял к учету заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
Решением арбитражного суда от 04.07.2002 иск удовлетворен. Арбитражный суд пришел к выводу, что законы, установившие индексацию ставок земельного налога, вступают в силу с 01.01.2003 и поэтому не подлежат применению в 2002 году.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Сургуту просит решение арбитражного суда отменить и принять новое решение - об отказе в иске. Заявитель жалобы указал, что суд не исследовал вопрос о том, какие законные интересы и права истца нарушены. Суд неправильно применил нормы материального и процессуального права при определении налогового периода по плате за землю. Кроме того, суд не учел, что Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" вступил в законную силу с 31.12.2001.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" просит оставить без изменения решение арбитражного суда, указывая, что позиция налогового органа об исчислении налогового периода с 1 июня очередного года по 1 июня следующего года незаконна.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, считает, что принятое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" направило в адрес Инспекции МНС РФ по г. Сургуту письмо от 07.02.2002 N 39-03-254юр о порядке применения в 2002 году ставок земельного налога и заявление от 15.02.2002 N 1-3НС о внесении изменений и дополнений в ранее предоставленные налоговые декларации по земельному налогу. В письме от 04.04.2002 N 3958/14/09 налоговый орган указал, что в 2002 году ставки земельного налога применяются в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", а заявление о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы не может быть принято к учету.
Арбитражный суд, удовлетворив исковые требования ОАО "Сургутнефтегаз" о признании недействительным указанного письма, принял решение с нарушением норм процессуального и материального права.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В части 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведены вопросы, разрешаемые при принятии решения, и определен порядок их разрешения.
Из части 2 статьи 127 этого Кодекса следует, что в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы арбитражного суда об этих обстоятельствах.
В нарушение указанных выше требований арбитражный суд не указал, какие законные интересы и права ОАО "Сургутнефтегаз" нарушены письмом налогового органа.
Кроме того, арбитражный суд не привел доводов, по которым не согласился с Инспекцией МНС РФ по г. Сургуту об отказе в принятии к учету заявления о дополнении деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
В письме от 04.04.2002 N 3598/14/09 налоговый орган не принял к учету данное заявление со ссылкой на конкретные федеральные законодательные акты. В деле отсутствуют доказательства того, что истец до принятия решения уточнял предмет и основания иска.
При рассмотрении дела арбитражный суд не учел также следующее.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 30.12.2001) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В законодательных актах отсутствует правовая норма, определяющая коэффициент как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величину, непосредственно изменяющую саму ставку. Следовательно, конкретные ставки платы за землю не изменяются путем введения повышающих коэффициентов.
Из пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Устанавливаемый Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" коэффициент влияет именно на порядок исчисления налога, но не изменяет конкретную ставку платы за землю.
Исходя из смысла федеральных законов о федеральном бюджете их действие направлено на формирование доходов и расходов в конкретном периоде - календарном году.
С учетом того, что средние размеры земельного налога и средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в приложениях N N 1 - 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", а в 1997 - 2002 годах ставки и средние размеры налога индексировались в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, кассационная инстанция считает, что закрепление ежегодных поправочных коэффициентов (с учетом инфляции) при неизменной базовой ставке земельного налога не означает применение к указанным Федеральным законам о бюджете на соответствующий год правил, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного вывод арбитражного суда о неприменении в 2002 году Федеральных законов от 14.12.2002 "Об индексации ставок земельного налога" и от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" относительно исчисления и уплаты земельного налога противоречит законодательству.
Учитывая, что допущенные нарушения норм процессуального и материального права могли привести к принятию неправильного решения и не могут быть устранены кассационной инстанцией, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо рассмотреть спор с учетом норм материального и процессуального права, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 04.07.2002 по делу N А75-1134-А/02 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)