Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 сентября 2005 года Дело N Ф08-4171/2005-1664А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Кавказ", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Анапа (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа), надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Кавказ" на решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39695/2004-52/929, установил следующее.
ЗАО "Агрофирма "Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными решения налоговой инспекции от 05.10.2004 N 10-01/2501 и требования N 39030 об уплате налога по состоянию от 06.10.2004.
Решением суда от 03.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что произведенное обществом вино является подакцизным товаром и к продукции первичной переработки не относится.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 и принять новый судебный акт. Кассационная жалоба мотивирована тем, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы и просил удовлетворить ее.
Проверив законность судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку по вопросу правильности исчисления налога на прибыль организаций за 6 месяцев 2004 г.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 05.10.2004 N 10-01/2501, которым обществу предложила уплатить авансовые платежи за 2 и 3 кварталы 2004 г. в сумме 1626240 рублей, а также пени в сумме 24172 рублей 02 копеек.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что общество в нарушение статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г. неверно применило налоговую ставку, так как налоговые ставки, предусмотренные статьей 2.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ, не распространяются на деятельность, связанную с реализацией собственной подакцизной продукции.
Налоговая инспекция выставила требование N 39030 об уплате налога по состоянию на 06.10.2004.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Пункт 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В целях данной главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Пунктом 3 статьи 346.2 Кодекса предусмотрено, что не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Поскольку общество занимается выращиванием винограда и производством из него виноматериала, являющегося подакцизным товаром, общество не переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога и уплачивает налоги по общей системе налогообложения.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2005 годах - 0 процентов; в 2006 - 2008 годах - 6 процентов; в 2009 - 2011 годах - 12 процентов; в 2012 - 2014 годах - 18 процентов; начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не дает определения сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и не отсылает к главе 26.1 Кодекса для использования понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.12.2004 N 03-03-01-04/10172 разъяснило, что поскольку частью первой Кодекса и главой 25 Кодекса не установлено иное, в целях главы 25 Кодекса следует применять понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно статье 1 которого "сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции".
Основным видом деятельности ЗАО "Агрофирма "Кавказ" является выращивание винограда и производство виноградного вина.
Согласно расшифровке к налоговой декларации по налогу на прибыль в 1 полугодии общество получило доходы от реализации сельскохозяйственной продукции (растениеводство и животноводство) - 3,83%, от производства вина - 93,6%, от прочей реализации, работ, услуг - 2,57%.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2004 N 499 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" к продукции первичной переработки отнесены виноматериалы, концентраты виноградные и прочая продукция винодельческой промышленности.
Следовательно, вывод судов о том, что общество занимается вторичной переработкой, а производимое им вино является подакцизным товаром и не относится к продукции переработки, в связи с чем налогоплательщик не может быть отнесен к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения главы 25 Кодекса, не соответствует нормам налогового законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, судебные акты подлежат отмене, а требования общества - удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований общества, в соответствии со статьями 333.16, 333.22, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, обществу следует возвратить госпошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39695/2004-52/929 отменить.
Признать недействительными решение от 05.10.2004 N 10-01/2501 и требование от 06.10.2004 N 39030 ИМНС России по курорту Анапа как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Возвратить ЗАО "Агрофирма "Кавказ" госпошлину в сумме 3000 рублей из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2005 N Ф08-4171/2005-1664А ПО ДЕЛУ N А32-39695/2004-52/929
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 сентября 2005 года Дело N Ф08-4171/2005-1664А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Кавказ", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Анапа (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа), надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Кавказ" на решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39695/2004-52/929, установил следующее.
ЗАО "Агрофирма "Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по курорту Анапа (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными решения налоговой инспекции от 05.10.2004 N 10-01/2501 и требования N 39030 об уплате налога по состоянию от 06.10.2004.
Решением суда от 03.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что произведенное обществом вино является подакцизным товаром и к продукции первичной переработки не относится.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 и принять новый судебный акт. Кассационная жалоба мотивирована тем, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы и просил удовлетворить ее.
Проверив законность судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку по вопросу правильности исчисления налога на прибыль организаций за 6 месяцев 2004 г.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 05.10.2004 N 10-01/2501, которым обществу предложила уплатить авансовые платежи за 2 и 3 кварталы 2004 г. в сумме 1626240 рублей, а также пени в сумме 24172 рублей 02 копеек.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что общество в нарушение статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г. неверно применило налоговую ставку, так как налоговые ставки, предусмотренные статьей 2.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ, не распространяются на деятельность, связанную с реализацией собственной подакцизной продукции.
Налоговая инспекция выставила требование N 39030 об уплате налога по состоянию на 06.10.2004.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Пункт 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В целях данной главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Пунктом 3 статьи 346.2 Кодекса предусмотрено, что не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Поскольку общество занимается выращиванием винограда и производством из него виноматериала, являющегося подакцизным товаром, общество не переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога и уплачивает налоги по общей системе налогообложения.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2005 годах - 0 процентов; в 2006 - 2008 годах - 6 процентов; в 2009 - 2011 годах - 12 процентов; в 2012 - 2014 годах - 18 процентов; начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не дает определения сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и не отсылает к главе 26.1 Кодекса для использования понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.12.2004 N 03-03-01-04/10172 разъяснило, что поскольку частью первой Кодекса и главой 25 Кодекса не установлено иное, в целях главы 25 Кодекса следует применять понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно статье 1 которого "сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции".
Основным видом деятельности ЗАО "Агрофирма "Кавказ" является выращивание винограда и производство виноградного вина.
Согласно расшифровке к налоговой декларации по налогу на прибыль в 1 полугодии общество получило доходы от реализации сельскохозяйственной продукции (растениеводство и животноводство) - 3,83%, от производства вина - 93,6%, от прочей реализации, работ, услуг - 2,57%.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2004 N 499 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" к продукции первичной переработки отнесены виноматериалы, концентраты виноградные и прочая продукция винодельческой промышленности.
Следовательно, вывод судов о том, что общество занимается вторичной переработкой, а производимое им вино является подакцизным товаром и не относится к продукции переработки, в связи с чем налогоплательщик не может быть отнесен к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения главы 25 Кодекса, не соответствует нормам налогового законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, судебные акты подлежат отмене, а требования общества - удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований общества, в соответствии со статьями 333.16, 333.22, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, обществу следует возвратить госпошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39695/2004-52/929 отменить.
Признать недействительными решение от 05.10.2004 N 10-01/2501 и требование от 06.10.2004 N 39030 ИМНС России по курорту Анапа как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Возвратить ЗАО "Агрофирма "Кавказ" госпошлину в сумме 3000 рублей из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)