Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2008 ПО ДЕЛУ N А56-14096/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2008 г. по делу N А56-14096/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Зеленое хозяйство" Виговского Ю.А. (доверенность от 15.04.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Никифоровой Е.В. (доверенность от 09.01.2008 N 11-06/3), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 по делу N А56-14096/2008 (судья Исаева И.А.),
установил:

открытое акционерное общество "Зеленое хозяйство" (далее - Общество, ОАО "Зеленое хозяйство") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 07.05.2008 N 03-05/19986.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2008 требование Общества удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать ОАО "Зеленое хозяйство" в удовлетворении заявленных им требований. По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального права: пункт 2 статьи 11, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 10 и статья 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Инспекция считает, что, поскольку доля участия муниципального образования в Обществе составляет 100 процентов, оно не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил ее отклонить.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "Зеленое хозяйство" на основании уведомления налогового органа от 05.12.2005 N 220 (л.д. 28) с 01.01.2006 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Инспекция в январе - марте 2008 года провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом в бюджет налогов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 21.01.2005 по 30.09.2007 и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 21.01.2005 по 31.12.2006. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 02.04.2008 N 11.
Так, налоговый орган признал незаконным применение Обществом в 2007 году упрощенной системы налогообложения, так как доля участия в нем другой организации - муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" в лице его администрации - составила более 25 процентов. Следовательно, ОАО "Зеленое хозяйство" неправомерно в январе - сентябре 2007 года не исчисляло и не уплачивало в бюджет налог на добавленную стоимость.
Решением Инспекции от 07.05.2008 N 03-05/19986, принятым на основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Обществу доначислено и предложено уплатить 1 786 599 руб. налога на добавленную стоимость и 195 419 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. ОАО "Зеленое хозяйство" также привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания 357 320 руб. штрафа. Кроме того, налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и сдать уточненные декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 9 месяцев 2007 года.
ОАО "Зеленое хозяйство" обжаловало решение налогового органа в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требование налогоплательщика. Суд подтвердил наличие у Общества права применять упрощенную систему налогообложения. Суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Тихвинский район Ленинградской области" в лице администрации муниципального образования не является организацией в смысле, придаваемом понятию "организация" статьей 11 НК РФ, а потому заявитель не подпадает под категорию лиц, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального права, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).
На применение упрощенной системы налогообложения вправе претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, в которой они созданы, но с учетом ограничений, предусмотренных в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Зеленое хозяйство" создано на основании распоряжения Совета депутатов муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области" от 23.06.2004 N 696 путем приватизации имущества муниципального образования по способу - внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал Общества. Уставный капитал ОАО "Зеленое хозяйство" составляет 100 000 руб. и состоит из 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Единственным учредителем и владельцем акций Общества является муниципальное образование "Тихвинский район Ленинградской области" в лице администрации муниципального образования.
В пункте 1 статьи 11 НК РФ указано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Понятие организации для целей налогообложения приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, имеющие вклады в акционерные общества и осуществляющие права акционеров через свои уполномоченные органы, не подпадают - как правильно указал суд первой инстанции - под понятие "организация", изложенное в статье 11 НК РФ для целей применения норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство также не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам. На перечисленные субъекты лишь распространены правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Этот вывод подтверждается нормами статей 2 и 124 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательствам отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные организации. При этом, как следует из статьи 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 124 ГК РФ и пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием считается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
С учетом установленных судом обстоятельств по делу и вышеперечисленных норм права является правильным вывод суда о том, что ограничения, установленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, на Общество не распространяются, а потому оно правомерно применяло в спорном периоде упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция не принимает ссылку налогового органа на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письмах от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124. Согласно этой позиции акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и наделенные имуществом, разделенным на акции, подпадают под действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Названные письма Министерства финансов Российской Федерации, направленные Федеральной налоговой службой в нижестоящие налоговые органы с сопроводительным письмом от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 16720/07 признаны не соответствующими положениям Налогового кодекса Российской Федерации и недействующими.
Кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 по делу N А56-14096/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)