Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Минеев Д.Г., доверенность от 04.05.2012 г.,
от налогового органа - Гилаева А.Р., доверенность от 30.12.2011 г.,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" (ОГРН 1021602510038), г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска", (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленного требования, принятого судом первой инстанции к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан (далее налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение N 1948 от 23.09.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 28.11.2011 г. N 750.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным решение N 1948 от 23.09.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 28.11.2011 г. N 750, в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применен закон.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа и третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2008 год, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 06.07.2011 г. N 1716.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений заявителя по акту, налоговым органом было принято решение N 1948 от 23.09.2011 г. о привлечении заявителя к налоговой ответственности. Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 259 863,60 руб., а также начислены к уплате налог на имущество в сумме 2 598 636 руб. и пени в сумме 691 622,58 руб. за несвоевременную уплату этого налога.
Решение было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган. Решением N 750 от 28.11.2011 г. Управление ФНС России по Республике Татарстан изменило решение налогового органа, уменьшив в резолютивной части начисление налога на имущество на 82 148 руб. и соответствующие суммы пени и штрафа.
Как видно из оспариваемого решения, инспекция пришла к выводам о том, что заявленная налогоплательщиком льгота в отношении имеющихся объектов (благоустройство жилых домов и улиц, линии электропередачи и передаточные устройства) не подпадают под льготу установленную Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" и не содержатся в перечне имущества, относящимся к льготируемому имуществу, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004 г. Кроме того, налоговый орган считает, что учреждение не представило карточки учета основных средств, в которых указывается код ОКОФ, определяющий к какому классу (подклассу) основных средств относится льготируемое имущество.
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ). Он регулируется Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Льготы по налогу на имущество организаций установлены ст. 381 НК РФ, а также действующим на территории Республики Татарстан Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций".
Так, согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Как видно, данный перечень имущества содержит наименование имущества, примечание с описанием этого имущества, а также коды ОКОФ.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 359 (с изменениями 1/98), содержит классификацию объектов основных средств по разделам, подразделам, классам, подклассам и видам.
Налоговым органом представлена в материалы дела таблица "Объекты, не подпадающие под льготу", в которой отражены наименования объектов основных средств, их остаточные стоимости, а также отражены доначисленные суммы налога на имущество по ним, - всего 2 598 635,65 руб.
Заявителем представлены в материалы дела инвентарные карточки учета основных средств по этим объектам. Заявителем данные карточки также представлялись в налоговый орган.
Представленные карточки содержат наименования объектов по видам и группам, их коды ОКОФ, даты ввода в эксплуатацию этих объектов (01.06.2002 г.), их инвентарные номера, номера амортизационных групп, сроки полезного использования (от 50 до 33 лет), первоначальная стоимость и стоимость с учетом амортизации.
Объекты, указанные в этих инвентарных карточках - передаточные устройства, линии энергопередачи, канализации и водостоки правомерно отнесены заявителем к льготируемому имуществу, поскольку соответствуют вышеуказанному постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 504, как по кодам ОКОФ, так и по назначению их использования, и являются неотъемлемой технологической частью объектов, освобождаемых от налога на имущество.
Доводы налогового органа о том, что в некоторых карточках указаны наименования основных средств непонятного назначения, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Инвентарные карточки всех объектов содержат необходимые сведения, в т.ч. по кодам ОКОФ объектов, освобождаемых от налога на имущество. Данные карточки являются надлежащим доказательством в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения.
Как следует из определений, содержащихся в нормах действующего законодательства, передаточные устройства представляют собой структурные элементы, являющихся составной частью линий энергопередач. На правомерность льготирования основных средств, обозначенных учреждением как передаточные устройства, указывает непосредственно само содержание перечня основных средств, обозначенных как передаточные устройства. Так, из представленного в материалы дела перечня "Передаточные устройства" видно, что эти устройства представляют собой составные части линии электропередач уличного городского освещения, фактически являясь их неотъемлемой технологической частью, а также и сети водоснабжения и канализации, что дает право на применение льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные п. 11 ст. 381 НК РФ, а также п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество".
В соответствии с данной нормой Закона РТ, освобождается от налогообложения имущество организаций - в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению. В случае использования имущества для оказания услуг иным потребителям освобождению от налогообложения подлежит имущество в части, пропорциональной сумме дохода, полученного от оказания услуг населению, в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде.
Доводы налогоплательщика о том, что из непосредственного назначения вышеуказанного имущества (передаточные устройства) вытекает его использование на удовлетворение нужд жителей города Нижнекамска и невозможность его фактического использования МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" для удовлетворения каких-либо своих нужд или в коммерческих целях, подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ в отношении учреждения, его Уставом, содержащих закрытый перечень сведений о видах деятельности.
Ссылки заявителя на сложившуюся судебно-арбитражную практику (постановления ФАС Поволжского округа N А65-7581/2008, А65-7580, А65-7576/2008) в отношении ливневых канализаций, обозначенных заявителем в основных средствах как передаточные средства, также являются обоснованными.
Кроме того, налоговым органом неправомерно сделан вывод в решении об исключении из льготируемого имущества объектов благоустройства жилых домов. Данные объекты в составе других объектов основных средств закреплены за МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" на праве оперативного управления согласно распоряжению Управления земельных и имущественных отношений МО "Нижнекамский муниципальный район" от 13.02.2009 г. N 37-р, акту приема-передачи имущества N 4 от 13.02.2009 г., договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением от 13.02.2009 г. N 100060001. Перечень муниципального имущества, в т.ч. объекты благоустройства жилых домов перечислены в Перечне муниципального имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" (приложение к договору).
Как видно из пункта 2.5. договора, Учреждение не вправе использовать закрепленное имущество с целью извлечения прибыли.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона РТ от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ освобождается от налогообложения имущество организаций - в отношении объектов жилищного фонда.
Довод заявителя о том, что сооружения благоустройства жилых домов относятся к объектам жилищного фонда, суд апелляционной инстанции считает состоятельным, поскольку имеет под собой правовое обоснование.
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Согласно положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном жилом доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Ссылки заявителя на ст. 135 Гражданского кодекса РФ о главной вещи и принадлежности, на пункт 7 ст. 3 НК РФ о недопустимости толкования неясностей налогового законодательства против налогоплательщика, также обоснованны.
Как видно из материалов дела, объекты основных средств, в том числе и объекты благоустройства жилых домов, состоят на балансе учреждения с 2002 года. Социальная направленность использования объектов благоустройства жилых домов на удовлетворение нужд их жителей, не оспаривается налоговым органом.
Доводы налогового органа о том, что исходя из представленных заявителем инвентарных карточках учета основных средств, суммы налога на имущество рассчитаны иные, чем в решении, отклоняются судом. Инвентарные карточки представлены по состоянию на 04.05.2012 г. и содержат суммы начисленной амортизации на эту дату, а не на дату вынесения решения. Однако данное обстоятельство не влияет на необоснованность начислений ответчиком налога на имущество по объектам, которые не подлежат налогообложению.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2012 ПО ДЕЛУ N А65-7922/2012
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2012 г. по делу N А65-7922/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Минеев Д.Г., доверенность от 04.05.2012 г.,
от налогового органа - Гилаева А.Р., доверенность от 30.12.2011 г.,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" (ОГРН 1021602510038), г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска", (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленного требования, принятого судом первой инстанции к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан (далее налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение N 1948 от 23.09.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 28.11.2011 г. N 750.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным решение N 1948 от 23.09.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 28.11.2011 г. N 750, в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применен закон.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа и третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2008 год, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 06.07.2011 г. N 1716.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений заявителя по акту, налоговым органом было принято решение N 1948 от 23.09.2011 г. о привлечении заявителя к налоговой ответственности. Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 259 863,60 руб., а также начислены к уплате налог на имущество в сумме 2 598 636 руб. и пени в сумме 691 622,58 руб. за несвоевременную уплату этого налога.
Решение было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган. Решением N 750 от 28.11.2011 г. Управление ФНС России по Республике Татарстан изменило решение налогового органа, уменьшив в резолютивной части начисление налога на имущество на 82 148 руб. и соответствующие суммы пени и штрафа.
Как видно из оспариваемого решения, инспекция пришла к выводам о том, что заявленная налогоплательщиком льгота в отношении имеющихся объектов (благоустройство жилых домов и улиц, линии электропередачи и передаточные устройства) не подпадают под льготу установленную Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" и не содержатся в перечне имущества, относящимся к льготируемому имуществу, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004 г. Кроме того, налоговый орган считает, что учреждение не представило карточки учета основных средств, в которых указывается код ОКОФ, определяющий к какому классу (подклассу) основных средств относится льготируемое имущество.
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ). Он регулируется Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Льготы по налогу на имущество организаций установлены ст. 381 НК РФ, а также действующим на территории Республики Татарстан Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций".
Так, согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Как видно, данный перечень имущества содержит наименование имущества, примечание с описанием этого имущества, а также коды ОКОФ.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 359 (с изменениями 1/98), содержит классификацию объектов основных средств по разделам, подразделам, классам, подклассам и видам.
Налоговым органом представлена в материалы дела таблица "Объекты, не подпадающие под льготу", в которой отражены наименования объектов основных средств, их остаточные стоимости, а также отражены доначисленные суммы налога на имущество по ним, - всего 2 598 635,65 руб.
Заявителем представлены в материалы дела инвентарные карточки учета основных средств по этим объектам. Заявителем данные карточки также представлялись в налоговый орган.
Представленные карточки содержат наименования объектов по видам и группам, их коды ОКОФ, даты ввода в эксплуатацию этих объектов (01.06.2002 г.), их инвентарные номера, номера амортизационных групп, сроки полезного использования (от 50 до 33 лет), первоначальная стоимость и стоимость с учетом амортизации.
Объекты, указанные в этих инвентарных карточках - передаточные устройства, линии энергопередачи, канализации и водостоки правомерно отнесены заявителем к льготируемому имуществу, поскольку соответствуют вышеуказанному постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 504, как по кодам ОКОФ, так и по назначению их использования, и являются неотъемлемой технологической частью объектов, освобождаемых от налога на имущество.
Доводы налогового органа о том, что в некоторых карточках указаны наименования основных средств непонятного назначения, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Инвентарные карточки всех объектов содержат необходимые сведения, в т.ч. по кодам ОКОФ объектов, освобождаемых от налога на имущество. Данные карточки являются надлежащим доказательством в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения.
Как следует из определений, содержащихся в нормах действующего законодательства, передаточные устройства представляют собой структурные элементы, являющихся составной частью линий энергопередач. На правомерность льготирования основных средств, обозначенных учреждением как передаточные устройства, указывает непосредственно само содержание перечня основных средств, обозначенных как передаточные устройства. Так, из представленного в материалы дела перечня "Передаточные устройства" видно, что эти устройства представляют собой составные части линии электропередач уличного городского освещения, фактически являясь их неотъемлемой технологической частью, а также и сети водоснабжения и канализации, что дает право на применение льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные п. 11 ст. 381 НК РФ, а также п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ "О налоге на имущество".
В соответствии с данной нормой Закона РТ, освобождается от налогообложения имущество организаций - в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению. В случае использования имущества для оказания услуг иным потребителям освобождению от налогообложения подлежит имущество в части, пропорциональной сумме дохода, полученного от оказания услуг населению, в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде.
Доводы налогоплательщика о том, что из непосредственного назначения вышеуказанного имущества (передаточные устройства) вытекает его использование на удовлетворение нужд жителей города Нижнекамска и невозможность его фактического использования МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" для удовлетворения каких-либо своих нужд или в коммерческих целях, подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ в отношении учреждения, его Уставом, содержащих закрытый перечень сведений о видах деятельности.
Ссылки заявителя на сложившуюся судебно-арбитражную практику (постановления ФАС Поволжского округа N А65-7581/2008, А65-7580, А65-7576/2008) в отношении ливневых канализаций, обозначенных заявителем в основных средствах как передаточные средства, также являются обоснованными.
Кроме того, налоговым органом неправомерно сделан вывод в решении об исключении из льготируемого имущества объектов благоустройства жилых домов. Данные объекты в составе других объектов основных средств закреплены за МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" на праве оперативного управления согласно распоряжению Управления земельных и имущественных отношений МО "Нижнекамский муниципальный район" от 13.02.2009 г. N 37-р, акту приема-передачи имущества N 4 от 13.02.2009 г., договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением от 13.02.2009 г. N 100060001. Перечень муниципального имущества, в т.ч. объекты благоустройства жилых домов перечислены в Перечне муниципального имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за МБУ "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска" (приложение к договору).
Как видно из пункта 2.5. договора, Учреждение не вправе использовать закрепленное имущество с целью извлечения прибыли.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона РТ от 28.11.2003 г. N 49-ЗРТ освобождается от налогообложения имущество организаций - в отношении объектов жилищного фонда.
Довод заявителя о том, что сооружения благоустройства жилых домов относятся к объектам жилищного фонда, суд апелляционной инстанции считает состоятельным, поскольку имеет под собой правовое обоснование.
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Согласно положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном жилом доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Ссылки заявителя на ст. 135 Гражданского кодекса РФ о главной вещи и принадлежности, на пункт 7 ст. 3 НК РФ о недопустимости толкования неясностей налогового законодательства против налогоплательщика, также обоснованны.
Как видно из материалов дела, объекты основных средств, в том числе и объекты благоустройства жилых домов, состоят на балансе учреждения с 2002 года. Социальная направленность использования объектов благоустройства жилых домов на удовлетворение нужд их жителей, не оспаривается налоговым органом.
Доводы налогового органа о том, что исходя из представленных заявителем инвентарных карточках учета основных средств, суммы налога на имущество рассчитаны иные, чем в решении, отклоняются судом. Инвентарные карточки представлены по состоянию на 04.05.2012 г. и содержат суммы начисленной амортизации на эту дату, а не на дату вынесения решения. Однако данное обстоятельство не влияет на необоснованность начислений ответчиком налога на имущество по объектам, которые не подлежат налогообложению.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 г. по делу N А65-7922/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)