Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2003 N А56-8760/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 сентября 2003 года Дело N А56-8760/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "База Бадаева" Серебренникова А.Л. (доверенность от 17.01.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Суконкиной Ю.С. (доверенность от 04.01.03), рассмотрев 30.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.05.03 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 30.06.03 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8760/03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "База Бадаева" (далее - ОАО "База Бадаева") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным оформленного письмом решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 05.03.03 N 15/6478 о ставках земельного налога. Кроме того, заявитель просил обязать налоговую инспекцию произвести зачет 280824,55 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Решением суда от 05.05.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.06.03, заявление ОАО "База Бадаева" удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 05.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "База Бадаева" просил оставить решение и постановление суда без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "База Бадаева" уплатило в 2000 году земельный налог в сумме, исчисленной путем умножения ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога" (далее - Закон о ставках земельного налога), на коэффициент "2", введенный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон о федеральном бюджете), и на коэффициент "1,2", установленный Законом о федеральном бюджете на 2000 год. В 2001 году земельный налог исчислялся налогоплательщиком путем умножения ставки налога на коэффициенты "2" и "1,2", установленные законами о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы. В 2002 году налог исчислялся с применением коэффициентов "2", "1,2" и "2", установленных законами о федеральном бюджете на 1999, 2000 и 2002 годы. По мнению заявителя, переплата по земельному налогу возникла в связи с последовательным использованием при расчете земельного налога за 2000 - 2002 годы повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующий год. Поэтому ОАО "База Бадаева" 03.03.03 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 280824,55 руб. излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога.
В письме от 05.03.03 N 15/6478 налоговый орган указал, что исчисление налога следует производить с учетом повышающего коэффициента "4,8", предусмотренного Законом "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" от 11.07.02 N 314-27 (далее - Закон N 314-27).
По мнению кассационной инстанции, действие введенных законами о федеральном бюджете коэффициентов распространяется на отношения по формированию федерального бюджета в конкретном финансовом году и ограничивается календарным годом, указаны в бюджетном законе. Законы о федеральном бюджете содержат срочные нормы, действие которых прекращается в последний день календарного года, если иное не установлено правовой нормой. Таким образом, в 2000 году подлежал применению коэффициент "1,2", установленный Законом о федеральном бюджете на 2000 год, в 2001 году повышающий коэффициент не был предусмотрен. В 2002 году подлежал применению коэффициент "2,688", установленный Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", поскольку коэффициент "4,8", предусмотренный Законом Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" от 11.07.02 N 314-27, не подлежит применению как установленный в середине налогового периода.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости применения при исчислении земельного налога коэффициента "2" в 2001 году, тогда как коэффициент не был установлен, и коэффициента "2", введенного Законом о федеральном бюджете на 2002 год, так как применению подлежит коэффициент "2,688", установленный законодательным органом субъекта Российской Федерации. Поскольку такой вывод привел к принятию неправильного решения в отношении подлежащей зачету суммы земельного налога, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При назначении дела к слушанию суду рекомендуется обязать стороны произвести сверку расчета подлежащей зачету суммы налога исходя из того, что коэффициенты не изменяют налоговую ставку: в 2001 году коэффициент к ставке в установленном порядке не вводился, а в 2002 году в Санкт-Петербурге действовал коэффициент "2,688".
Довод налоговой инспекции о том, что путем введения законами о федеральном бюджете коэффициентов законодатель изменяет ставки земельного налога, правильно опровергнут арбитражным судом, поскольку подобный способ изменения налоговой ставки не предусмотрен правовыми актами. Такой подход к определению размера налога противоречит пунктам 1 и 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим кодексом.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8760/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)