Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2008 ПО ДЕЛУ N А56-35786/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2008 г. по делу N А56-35786/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Левшина Д.В. (доверенность от 17.01.2008 N 18/663), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2007 по делу N А56-35786/2007 (судья Мирошниченко В.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "СПВ" (далее - Общество, ООО "СПВ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в уклонении от возврата из бюджета 240 000 руб. излишне уплаченного налога на игорный бизнес, а также об обязании налоговой инспекции вынести решение о возврате на расчетный счет налогоплательщика указанной суммы налога.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2007 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "СПВ" просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы утверждает, что суд необоснованно не принял во внимание составленный Обществом с ответчиком и представленный в материалы дела акт сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам от 03.09.2007 N 6420. Этим актом подтверждается факт наличия у налогоплательщика излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес. Общество считает неправильным вывод суда об отсутствии у Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу, в которой Общество не состоит на налоговом учете на момент подачи уточненных деклараций и заявления о возврате излишне уплаченного налога, установленных законом оснований для возврата из бюджета спорной суммы налога. По мнению налогоплательщика, он правомерно направил вышеуказанные документы не по месту учета головной организации (город Саранск), а по месту учета ликвидированного в 2006 году обособленного подразделения, поскольку налог на игорный бизнес заявитель уплачивал в бюджет Санкт-Петербурга, возврат же налога может быть осуществлен только из того бюджета, в который произошла переплата.
Кроме того, Общество ссылается на то, что налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, налоговому органу по месту учета Общества как налогоплательщика не был передан акт сверки, подтверждающий наличие у налогоплательщика переплаты по налогу на игорный бизнес в бюджет Санкт-Петербурга, поэтому именно Межрайонная налоговая инспекция ФНС N 23 по Санкт-Петербургу обязана возвратить спорную сумму налога, несмотря на отсутствие Общества у нее на налоговом учете.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует поступившее в суд 18.03.2008 ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества. Ходатайство удовлетворено, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Общество 02.08.2007 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за февраль - сентябрь 2005 года, в которых сумма подлежащего уплате налога уменьшена на 240 000 руб.
Подача уточненных налоговых деклараций обусловлена тем, что налогоплательщик при заполнении первоначально поданных деклараций ошибочно считал один игровой автомат типа "Ромашка" как пять объектов налогообложения.
Вместе с декларациями ООО "СПВ" направило в инспекцию заявление (л.д. 18) о возврате из бюджета 240 000 руб. налога на игорный бизнес.
Налоговая инспекция не вынесла никакого решения по заявлению налогоплательщика в срок, установленный в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), излишне уплаченную сумму налога Обществу не возвратила.
ООО "СПВ", посчитав, что в данном случае имеет место незаконное бездействие налогового органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. Принимая такое решение, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 81 НК РФ уточненная декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом также по месту учета налогоплательщика (пункт 2 статьи 78 НК РФ). В рассматриваемом случае Общество в августе 2007 года представило уточненные декларации и заявление о возврате налога в налоговый орган (МРИ ФНС N 23 по Санкт-Петербургу), где не состоит на налоговом учете. Факт налогового учета Общества в этом налоговом органе в 2005 году в связи с созданием и осуществлением деятельности через обособленное подразделение, суд не принял во внимание, сославшись на ликвидацию Обществом обособленного подразделения в январе 2006 года. Суд указал, что Общество обязано было направить уточненные декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган по месту учета головной организации (город Саранск).
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Как видно из материалов дела, ООО "СПВ" 03.03.2004 поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения организации (город Саранск), что подтверждается свидетельством о постановке на учет (л.д. 111).
В период с февраля по сентябрь 2005 года Общество осуществляло предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории города Санкт-Петербурга. Обществом был установлен игровой автомат типа "Ромашка" по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 97, что означает для целей налогообложения создание обособленного подразделения. Названные обстоятельства послужили основанием для постановки ООО "СПВ" на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу.
В связи с принятием в январе 2006 года решения о ликвидации обособленного подразделения ООО "СПВ" сообщило об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения.
Согласно второму абзацу пункта 5 статьи 84 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
Уведомлением налогового органа от 31.01.2006 N 833857 (л.д. 129) подтверждается, что Общество снято с учета 23.01.2006 в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.
Пунктом 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном этой статьей.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (пункт 5 статьи 81 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
Как следует из пунктов 6 и 7 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Причем в силу пункта 2 статьи 78 НК РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 78 НК РФ возврат (зачет) излишне уплаченного налога производит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Суд первой инстанции установил и это подтверждается материалами дела, что на 02.08.2007 - дату подачи в Межрайонную инспекцию ФНС N 23 по Санкт-Петербургу уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес и заявления о возврате налога обособленное подразделение Общества, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 97, ликвидировано и Общество снято с учета в указанной инспекции.
Следовательно, возврат суммы излишне уплаченного налога не может осуществляться Межрайонной инспекцией ФНС N 23 по Санкт-Петербургу, поскольку заявитель снят 23.01.2006 с налогового учета в этом налоговом органе.
После снятия с учета в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение налогоплательщик - исходя из положений пункта 5 статьи 81 и пункта 2 статьи 78 НК РФ - представляет уточненные декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган по месту нахождения организации. Налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога по месту нахождения ликвидированного впоследствии обособленного подразделения.
Налоговый орган для решения вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченного налога вправе запросить у налогового органа по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения необходимые документы и проверить обоснованность требования налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога.
Во втором абзаце пункта 3 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность проведения по предложению налогового органа или налогоплательщика совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
К материалам дела приобщен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 03.09.2007 N 6420, подписанный МРИ ФНС N 23 по Санкт-Петербургу и Обществом. Согласно содержащимся в нем сведениям у ООО "СПВ" по состоянию на 30.08.2007 имеется переплата по налогу на игорный бизнес в сумме 240 000 руб. Однако факт составления такого акта не является основанием для вынесения МРИ ФНС N 23 по Санкт-Петербургу решения о возврате излишне уплаченной суммы налога.
Кассационная инстанция считает законным отклонение судом первой инстанции и довода Общества о правомерной подаче им заявления о возврате излишне уплаченного налога в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, так как излишняя сумма налога на игорный бизнес зачислена в бюджет города Санкт-Петербурга.
Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Однако это правило не противоречит норме пункта 2 статьи 78 НК РФ, в которой однозначно определен налоговый орган, в который подается заявление о возврате излишне уплаченного налога.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены принятого судом по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2007 по делу N А56-35786/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПВ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)