Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2007 N 17АП-282/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-17423/2006-А14

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 5 февраля 2007 г. Дело N 17АП-282/2007-АК

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю на решение от 04.12.2006 по делу N А50-17423/2006-А14 Арбитражного суда Пермской области по заявлению СПК "К" к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:

СПК "К" обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога от 06.09.2006.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 требование МИ ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога по состоянию на 06.09.2006 признано недействительным и на налоговый орган возложена обязанность по приведению в соответствие с НК РФ и устранению нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемое требование должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, и пени начислены налоговым органом в нарушение ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания требования N 19473 от 06.09.2006 в части налога на имущество организаций в размере 26040 руб., ссылаясь на то, что деятельность СПК "К" продолжает в обычном порядке и колхоз обязан выполнить свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил в ходе конкурсного производства.
СПК "К" письменный отзыв на жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда не явились, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.

Таким образом, сроком уплаты авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2006 г. является 31.07.2006.
06.09.2006 СПК "К" налоговым органом выставлено требование N 19473 об уплате налога, согласно которому кооператив обязан в срок до 21.09.2006 уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 26040 руб. и уплатить пени в сумме 13515,99 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции установил, что указанное требование налогового органа об уплате налога должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Материалами дела подтверждается, что определением Арбитражного суда Пермской области от 02.11.2005 принято к производству заявление уполномоченного органа о признании СПК "К" несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Пермской области от 29.11.2005 по делу N А50-40811/2005-Б в его отношении введена процедура наблюдения (л.д. 11), решением Арбитражного суда Пермской области от 25.04.2006 кооператив признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство (л.д. 12).
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, данного в п. 3 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.
Требования кредиторов по текущим платежам согласно п. 2 названной статьи не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Вместе с тем, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.




Аналогичные разъяснения даны в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в соответствии с которыми требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Обязанность по уплате налога на имущество организации за полугодие 2006 г. в сумме 26040 руб. возникли 31.07.2006, то есть после открытия конкурсного производства, то есть являются текущими платежами.
Доводы налогового органа о том, что требование N 19473 от 06.09.2006, являясь актом индивидуального регулирования, выставлено с соблюдением норм налогового законодательства и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а потому не имеется оснований для признания его недействительным, судом рассмотрены и признаны несостоятельными в силу следующего.
Действительно, СПК "К" не оспаривает факт наличия своей задолженности по уплате налога на имущество по сроку до 31.07.2006 и формально данное требование соответствует положениям ст. 69, 70 НК РФ. Вместе с тем, учитывая, что сроки принятия решения о взыскании сумм недоимок, предусмотренные п. 3 ст. 46 НК РФ, напрямую зависят от срока, установленного для исполнения обязательств по уплате налогов, указанных в требовании, выставление требования является неотъемлемой частью процедуры принудительного взыскания в бесспорном порядке. Кроме того, добровольное исполнение организацией, в отношении которой открыто конкурсное производство, данного требования может нарушить очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную реестром кредиторов, что свидетельствует о нарушении положений п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период конкурсного производства налоговый орган имеет право предъявить требование об уплате задолженности по текущим обязательным платежам только в рамках конкурсного производства. Расчеты с кредиторами по требованиям об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, производятся в порядке, установленном п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Пермской области.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)