Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 февраля 2007 г. Дело N 17АП-282/2007-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю на решение от 04.12.2006 по делу N А50-17423/2006-А14 Арбитражного суда Пермской области по заявлению СПК "К" к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю о признании недействительным требования,
СПК "К" обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога от 06.09.2006.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 требование МИ ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога по состоянию на 06.09.2006 признано недействительным и на налоговый орган возложена обязанность по приведению в соответствие с НК РФ и устранению нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемое требование должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, и пени начислены налоговым органом в нарушение ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания требования N 19473 от 06.09.2006 в части налога на имущество организаций в размере 26040 руб., ссылаясь на то, что деятельность СПК "К" продолжает в обычном порядке и колхоз обязан выполнить свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил в ходе конкурсного производства.
СПК "К" письменный отзыв на жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда не явились, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
Таким образом, сроком уплаты авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2006 г. является 31.07.2006.
06.09.2006 СПК "К" налоговым органом выставлено требование N 19473 об уплате налога, согласно которому кооператив обязан в срок до 21.09.2006 уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 26040 руб. и уплатить пени в сумме 13515,99 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции установил, что указанное требование налогового органа об уплате налога должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Материалами дела подтверждается, что определением Арбитражного суда Пермской области от 02.11.2005 принято к производству заявление уполномоченного органа о признании СПК "К" несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Пермской области от 29.11.2005 по делу N А50-40811/2005-Б в его отношении введена процедура наблюдения (л.д. 11), решением Арбитражного суда Пермской области от 25.04.2006 кооператив признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство (л.д. 12).
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, данного в п. 3 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.
Требования кредиторов по текущим платежам согласно п. 2 названной статьи не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Вместе с тем, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Аналогичные разъяснения даны в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в соответствии с которыми требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Обязанность по уплате налога на имущество организации за полугодие 2006 г. в сумме 26040 руб. возникли 31.07.2006, то есть после открытия конкурсного производства, то есть являются текущими платежами.
Доводы налогового органа о том, что требование N 19473 от 06.09.2006, являясь актом индивидуального регулирования, выставлено с соблюдением норм налогового законодательства и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а потому не имеется оснований для признания его недействительным, судом рассмотрены и признаны несостоятельными в силу следующего.
Действительно, СПК "К" не оспаривает факт наличия своей задолженности по уплате налога на имущество по сроку до 31.07.2006 и формально данное требование соответствует положениям ст. 69, 70 НК РФ. Вместе с тем, учитывая, что сроки принятия решения о взыскании сумм недоимок, предусмотренные п. 3 ст. 46 НК РФ, напрямую зависят от срока, установленного для исполнения обязательств по уплате налогов, указанных в требовании, выставление требования является неотъемлемой частью процедуры принудительного взыскания в бесспорном порядке. Кроме того, добровольное исполнение организацией, в отношении которой открыто конкурсное производство, данного требования может нарушить очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную реестром кредиторов, что свидетельствует о нарушении положений п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период конкурсного производства налоговый орган имеет право предъявить требование об уплате задолженности по текущим обязательным платежам только в рамках конкурсного производства. Расчеты с кредиторами по требованиям об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, производятся в порядке, установленном п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Пермской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2007 N 17АП-282/2007-АК ПО ДЕЛУ N А50-17423/2006-А14
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 5 февраля 2007 г. Дело N 17АП-282/2007-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю на решение от 04.12.2006 по делу N А50-17423/2006-А14 Арбитражного суда Пермской области по заявлению СПК "К" к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
СПК "К" обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога от 06.09.2006.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 требование МИ ФНС России N 13 по Пермскому краю N 19473 об уплате налога по состоянию на 06.09.2006 признано недействительным и на налоговый орган возложена обязанность по приведению в соответствие с НК РФ и устранению нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемое требование должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, и пени начислены налоговым органом в нарушение ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания требования N 19473 от 06.09.2006 в части налога на имущество организаций в размере 26040 руб., ссылаясь на то, что деятельность СПК "К" продолжает в обычном порядке и колхоз обязан выполнить свои обязанности по уплате налогов, срок уплаты которых наступил в ходе конкурсного производства.
СПК "К" письменный отзыв на жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда не явились, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
Таким образом, сроком уплаты авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2006 г. является 31.07.2006.
06.09.2006 СПК "К" налоговым органом выставлено требование N 19473 об уплате налога, согласно которому кооператив обязан в срок до 21.09.2006 уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 26040 руб. и уплатить пени в сумме 13515,99 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции установил, что указанное требование налогового органа об уплате налога должно быть удовлетворено из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Материалами дела подтверждается, что определением Арбитражного суда Пермской области от 02.11.2005 принято к производству заявление уполномоченного органа о признании СПК "К" несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Пермской области от 29.11.2005 по делу N А50-40811/2005-Б в его отношении введена процедура наблюдения (л.д. 11), решением Арбитражного суда Пермской области от 25.04.2006 кооператив признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство (л.д. 12).
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, данного в п. 3 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.
Требования кредиторов по текущим платежам согласно п. 2 названной статьи не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Вместе с тем, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Аналогичные разъяснения даны в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в соответствии с которыми требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Обязанность по уплате налога на имущество организации за полугодие 2006 г. в сумме 26040 руб. возникли 31.07.2006, то есть после открытия конкурсного производства, то есть являются текущими платежами.
Доводы налогового органа о том, что требование N 19473 от 06.09.2006, являясь актом индивидуального регулирования, выставлено с соблюдением норм налогового законодательства и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а потому не имеется оснований для признания его недействительным, судом рассмотрены и признаны несостоятельными в силу следующего.
Действительно, СПК "К" не оспаривает факт наличия своей задолженности по уплате налога на имущество по сроку до 31.07.2006 и формально данное требование соответствует положениям ст. 69, 70 НК РФ. Вместе с тем, учитывая, что сроки принятия решения о взыскании сумм недоимок, предусмотренные п. 3 ст. 46 НК РФ, напрямую зависят от срока, установленного для исполнения обязательств по уплате налогов, указанных в требовании, выставление требования является неотъемлемой частью процедуры принудительного взыскания в бесспорном порядке. Кроме того, добровольное исполнение организацией, в отношении которой открыто конкурсное производство, данного требования может нарушить очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную реестром кредиторов, что свидетельствует о нарушении положений п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период конкурсного производства налоговый орган имеет право предъявить требование об уплате задолженности по текущим обязательным платежам только в рамках конкурсного производства. Расчеты с кредиторами по требованиям об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, производятся в порядке, установленном п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермской области от 04.12.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Пермской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)