Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 января 2004 г. Дело N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" Григорьевой Н.Н. (доверенность б/н от 20 мая 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия на решение от 28 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Журба Н.М., Парфентьева О.Ю.),
Автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года.
Решением арбитражного суда от 28 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года признаны недействительными как не соответствующие подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12, пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению налоговой инспекции, суд, принимая решение об удовлетворении требований, не учел, что поскольку согласно Уставу АНО "Энергонадзорсервис" единственным учредителем организации является государственное учреждение "Хакасгосэнергонадзор", доля его участия в создании некоммерческой организации составляет 100 процентов. Понятие "доля непосредственного участия", используемое в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, должно применяться в том значении, в каком предусмотрено налоговым законодательством, а не в понятии гражданского права.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что, учитывая положения пункта 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 и пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть подано организацией одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет и с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Налоговые органы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 3233, 3234 от 26 декабря 2003 года), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" учреждена Управлением государственного энергетического надзора по Республике Хакасия. 8 января 2003 года организация представила в налоговую инспекцию документы на регистрацию. Регистрация произведена решением от 14 января 2003 года, полученным организацией 16 января 2003 года. Заявление о постановке на налоговый учет подано организацией 14 января 2003 года. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, датированное 14 января 2003 года, представлено организацией в налоговую инспекцию 16 января 2003 года.
Налоговая инспекция уведомлением N 402 от 23 января 2003 года сообщила АНО "Энергонадзорсервис" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано организацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации препятствует переходу на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами инспекции, 7 февраля 2003 года организация подала в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия жалобу на уведомление.
Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Порядок, установленный данным Приказом, противоречит положениям пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации.
Поскольку Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является подзаконным правовым актом, суд обоснованно применил норму Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что у организации отсутствовала возможность подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ранее, чем проведена государственная регистрация. Поскольку решение о регистрации получено организацией 16 января 2003 года и в этот же день подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, нарушения срока подачи указанного заявления не усматривается.
Вместе с тем суд необоснованно признал оспариваемое уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения недействительным.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражный суд Республики Хакасия, ошибочно применив норму гражданского законодательства, предусматривающую отсутствие уставного капитала у некоммерческой организации, пришел к выводу о невозможности применения к названному субъекту понятия "доля непосредственного участия", используемого в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования правовой нормы, изложенной в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не следует, что положения данной нормы не могут быть применены к некоммерческим организациям.
Указанное основание отказа в применении упрощенной системы налогообложения является формальным.
Из имеющегося в материалах дела Устава организации усматривается, что единственным учредителем автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" является Управление государственного энергетического надзора по Республике Хакасия.
Таким образом, доля непосредственного участия другой организации в автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" составляет 100 процентов, в связи с чем налоговой инспекцией правомерно направлено уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения по названному основанию.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, со стороны.
В настоящем деле заявителю отказано в удовлетворении требований, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, была ему возвращена по решению суда. Следовательно, взысканию подлежит государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 2000 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 28 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 отменить.
Принять новый судебный акт.
Автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 3 марта 2003 года N 3 отказать.
Взыскать с автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
от 20 января 2004 г. Дело N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" Григорьевой Н.Н. (доверенность б/н от 20 мая 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия на решение от 28 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Журба Н.М., Парфентьева О.Ю.),
Автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года.
Решением арбитражного суда от 28 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года признаны недействительными как не соответствующие подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12, пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению налоговой инспекции, суд, принимая решение об удовлетворении требований, не учел, что поскольку согласно Уставу АНО "Энергонадзорсервис" единственным учредителем организации является государственное учреждение "Хакасгосэнергонадзор", доля его участия в создании некоммерческой организации составляет 100 процентов. Понятие "доля непосредственного участия", используемое в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, должно применяться в том значении, в каком предусмотрено налоговым законодательством, а не в понятии гражданского права.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что, учитывая положения пункта 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 и пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть подано организацией одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет и с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Налоговые органы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 3233, 3234 от 26 декабря 2003 года), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" учреждена Управлением государственного энергетического надзора по Республике Хакасия. 8 января 2003 года организация представила в налоговую инспекцию документы на регистрацию. Регистрация произведена решением от 14 января 2003 года, полученным организацией 16 января 2003 года. Заявление о постановке на налоговый учет подано организацией 14 января 2003 года. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, датированное 14 января 2003 года, представлено организацией в налоговую инспекцию 16 января 2003 года.
Налоговая инспекция уведомлением N 402 от 23 января 2003 года сообщила АНО "Энергонадзорсервис" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано организацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации препятствует переходу на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами инспекции, 7 февраля 2003 года организация подала в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия жалобу на уведомление.
Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Порядок, установленный данным Приказом, противоречит положениям пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации.
Поскольку Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является подзаконным правовым актом, суд обоснованно применил норму Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что у организации отсутствовала возможность подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ранее, чем проведена государственная регистрация. Поскольку решение о регистрации получено организацией 16 января 2003 года и в этот же день подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, нарушения срока подачи указанного заявления не усматривается.
Вместе с тем суд необоснованно признал оспариваемое уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения недействительным.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражный суд Республики Хакасия, ошибочно применив норму гражданского законодательства, предусматривающую отсутствие уставного капитала у некоммерческой организации, пришел к выводу о невозможности применения к названному субъекту понятия "доля непосредственного участия", используемого в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования правовой нормы, изложенной в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не следует, что положения данной нормы не могут быть применены к некоммерческим организациям.
Указанное основание отказа в применении упрощенной системы налогообложения является формальным.
Из имеющегося в материалах дела Устава организации усматривается, что единственным учредителем автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" является Управление государственного энергетического надзора по Республике Хакасия.
Таким образом, доля непосредственного участия другой организации в автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" составляет 100 процентов, в связи с чем налоговой инспекцией правомерно направлено уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения по названному основанию.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, со стороны.
В настоящем деле заявителю отказано в удовлетворении требований, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, была ему возвращена по решению суда. Следовательно, взысканию подлежит государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 2000 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 28 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 отменить.
Принять новый судебный акт.
Автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 3 марта 2003 года N 3 отказать.
Взыскать с автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2004 N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 января 2004 г. Дело N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" Григорьевой Н.Н. (доверенность б/н от 20 мая 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия на решение от 28 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Журба Н.М., Парфентьева О.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года.
Решением арбитражного суда от 28 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года признаны недействительными как не соответствующие подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12, пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению налоговой инспекции, суд, принимая решение об удовлетворении требований, не учел, что поскольку согласно Уставу АНО "Энергонадзорсервис" единственным учредителем организации является государственное учреждение "Хакасгосэнергонадзор", доля его участия в создании некоммерческой организации составляет 100 процентов. Понятие "доля непосредственного участия", используемое в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, должно применяться в том значении, в каком предусмотрено налоговым законодательством, а не в понятии гражданского права.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что, учитывая положения пункта 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 и пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть подано организацией одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет и с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Налоговые органы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 3233, 3234 от 26 декабря 2003 года), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" учреждена Управлением государственного энергетического надзора по Республике Хакасия. 8 января 2003 года организация представила в налоговую инспекцию документы на регистрацию. Регистрация произведена решением от 14 января 2003 года, полученным организацией 16 января 2003 года. Заявление о постановке на налоговый учет подано организацией 14 января 2003 года. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, датированное 14 января 2003 года, представлено организацией в налоговую инспекцию 16 января 2003 года.
Налоговая инспекция уведомлением N 402 от 23 января 2003 года сообщила АНО "Энергонадзорсервис" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано организацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации препятствует переходу на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами инспекции, 7 февраля 2003 года организация подала в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия жалобу на уведомление.
Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Порядок, установленный данным Приказом, противоречит положениям пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации.
Поскольку Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является подзаконным правовым актом, суд обоснованно применил норму Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что у организации отсутствовала возможность подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ранее, чем проведена государственная регистрация. Поскольку решение о регистрации получено организацией 16 января 2003 года и в этот же день подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, нарушения срока подачи указанного заявления не усматривается.
Вместе с тем суд необоснованно признал оспариваемое уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения недействительным.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражный суд Республики Хакасия, ошибочно применив норму гражданского законодательства, предусматривающую отсутствие уставного капитала у некоммерческой организации, пришел к выводу о невозможности применения к названному субъекту понятия "доля непосредственного участия", используемого в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования правовой нормы, изложенной в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не следует, что положения данной нормы не могут быть применены к некоммерческим организациям.
Указанное основание отказа в применении упрощенной системы налогообложения является формальным.
Из имеющегося в материалах дела Устава организации усматривается, что единственным учредителем автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" является Управление государственного энергетического надзора по Республике Хакасия.
Таким образом, доля непосредственного участия другой организации в автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" составляет 100 процентов, в связи с чем налоговой инспекцией правомерно направлено уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения по названному основанию.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, со стороны.
В настоящем деле заявителю отказано в удовлетворении требований, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, была ему возвращена по решению суда. Следовательно, взысканию подлежит государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 2000 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 отменить.
Принять новый судебный акт.
Автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 3 марта 2003 года N 3 отказать.
Взыскать с автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 января 2004 г. Дело N А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" Григорьевой Н.Н. (доверенность б/н от 20 мая 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия на решение от 28 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Журба Н.М., Парфентьева О.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года.
Решением арбитражного суда от 28 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года признаны недействительными как не соответствующие подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12, пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с данными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению налоговой инспекции, суд, принимая решение об удовлетворении требований, не учел, что поскольку согласно Уставу АНО "Энергонадзорсервис" единственным учредителем организации является государственное учреждение "Хакасгосэнергонадзор", доля его участия в создании некоммерческой организации составляет 100 процентов. Понятие "доля непосредственного участия", используемое в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, должно применяться в том значении, в каком предусмотрено налоговым законодательством, а не в понятии гражданского права.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что, учитывая положения пункта 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 и пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть подано организацией одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет и с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Налоговые органы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 3233, 3234 от 26 декабря 2003 года), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что автономная некоммерческая организация "Энергонадзорсервис" учреждена Управлением государственного энергетического надзора по Республике Хакасия. 8 января 2003 года организация представила в налоговую инспекцию документы на регистрацию. Регистрация произведена решением от 14 января 2003 года, полученным организацией 16 января 2003 года. Заявление о постановке на налоговый учет подано организацией 14 января 2003 года. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, датированное 14 января 2003 года, представлено организацией в налоговую инспекцию 16 января 2003 года.
Налоговая инспекция уведомлением N 402 от 23 января 2003 года сообщила АНО "Энергонадзорсервис" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано организацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации препятствует переходу на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами инспекции, 7 февраля 2003 года организация подала в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия жалобу на уведомление.
Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия N 3 от 3 марта 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Порядок, установленный данным Приказом, противоречит положениям пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми заявление о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации.
Поскольку Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является подзаконным правовым актом, суд обоснованно применил норму Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о том, что у организации отсутствовала возможность подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ранее, чем проведена государственная регистрация. Поскольку решение о регистрации получено организацией 16 января 2003 года и в этот же день подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, нарушения срока подачи указанного заявления не усматривается.
Вместе с тем суд необоснованно признал оспариваемое уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения недействительным.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражный суд Республики Хакасия, ошибочно применив норму гражданского законодательства, предусматривающую отсутствие уставного капитала у некоммерческой организации, пришел к выводу о невозможности применения к названному субъекту понятия "доля непосредственного участия", используемого в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования правовой нормы, изложенной в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, не следует, что положения данной нормы не могут быть применены к некоммерческим организациям.
Указанное основание отказа в применении упрощенной системы налогообложения является формальным.
Из имеющегося в материалах дела Устава организации усматривается, что единственным учредителем автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" является Управление государственного энергетического надзора по Республике Хакасия.
Таким образом, доля непосредственного участия другой организации в автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" составляет 100 процентов, в связи с чем налоговой инспекцией правомерно направлено уведомление о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения по названному основанию.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене. В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, со стороны.
В настоящем деле заявителю отказано в удовлетворении требований, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, была ему возвращена по решению суда. Следовательно, взысканию подлежит государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 2000 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 21 ноября 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1390/03-К2 отменить.
Принять новый судебный акт.
Автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 402 от 23 января 2003 года и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 3 марта 2003 года N 3 отказать.
Взыскать с автономной некоммерческой организации "Энергонадзорсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)