Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 сентября 2001 г. Дело N КА-А40/5437-01
Иск заявлен предпринимателем Хисамутдиновой Эльмирой Рафаиловной о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы, выразившихся в отказе в признании права на льготу по уплате НДС письмом Инспекции от 27 марта 2001 года N 06/1316.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2001 года иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебный акт и в иске отказать по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого Закона.
Как индивидуальный предприниматель истица зарегистрирована 30 мая 2000 года (л. д. 5).
На момент регистрации не взимался НДС. Данный налог был введен только с 1 января 2001 года.
Введенная в 2001 году обязанность по уплате налога создает менее благоприятные условия для предпринимателя, как субъекта малого предпринимательства, зарегистрированного до введения в действие НДС, т.к. увеличивает ее налоговое бремя.
Таким образом, в течение четырех лет деятельности с момента государственной регистрации предприниматель не должна уплачивать НДС, поскольку на нее распространяется норма, предусмотренная ст. 9 названного Закона.
То, что эта норма является действующей, подтверждается Определением Конституционного суда от 01.07.99 N 111-О, в котором также указано, что изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, в данном Законе указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенную систему учета отчетности.
У налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отсутствует реальная возможность учесть НДС.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС, на них, кроме уплаты налога, налагается еще и обязанность по ведению учета этого объекта налогообложения, представления в налоговый орган соответствующих деклараций, сведений по исчислению и уплате НДС, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.
Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ допускается установление специальных налоговых режимов, то есть особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. В соответствии с этой статьей к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Указанная позиция подтверждается также тем, что установленные Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ платежи (стоимость патента) не являются налогами, что подтверждается ст. ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, вывод суда является обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2001 года по делу N А40-15341/01-90-145 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 14 г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2001 N КА-А40/5437-01
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 сентября 2001 г. Дело N КА-А40/5437-01
Иск заявлен предпринимателем Хисамутдиновой Эльмирой Рафаиловной о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы, выразившихся в отказе в признании права на льготу по уплате НДС письмом Инспекции от 27 марта 2001 года N 06/1316.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2001 года иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебный акт и в иске отказать по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого Закона.
Как индивидуальный предприниматель истица зарегистрирована 30 мая 2000 года (л. д. 5).
На момент регистрации не взимался НДС. Данный налог был введен только с 1 января 2001 года.
Введенная в 2001 году обязанность по уплате налога создает менее благоприятные условия для предпринимателя, как субъекта малого предпринимательства, зарегистрированного до введения в действие НДС, т.к. увеличивает ее налоговое бремя.
Таким образом, в течение четырех лет деятельности с момента государственной регистрации предприниматель не должна уплачивать НДС, поскольку на нее распространяется норма, предусмотренная ст. 9 названного Закона.
То, что эта норма является действующей, подтверждается Определением Конституционного суда от 01.07.99 N 111-О, в котором также указано, что изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, в данном Законе указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенную систему учета отчетности.
У налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отсутствует реальная возможность учесть НДС.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС, на них, кроме уплаты налога, налагается еще и обязанность по ведению учета этого объекта налогообложения, представления в налоговый орган соответствующих деклараций, сведений по исчислению и уплате НДС, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.
Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ допускается установление специальных налоговых режимов, то есть особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. В соответствии с этой статьей к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Указанная позиция подтверждается также тем, что установленные Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ платежи (стоимость патента) не являются налогами, что подтверждается ст. ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, вывод суда является обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2001 года по делу N А40-15341/01-90-145 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 14 г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)