Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2012 N 17АП-11455/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-50182/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. N 17АП-11455/2012-АК

Дело N А60-50182/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Металлайн" (ОГРН 1026602964211, ИНН 6659065515): не явились,
от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): не явились,
от третьего лица - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Металлайн",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2012 года
по делу N А60-50182/2011,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металлайн"
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области
о взыскании 410 710 руб. 84 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Металлайн" (далее - ООО "Металлайн", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга 404 567 руб. 55 коп. излишне уплаченных налогов, сборов и пеней.
В порядке ст. 48 АПК РФ судом произведена замена заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга на ее правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - налоговый орган).
Определением от 06.03.2012 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А60-49005/2012.
Определением от 25.06.2012 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2012, принятым судьей Савиной Л.Ф., заявленные требования удовлетворены частично, ООО "Металлайн" возвращены излишне уплаченные суммы пени по единому социальному налогу из федерального бюджета в сумме 67 030 руб. 01 коп., из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 10 591 руб. 43 коп., из Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 26 337 руб. 26 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением в части отказа в удовлетворении требований о возврате переплаты по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 211 582,34 руб., пени по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 12 918 руб. 03 коп., переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 267 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 52 640 руб. 43 коп., пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 10 614 руб. 60 коп., ООО "Металлайн" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Металлайн", судом не учтено, что конкурсным управляющим ООО "Металлайн" проведена совместная сверка расчетов с налоговым органом 05.07.2011, 25.07.2012, по итогам которых составлены акты совместной сверки. В указанных актах совместной сверки в графе "переплата по ЕСН В ФСС" и пени отражены суммы переплаты 211 582,34 руб. и 12 918,03 руб. соответственно. Подписание и представление налоговым органом акта сверки с ООО "Металлайн", в котором отражены суммы переплаты по налогам и пени, являются, по мнению заявителя, признанием иска в части, указанной в акте сверки. ООО "Металлайн" указывает на то, что о существующей переплате конкурсному управляющему стало известно из акта сверки от 05.07.2011, поэтому срок исковой давности для предъявления требований о возврате переплаты по налогам и пени им не пропущен, положения п. 8 ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику обратиться в суд в порядке арбитражного судопроизводства и в этом случае применению подлежат общие правила исчисления срока исковой давности.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области отзывы на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Металлайн" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов, а именно:
- - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 267 руб. 00 коп.;
- - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 52 640 руб. 43 коп.;
- - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 10 614 руб. 60 коп.;
- - налога на имущество организаций в сумме 1912 руб. 00 коп.;
- - пени по налогу на имущество организаций в сумме 52 руб. 76 коп.;
- - пени по налогу на имущество организаций в сумме 14 455 руб. 82 коп.;
- - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 67 030 руб. 01 коп.;
- - единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в сумме 211 582 руб. 34 коп.;
- - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 12 918 руб. 03 коп.;
- - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 10 591 руб. 43 коп.;
- - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 28 646 руб. 42 коп.
Решением от 25.08.2011 N 15-25/1943/1944 налоговым органом отказано в осуществлении возврата страховых взносов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Решением от 25.08.2011 N 15-25/1941/1942 налоговым органом отказано в возврате налога на имущество до представления пояснений либо исправлений в декларациях.
В части единого социального налога решениями от 25.08.2011, 29.08.2011 и 30.08.2011 налоговым органом также отказано в возврате налога и пени со ссылкой на отсутствие переплаты в указанных в заявлении суммах, а также на отсутствие подтверждающих документов по периоду образования переплаты, по факту уплаты денежных средств, по исчисленным за каждый конкретный период суммам налогов.
Полагая, что отказ налогового органа нарушает его права и законные интересы, ООО "Металлайн" обратилось в арбитражный суд с требованием об обязании налогового органа возвратить перечисленные суммы налогов, пени и штрафов.
Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены частично ООО "Металлайн" возвращены излишне уплаченные суммы пени по единому социальному налогу из федерального бюджета в сумме 67 030 руб. 01 коп., из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 10 591 руб. 43 коп., из Территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 26 337 руб. 26 коп. В указанной части решение суда не оспаривается.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос о правомерности отказа в возврате переплаты по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 211 582,34 руб., пени по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 12 918 руб. 03 коп., переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 267 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 102492,88 р.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при уточнении предмета спора (л.д. 64, 65) заявитель определил сумму, подлежащую взысканию с налогового органа на основании акта сверки по состоянию на 24.07.2012. В указанном акте сверки переплата по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 102492,88 р. не числится. В акте сверки отражена переплата по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 52 640 руб. 43 коп., переплата пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии - в сумме 10 614 руб. 60 коп. Следовательно, заявитель после уточнения предмета спора, принятого судом первой инстанции, не заявлял требований, превышающих, отраженные в акте сверки суммы. Таким образом, суд апелляционной инстанции пересматривает решение суда первой инстанции в части отказа в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 267 р. и пени в суммах 52640,43 р. и 10614,6 р.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов и пеней установлен положениями ст. 78 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе также обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете указанных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06.
В определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что ст. 78 НК РФ не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
Таким образом, на основании правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к возникшим спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства, в связи с чем иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего имущественного права (о переплате налога).
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2011 по делу N А60-36414/2011 ООО "Металлайн" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Налогоплательщик указывает на то, что о наличии переплаты по налогам ему стало известно из акта сверки взаимных расчетов с налоговым органом от 05.07.2011, в котором отражена указанная переплата.
05.07.2011 составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2011, в котором установлено наличие переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 267 руб. 00 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 52 640 руб. 43 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 10 614 руб. 60 коп.; по налогу на имущество организаций в сумме 1912 руб. 00 коп.; по пени по налогу на имущество организаций в сумме 52 руб. 76 коп.; по пени по налогу на имущество организаций в сумме 14 455 руб. 82 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 67 030 руб. 01 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 211 582 руб. 34 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 12 918 руб. 03 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 10 591 руб. 43 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 28 646 руб. 42 коп.
25.07.2012 налоговым органом составлен акт сверки совместных расчетов по состоянию на 24.07.2012, согласно которому у ООО "Металлайн" имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 267 руб. 00 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 52 640 руб. 43 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 10 614 руб. 60 коп.; по пени по налогу на имущество организаций в сумме 10 278 руб. 32 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 67 030 руб. 01 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 211 582 руб. 34 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 12 918 руб. 03 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 10 591 руб. 43 коп.; по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 28 646 руб. 42 коп.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что впервые сумма переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, отражена налоговым органом на лицевом счете налогоплательщика 28.12.2009 (т. 1 л.д. 76).
Переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 211 582 руб. 34 коп. впервые отражена на лицевом счете налогоплательщика 16.03.2010 (т. 1 л.д. 79). В дальнейшем указанная сумма не корректировалась, на лицевом счете производилась лишь корректировка суммы пени. Наличие переплаты по пени в сумме 12 918 руб. 03 коп. впервые отражено на лицевом счете налогоплательщика 12.07.2010.
Таким образом, ранее указанной даты налогоплательщик не мог узнать о наличии у него переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации и пени.
Уплата налогоплательщиком сумм единого социального налога платежными поручениями от 14.08.2008 N 513, от 10.09.2008 N 131, 15.10.2008 N 903 сама по себе не свидетельствовала о возникновении у налогоплательщика переплаты, подлежащей возврату, в момент уплаты налога, поскольку впоследствии налоговые обязательства скорректированы путем подачи уточненных деклараций.
В арбитражный суд налогоплательщик обратился 28.11.2011. Учитывая изложенное, срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней не пропущен.
Поскольку наличие переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 211 582 руб. 34 коп. и пени в сумме 12 918 руб. 03 коп. подтверждается материалами дела, в том числе актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 16345 по стоянию на 24.07.2012 (т. 2 л.д. 51-58), постольку требования о возврате единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, и пени по данному налогу в заявленных суммах подлежат удовлетворению.
ООО "Металлайн" также заявлено требование о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 267 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 52 640 руб. 43 коп., пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 10 614 руб. 60 коп.
Из материалов дела следует, что впервые переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отражена налоговым органом на лицевом счете налогоплательщика 28.12.2009 (т. 1 л.д. 126). О наличии переплаты по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 10 614 руб. 60 коп. налогоплательщик не мог узнать ранее 01.04.2010, что также следует из данных лицевого счета налогоплательщика (т. 1 л.д. 129). Переплата по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии впервые отражена налоговым органом на лицевом счете налогоплательщика 10.12.2009 (т. 1 л.д. 133).
Доказательств того, что налогоплательщику было известно о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени ранее указанных дат, налоговым органом в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ в материалы дела не представлено. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней налогоплательщиком не пропущен.
Наличие у налогоплательщика переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, налоговым органом не оспаривается.
Отказывая в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по ним, суд первой инстанции указал на отсутствие решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов).
С 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которым предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Из материалов дела следует, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, образовалась по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 1821020202006100160, 1821020201006100160.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 годы является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 годов, а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002-2009 годов, так и в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 годов.
В этой связи Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
Указанный порядок предусматривает представление плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
По результатам рассмотрения заявления территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов), которое направляется с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, органом, уполномоченным принимать решение о возврате возникшей переплаты, является территориальное подразделение фонда.
Вместе с тем, поскольку наличие и размер переплаты не являются предметом спора и не оспариваются налоговым органом, обязанность по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных на КБК, администратором которых является налоговый орган, возложена на налоговый орган, заявленные ООО "Металлайн" требования о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 267 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 52 640 руб. 43 коп., пени по страховым взносам на обязательное на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 10 614 руб. 60 коп. подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба ООО "Металлайн" - удовлетворению.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
При подаче заявления государственная пошлина не была уплачена, следовательно, основания для распределения судебных расходов у суда первой инстанции отсутствовали.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы не представлены запрошенные определением от 01.20.2012 надлежащие доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в установленных порядке и размере, государственная пошлина взысканию с налогового органа в пользу ООО "Металлайн" не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2012 года по делу N А60-50182/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металлайн" (ОГРН 1026602964211, ИНН 6659065515) излишне уплаченные налоги, сборы и пени в сумме 391 981 (триста девяносто одна тысяча девятьсот восемьдесят один) руб. 10 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
С.Н.САФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)