Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 мая 2004 года Дело N А05-12264/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.03 по делу N А05-12264/03-14 (судья Лепеха А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский" (далее - ООО "Октябрьский") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 09.10.03 N 16-23/20861.
Решением арбитражного суда от 03.12.03 заявление ООО "Октябрьский" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога. При расчете земельного налога за 2003 год ООО "Октябрьский" последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставке земельного налога, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск". Считая, что сумма земельного налога ошибочно исчислена ООО "Октябрьский" с применением ежегодно устанавливаемых законами повышающих коэффициентов и является излишне уплаченной, заявитель представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год, исчислив земельный налог по ставкам, без применения всех повышающих коэффициентов, устанавливаемых правовыми нормами на каждый финансовый год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговая инспекция приняла решение от 09.10.03 N 16-23/20861, в пункте 2 которого указано о восстановлении ООО "Октябрьский" 30231 руб. земельного налога за 2003 год по срокам уплаты 15.07.03 - 15115,5 руб. и 17.11.03 - 15115,5 руб.
Удовлетворяя заявленные ООО "Октябрьский" требования о признании недействительным указанного пункта решения налогового органа, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. Статья 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" устанавливает, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотрено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой установленную местными представительными органами власти ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
Поскольку спор по настоящему делу касается правильности исчисления суммы земельного налога за 2003 год, а в материалах дела отсутствует акт сверки расчетов сторон, подтверждающий правильность начисления налога, кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу за 2003 год с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.03 по делу N А05-12264/03-14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2004 N А05-12264/03-14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2004 года Дело N А05-12264/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.03 по делу N А05-12264/03-14 (судья Лепеха А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьский" (далее - ООО "Октябрьский") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 09.10.03 N 16-23/20861.
Решением арбитражного суда от 03.12.03 заявление ООО "Октябрьский" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, настоящий спор возник в связи с различным подходом сторон к порядку исчисления земельного налога. При расчете земельного налога за 2003 год ООО "Октябрьский" последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставке земельного налога, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск". Считая, что сумма земельного налога ошибочно исчислена ООО "Октябрьский" с применением ежегодно устанавливаемых законами повышающих коэффициентов и является излишне уплаченной, заявитель представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год, исчислив земельный налог по ставкам, без применения всех повышающих коэффициентов, устанавливаемых правовыми нормами на каждый финансовый год.
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговая инспекция приняла решение от 09.10.03 N 16-23/20861, в пункте 2 которого указано о восстановлении ООО "Октябрьский" 30231 руб. земельного налога за 2003 год по срокам уплаты 15.07.03 - 15115,5 руб. и 17.11.03 - 15115,5 руб.
Удовлетворяя заявленные ООО "Октябрьский" требования о признании недействительным указанного пункта решения налогового органа, суд сделал ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. Статья 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" устанавливает, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. Статьей 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотрено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой установленную местными представительными органами власти ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
Поскольку спор по настоящему делу касается правильности исчисления суммы земельного налога за 2003 год, а в материалах дела отсутствует акт сверки расчетов сторон, подтверждающий правильность начисления налога, кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу за 2003 год с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.03 по делу N А05-12264/03-14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)