Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителей инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - Манукьянц Н.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2011 N 04-20/016536, Мулдашевой Э.М., действующей на основании доверенности от 12.07.2011 N 04-31/009148, представителей общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - Кулагиной Е.В., действующей на основании доверенности от 28.12.2011 N 483, Яковлева А.П., действующего на основании доверенности от 17.10.2010 N 376,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 октября 2011 года по делу N А06-4732/2011 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"
к инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (далее по тексту - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", заявитель, общество, налогоплательщик) с заявлением к инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее по тексту - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2011 требования заявителя удовлетворены, спорное решение налогового органа признано недействительным, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" 29.10.2010 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 год (номер корректировки 2).
В ходе указанной проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик неправомерно применил льготную ставку 1,1% при расчете налога за весь 2009 год, что зафиксировано в акте проверки от 11.02.2011 N 11-15100 (листы дела 23 - 25), на который заявителем были представлены письменные возражения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений заявителя, налоговым органом 21.03.2011 было вынесено решение N 11781 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), в виде взыскания штрафа в общей сумме 166 075,80 рублей.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет суммы штрафных санкций, пени в сумме 76 139,31 рублей и недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 830 379 рублей (листы дела 12 - 18).
Заявитель, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, в порядке, установленном статьями 101.2 и 139 НК РФ, обратился в УФНС России по Астраханской области с апелляционной жалобой, которая решением управления от 28.04.2011 N 211-Н была оставлена без удовлетворения (листы дела 19 - 21).
Посчитав спорное решение инспекции незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из наличия у общества права применить к введенным в течение налогового периода основным средствам стоимостью свыше 5 млрд. рублей налоговую ставку в размере 1,1% за налоговый период.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что обществом в 2009 году приобретены объекты основных средств стоимостью более 5 млрд. рублей. Остаточная стоимость имущества по состоянию на 31.12.2009 составила 297 068 821 955 рублей.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество по налоговой ставке 1,1% за 2009 год отражена следующая остаточная стоимость имущества: на 01.04.2009 - 73 243 544 рублей; на 01.05.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.06.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.07.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.08.2009 - 80 562 209 рублей; на 01.09.2009 -145 833 635 рублей; на 01.10.2009 - 135 745 079 рублей; на 01.11.2009 - 146 533 038 рублей; на 01.12.2009 - 180 420 980 рублей; на 31.12.2009 - 297 068 821 955 рублей.
Таким образом, стоимость приобретенного имущества в 2009 году превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года.
Согласно статье 14 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества организаций, осуществляющих разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, добычу нефти, газа, газового конденсата, их переработку, производство нефтепродуктов, учитываемого на балансе в качестве основных средств, ставка налога устанавливается в размере 1,1 процента в течение двух последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме превышает 5 миллиардов рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции указал, что если в течение налогового периода у налогоплательщика Астраханской области (в частности, у организации, осуществляющей разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений) имел место факт ввода основных средств, общая стоимость которых превышает 5 млрд. рублей, то он приобретает право сформировать в отношении такого имущества налоговую базу и применить к ней налоговую ставку в размере 1,1% за налоговый период.
При этом суд сослался на отсутствие в Законе о налоге на имущество организаций условия о применении пониженной ставки 1,1%, начиная с даты на которую стоимость имущества превысила 5 млрд. рублей, указав на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Между тем, судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Согласно статье 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (пункт 1 статьи 382 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определен Положением ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект или оформляется одним актом в случае принятия к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно (пункт 38 Методических указаний), после чего указанный акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку. Дата акта приема-передачи и будет датой постановки на учет основного средства.
Таким образом, при расчете среднегодовой или средней стоимости льготируемого имущества организации, оно учитывается для целей исчисления налога на имущество по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем постановки на учет, и, следовательно, равнозначно периоду возникновения права на льготу.
Из изложенного следует, что если стоимость приобретенного организацией имущества за 2009 год превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года, то налогоплательщик не может применять пониженную ставку за весь 2009 год, следовательно ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" неправомерно применена понижающая ставка за весь 2009 год. Общество вправе лишь с 01.01.2010 пользоваться льготой, установленной пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-03 "О налоге на имущество организаций".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерном начислении налоговым органом недоимки по налогу на имущество организаций за 2009 год в сумме 830 379 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт не основан на материалах дела, противоречит нормам материального права, вследствие чего, подлежит отмене, а апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2011 по делу N А06-4732/2011 отменить, апелляционную жалобу инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани от 21.03.2011 N 11781.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2011 ПО ДЕЛУ N А06-4732/2011
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу N А06-4732/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителей инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - Манукьянц Н.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2011 N 04-20/016536, Мулдашевой Э.М., действующей на основании доверенности от 12.07.2011 N 04-31/009148, представителей общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - Кулагиной Е.В., действующей на основании доверенности от 28.12.2011 N 483, Яковлева А.П., действующего на основании доверенности от 17.10.2010 N 376,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 октября 2011 года по делу N А06-4732/2011 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"
к инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (далее по тексту - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", заявитель, общество, налогоплательщик) с заявлением к инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее по тексту - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2011 требования заявителя удовлетворены, спорное решение налогового органа признано недействительным, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" 29.10.2010 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 год (номер корректировки 2).
В ходе указанной проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик неправомерно применил льготную ставку 1,1% при расчете налога за весь 2009 год, что зафиксировано в акте проверки от 11.02.2011 N 11-15100 (листы дела 23 - 25), на который заявителем были представлены письменные возражения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений заявителя, налоговым органом 21.03.2011 было вынесено решение N 11781 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), в виде взыскания штрафа в общей сумме 166 075,80 рублей.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет суммы штрафных санкций, пени в сумме 76 139,31 рублей и недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 830 379 рублей (листы дела 12 - 18).
Заявитель, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, в порядке, установленном статьями 101.2 и 139 НК РФ, обратился в УФНС России по Астраханской области с апелляционной жалобой, которая решением управления от 28.04.2011 N 211-Н была оставлена без удовлетворения (листы дела 19 - 21).
Посчитав спорное решение инспекции незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из наличия у общества права применить к введенным в течение налогового периода основным средствам стоимостью свыше 5 млрд. рублей налоговую ставку в размере 1,1% за налоговый период.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что обществом в 2009 году приобретены объекты основных средств стоимостью более 5 млрд. рублей. Остаточная стоимость имущества по состоянию на 31.12.2009 составила 297 068 821 955 рублей.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество по налоговой ставке 1,1% за 2009 год отражена следующая остаточная стоимость имущества: на 01.04.2009 - 73 243 544 рублей; на 01.05.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.06.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.07.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.08.2009 - 80 562 209 рублей; на 01.09.2009 -145 833 635 рублей; на 01.10.2009 - 135 745 079 рублей; на 01.11.2009 - 146 533 038 рублей; на 01.12.2009 - 180 420 980 рублей; на 31.12.2009 - 297 068 821 955 рублей.
Таким образом, стоимость приобретенного имущества в 2009 году превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года.
Согласно статье 14 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества организаций, осуществляющих разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, добычу нефти, газа, газового конденсата, их переработку, производство нефтепродуктов, учитываемого на балансе в качестве основных средств, ставка налога устанавливается в размере 1,1 процента в течение двух последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме превышает 5 миллиардов рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции указал, что если в течение налогового периода у налогоплательщика Астраханской области (в частности, у организации, осуществляющей разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений) имел место факт ввода основных средств, общая стоимость которых превышает 5 млрд. рублей, то он приобретает право сформировать в отношении такого имущества налоговую базу и применить к ней налоговую ставку в размере 1,1% за налоговый период.
При этом суд сослался на отсутствие в Законе о налоге на имущество организаций условия о применении пониженной ставки 1,1%, начиная с даты на которую стоимость имущества превысила 5 млрд. рублей, указав на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Между тем, судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Согласно статье 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (пункт 1 статьи 382 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определен Положением ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект или оформляется одним актом в случае принятия к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно (пункт 38 Методических указаний), после чего указанный акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку. Дата акта приема-передачи и будет датой постановки на учет основного средства.
Таким образом, при расчете среднегодовой или средней стоимости льготируемого имущества организации, оно учитывается для целей исчисления налога на имущество по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем постановки на учет, и, следовательно, равнозначно периоду возникновения права на льготу.
Из изложенного следует, что если стоимость приобретенного организацией имущества за 2009 год превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года, то налогоплательщик не может применять пониженную ставку за весь 2009 год, следовательно ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" неправомерно применена понижающая ставка за весь 2009 год. Общество вправе лишь с 01.01.2010 пользоваться льготой, установленной пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-03 "О налоге на имущество организаций".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерном начислении налоговым органом недоимки по налогу на имущество организаций за 2009 год в сумме 830 379 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт не основан на материалах дела, противоречит нормам материального права, вследствие чего, подлежит отмене, а апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2011 по делу N А06-4732/2011 отменить, апелляционную жалобу инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани от 21.03.2011 N 11781.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА
Судьи
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)