Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Семиглазова В.А., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18051/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2009 по делу N А42-9079/2009 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области
к Войсковой части 84627
о взыскании 98 851,90 руб.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
Инспекция Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с войсковой части 84627 (далее - в/ч 84627, ответчик) налога на доходы физических лиц, пеней и налоговых санкций на общую сумму 98 851,9 руб.
Решением суда от 19.11.2009 требования налогового органа удовлетворены частично. С войсковой части 84627 взыскана налоговая санкция по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 5 000 руб. В остальной части требования Инспекции оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с ответчика налога на доходы физических лиц, пени и налоговой санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на супругу(а) и каждого его (ее) несовершеннолетнего ребенка, установленная пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подпадает под действие пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подлежит налогообложению НДФЛ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не представлено, в связи с чем, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части проверена апелляционным судом в порядке статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка в/ч 84627 по вопросам правильности исполнения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 05.05.2009, по результатам которой составлен акт N 24 от 29.05.2009.
Рассмотрев акт проверки, инспекцией 24.06.2009 вынесено решение N 07-33/6827 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением войсковая часть 84627 привлечена к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 12 981 руб., по пункту 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., начислены пени по НДФЛ в размере 15 965,90 руб. и предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 64 905 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужило следующее обстоятельство, установленное в ходе выездной налоговой проверки. Войсковая часть 84627 в проверяемом периоде осуществляла выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащих. Указанные выплаты (ежегодная денежная компенсация), установленные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подпадают под действие пункта 3 статьи 271 НК РФ и подлежат налогообложению НДФЛ. В ходе проверки установлено, что указанные выплаты не были включены в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц, НДФЛ не удержан.
На основании решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией в адрес в/ч 84627 выставлено требование N 403/2200 об уплате налога, пени, штрафа, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 20.07.2009 уплатить недоимку по НДФЛ, пени и штрафные санкции.
Поскольку в/ч 84627 в установленный срок в добровольном порядке не исполнила требование, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления в части взыскания с в/ч 84627 суммы недоимки по НДФЛ, пени и налоговой санкции по статье 123 НК РФ, исходил из того, что пунктом 1 статьи 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) иные выплаты и компенсации, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. Поскольку выплата указанных сумм предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то она не подлежит налогообложению на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств:
- - организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- - бюджетов бюджетной системы РФ;
- - получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.
В пункте 3 статьи 217 НК РФ дан перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ. Денежные компенсации вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, в этот перечень не включены.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) иные выплаты и компенсации, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. Поскольку выплата указанных сумм предусмотрена действующим законодательством (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), то она не подлежит налогообложению на основании вышеназванной нормы НК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что инспекция в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ доначислила налоговому агенту налог на доходы физических лиц, который не был им исчислен и удержан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу во взыскании с войсковой части 84627 суммы недоимки по НДФЛ в размере 64 905 руб., пени в размере 15 965,9 руб. и налоговых санкций по статье 123 НК РФ в размере 12 981 руб.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, нарушений судом норм статей 64 - 71 АПК РФ при исследовании и оценке представленных сторонами доказательств не установлено, то апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2009 по делу N А42-9079/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
Судьи
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
ТИМОШЕНКО А.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2010 ПО ДЕЛУ N А42-9079/2009
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. по делу N А42-9079/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Семиглазова В.А., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18051/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2009 по делу N А42-9079/2009 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области
к Войсковой части 84627
о взыскании 98 851,90 руб.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с войсковой части 84627 (далее - в/ч 84627, ответчик) налога на доходы физических лиц, пеней и налоговых санкций на общую сумму 98 851,9 руб.
Решением суда от 19.11.2009 требования налогового органа удовлетворены частично. С войсковой части 84627 взыскана налоговая санкция по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 5 000 руб. В остальной части требования Инспекции оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с ответчика налога на доходы физических лиц, пени и налоговой санкции в соответствии со статьей 123 НК РФ и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на супругу(а) и каждого его (ее) несовершеннолетнего ребенка, установленная пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подпадает под действие пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подлежит налогообложению НДФЛ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не представлено, в связи с чем, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части проверена апелляционным судом в порядке статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка в/ч 84627 по вопросам правильности исполнения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 05.05.2009, по результатам которой составлен акт N 24 от 29.05.2009.
Рассмотрев акт проверки, инспекцией 24.06.2009 вынесено решение N 07-33/6827 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением войсковая часть 84627 привлечена к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 12 981 руб., по пункту 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., начислены пени по НДФЛ в размере 15 965,90 руб. и предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 64 905 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужило следующее обстоятельство, установленное в ходе выездной налоговой проверки. Войсковая часть 84627 в проверяемом периоде осуществляла выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащих. Указанные выплаты (ежегодная денежная компенсация), установленные пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не подпадают под действие пункта 3 статьи 271 НК РФ и подлежат налогообложению НДФЛ. В ходе проверки установлено, что указанные выплаты не были включены в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц, НДФЛ не удержан.
На основании решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, инспекцией в адрес в/ч 84627 выставлено требование N 403/2200 об уплате налога, пени, штрафа, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 20.07.2009 уплатить недоимку по НДФЛ, пени и штрафные санкции.
Поскольку в/ч 84627 в установленный срок в добровольном порядке не исполнила требование, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявления в части взыскания с в/ч 84627 суммы недоимки по НДФЛ, пени и налоговой санкции по статье 123 НК РФ, исходил из того, что пунктом 1 статьи 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) иные выплаты и компенсации, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. Поскольку выплата указанных сумм предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то она не подлежит налогообложению на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств:
- - организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- - бюджетов бюджетной системы РФ;
- - получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.
В пункте 3 статьи 217 НК РФ дан перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ. Денежные компенсации вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, в этот перечень не включены.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) иные выплаты и компенсации, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. Поскольку выплата указанных сумм предусмотрена действующим законодательством (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), то она не подлежит налогообложению на основании вышеназванной нормы НК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что инспекция в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ доначислила налоговому агенту налог на доходы физических лиц, который не был им исчислен и удержан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу во взыскании с войсковой части 84627 суммы недоимки по НДФЛ в размере 64 905 руб., пени в размере 15 965,9 руб. и налоговых санкций по статье 123 НК РФ в размере 12 981 руб.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, нарушений судом норм статей 64 - 71 АПК РФ при исследовании и оценке представленных сторонами доказательств не установлено, то апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.2009 по делу N А42-9079/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
Судьи
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
ТИМОШЕНКО А.С.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)