Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2009 ПО ДЕЛУ N А64-5015/08-27

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2009 г. по делу N А64-5015/08-27


Дело рассмотрено 14.04.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение от 26.12.2008 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-5015/08-27,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.04.2008 N 75.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Тамбовполимермаш".
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.11.2008 производство по делу о признании недействительным решения Инспекции от 24.04.2008 N 75 в части начисления НДС в размере 39 966 руб., Пени по НДС в размере 241 руб., налога на прибыль в размере 4 065 руб. прекращено в связи с отказом от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2008 признано недействительным решение Инспекции от 24.04.2008 N 75 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 337 874 руб., пени в размере 78 932 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, п. *** ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафов в общей сумме 334 603 руб.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что судебный акт по делу подлежит частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом составлен акт от 31.03.2008 N 50 и вынесено решение от 24.04.2008 N 75, согласно которому Обществу, в том числе, предложено уплатить единый налог в сумме 56 246,03 руб., пени по земельному налогу в размере 78 932 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, п. *** ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафов в общей сумме 334 603 руб.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод Инспекции о необходимости уплаты Обществом земельного налога и представления налоговых деклараций в отношении земельного участка, на территории которого расположены здания, полученные в качестве вклада в уставный капитал, а также приобретенные налогоплательщиком по договорам купли-продажи от 20.06.2005 и от 07.07.2005.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд установил, что на основании договора от 12.05.2004 ОАО "Тамбовполимермаш" передало Обществу в качестве вклада в уставный капитал, а также на основании договоров купли-продажи от 20.06.2005 и 07.07.2005 налогоплательщиком у ОАО "Тамбовполимермаш" приобретен ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 194.
Указанные выше объекты были приняты Обществом на основании актов приема-передачи, являющихся неотъемлемой частью названных договоров. Переход права собственности был зарегистрирован в УФРС по Тамбовской области.
Выводы суда о неправомерности доначисления Обществу земельного налога за 2006 год, а также соответствующих сумм пеней и штрафов кассационная коллегия считает правильными ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" на Государственный комитет РФ по земельной политике была возложена обязанность провести в 1999 - 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 Правил определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
С 01.01.2006 на территории г. Тамбова земельный налог введен и установлен решением от 09.11.2005 N 74, которым определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 10 решения от 09.11.2005 N 74 предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в средствах СМИ.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области письмом от 28.11.2008 N 2075 в ответ на запрос суда сообщило, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 22.12.2006.
Судом установлено, что данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2006 также не были опубликованы в средствах СМИ что подтверждается отсутствием информации о нем в постановлении Администрации г. Тамбова от 13.02.2006 N 780 "О кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 01.01.2006".
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии базы для исчисления земельного налога за 2006 год является законным и обоснованным.
Разрешая спор в части начисления Обществу земельного налога за 2005 год, суд установил, что право бессрочного пользования на земельный участок общей площадью 61 530 кв. м. на котором расположены перешедшие к налогоплательщику объекты недвижимости, было переоформлено 02.05.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Приняв во внимание положения ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд пришел к выводу о том, что в 2005 году не признавалось плательщиком земельного налога.
Данный вывод представляется суду кассационной инстанции ошибочным.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (действовавшем в 2005 году) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В силу ч. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту движимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу до 01.01.2006 надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
Таким образом, отсутствие документов о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от воли изъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии у Общества обязанности по уплате земельного налога в 2005 году основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Часть 3 ст. 15 АПК РФ устанавливает, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку судебный акт арбитражного суда основан на неправильном толковании норм материального права, он подлежит частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение от 26.12.2008 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-5015/08-27 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 24.04.2008 N 75 в части предложения уплатить земельный налог за 2005 год в сумме 245 812 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафов отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
В остальной части судебный акт по делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)