Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 декабря 2005 года Дело N Ф08-6047/2005-2396А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от заявителя - открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы", представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (ранее - Инспекция Министерства по налогам и сборам по Красноармейскому району Краснодарского края), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края на решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6/2005-52/7, установил следующее.
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 01.10.2004 N 4351/1187, требования от 12.10.2004 N 5388 и от 03.11.2004 N 10508.
Решением от 17.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2005, суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 01.10.2004 N 4351/1187, требования от 12.10.2004 N 5388 и от 03.11.2004 N 10508.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 504 от 30.09.2004 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" общество имеет право применять льготу по налогу на имущество организаций в отношении имеющихся у него магистральных трубопроводов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, может применяться только после утверждения Правительством Российской Федерации перечня имущества относящегося к льготируемым объектам.
Постановление принято 30.09.2004, в нем указано, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2004, касающимся обложения налогом на имущество организаций. В связи с этим организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, вправе воспользоваться льготой после утверждения Правительством Российской Федерации указанного перечня имущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 года, представленной обществом.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 01.10.2004 N 4351/1187 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым открытому акционерному обществу "Черноморские магистральные нефтепроводы" предложено уплатить сумму неуплаченного налога на имущество организаций в размере 465491 рубля и пени в размере 10799 рублей 39 копеек.
На основании указанного решения налоговый орган выставил обществу требование от 12.10.2004 N 5388 об уплате налога и требование от 03.11.2004 N 10508 об уплате пени.
Решение налоговый орган мотивировал тем, что на момент сдачи налогового расчета и проведения камеральной проверки перечень льготируемого в соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации имущества Правительством Российской Федерации не утвержден, следовательно, налогоплательщик неправомерно заявил предусмотренную п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации льготу по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 г.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение и требование налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, оценил представленные в дело доказательства, правильно применил нормы права и указал, что решение налоговой инспекции незаконно и необоснованно.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Поэтому применительно к самим магистральным трубопроводам в соответствии с указанной нормой принятие специального постановления Правительством Российской Федерации не требуется. В соответствующем Постановлении Правительства указывается специальное имущество, технологически связанное с магистральными трубопроводами.
Магистральные трубопроводы сооружаются как единый объект по одному проекту в соответствии со строительными нормами и правилами 02.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утвержденными Постановлением Госстроя СССР N 30 от 30.03.85) и представляют собой единый имущественный объект, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51164-98 "Трубопроводы магистральные" (утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 144 от 23.04.98).
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.94 N 359, магистральные трубопроводы выделены в отдельный вид основных средств. Магистральный трубопровод нельзя рассматривать как состоящий из отдельно взятого имущества труб нефтепровода различной протяженности. Он является сложным, единым и неделимым объектом (ст. ст. 133, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенным для транспортировки нефти, который может проходить по различным территориям.
Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н устанавливает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Через территорию Красноармейского района проходит магистральный нефтепровод, который зарегистрирован и отражен в бухгалтерском учете предприятия как самостоятельный инвентарный объект.
В связи с этим общество имело право на льготу уже в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Вопрос об отнесении того или иного имущества к категории льготируемого в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации перед арбитражным судом не ставился, в связи с чем не входит в предмет исследования по данному делу.
Спор между лицами, участвующими в деле, сводится к возможности распространения на спорные правоотношения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, утвердившего Перечень имущества, освобожденного от обложения налогом на имущество.
По мнению налоговой инспекции, доначисление сумм налога на имущество и пени обоснованно, поскольку на момент уплаты налога за первое полугодие 2004 года Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 отсутствовало.
Суд кассационной инстанции считает данный довод инспекции неправомерным.
В пункте 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации оговорено, что оно применяется к возникшим с 01.01.2004 правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.
В связи с тем что положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 придана обратная сила, применение указанного Постановления к отношениям, возникшим после 01.01.2004, обоснованно.
С учетом изложенного суд правомерно подтвердил право общества на льготу по налогу на имущество и удовлетворил заявленное требование.
Таким образом, правовых оснований для начисления налога и пени у налогового органа не имелось, следовательно, и оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6/2005-52/7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2005 N Ф08-6047/2005-2396А
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 декабря 2005 года Дело N Ф08-6047/2005-2396А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от заявителя - открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы", представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (ранее - Инспекция Министерства по налогам и сборам по Красноармейскому району Краснодарского края), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края на решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6/2005-52/7, установил следующее.
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 01.10.2004 N 4351/1187, требования от 12.10.2004 N 5388 и от 03.11.2004 N 10508.
Решением от 17.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2005, суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 01.10.2004 N 4351/1187, требования от 12.10.2004 N 5388 и от 03.11.2004 N 10508.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 504 от 30.09.2004 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" общество имеет право применять льготу по налогу на имущество организаций в отношении имеющихся у него магистральных трубопроводов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, может применяться только после утверждения Правительством Российской Федерации перечня имущества относящегося к льготируемым объектам.
Постановление принято 30.09.2004, в нем указано, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2004, касающимся обложения налогом на имущество организаций. В связи с этим организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, вправе воспользоваться льготой после утверждения Правительством Российской Федерации указанного перечня имущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 года, представленной обществом.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 01.10.2004 N 4351/1187 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым открытому акционерному обществу "Черноморские магистральные нефтепроводы" предложено уплатить сумму неуплаченного налога на имущество организаций в размере 465491 рубля и пени в размере 10799 рублей 39 копеек.
На основании указанного решения налоговый орган выставил обществу требование от 12.10.2004 N 5388 об уплате налога и требование от 03.11.2004 N 10508 об уплате пени.
Решение налоговый орган мотивировал тем, что на момент сдачи налогового расчета и проведения камеральной проверки перечень льготируемого в соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации имущества Правительством Российской Федерации не утвержден, следовательно, налогоплательщик неправомерно заявил предусмотренную п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации льготу по налогу на имущество за 6 месяцев 2004 г.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение и требование налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, оценил представленные в дело доказательства, правильно применил нормы права и указал, что решение налоговой инспекции незаконно и необоснованно.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Поэтому применительно к самим магистральным трубопроводам в соответствии с указанной нормой принятие специального постановления Правительством Российской Федерации не требуется. В соответствующем Постановлении Правительства указывается специальное имущество, технологически связанное с магистральными трубопроводами.
Магистральные трубопроводы сооружаются как единый объект по одному проекту в соответствии со строительными нормами и правилами 02.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утвержденными Постановлением Госстроя СССР N 30 от 30.03.85) и представляют собой единый имущественный объект, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51164-98 "Трубопроводы магистральные" (утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 144 от 23.04.98).
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.94 N 359, магистральные трубопроводы выделены в отдельный вид основных средств. Магистральный трубопровод нельзя рассматривать как состоящий из отдельно взятого имущества труб нефтепровода различной протяженности. Он является сложным, единым и неделимым объектом (ст. ст. 133, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенным для транспортировки нефти, который может проходить по различным территориям.
Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н устанавливает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Через территорию Красноармейского района проходит магистральный нефтепровод, который зарегистрирован и отражен в бухгалтерском учете предприятия как самостоятельный инвентарный объект.
В связи с этим общество имело право на льготу уже в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Вопрос об отнесении того или иного имущества к категории льготируемого в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации перед арбитражным судом не ставился, в связи с чем не входит в предмет исследования по данному делу.
Спор между лицами, участвующими в деле, сводится к возможности распространения на спорные правоотношения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, утвердившего Перечень имущества, освобожденного от обложения налогом на имущество.
По мнению налоговой инспекции, доначисление сумм налога на имущество и пени обоснованно, поскольку на момент уплаты налога за первое полугодие 2004 года Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 отсутствовало.
Суд кассационной инстанции считает данный довод инспекции неправомерным.
В пункте 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации оговорено, что оно применяется к возникшим с 01.01.2004 правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.
В связи с тем что положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 придана обратная сила, применение указанного Постановления к отношениям, возникшим после 01.01.2004, обоснованно.
С учетом изложенного суд правомерно подтвердил право общества на льготу по налогу на имущество и удовлетворил заявленное требование.
Таким образом, правовых оснований для начисления налога и пени у налогового органа не имелось, следовательно, и оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6/2005-52/7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)