Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 апреля 2007 года Дело N Ф04-1833/2007(32935-А27-14)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13337/2006-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Зенковская" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области о признании недействительным требования об уплате налога и пеней,
Открытое акционерное общество "Шахта Зенковская" (далее - общество, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным требования от 15.06.2006 N 12686 в части уплаты пеней в размере 786468,77 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, налога на имущество.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.01.2006 заявленное требование удовлетворено частично, требование налогового органа признано недействительным в части пеней в сумме 783468,77 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006 решение суда изменено, в признании недействительным требования N 12686 отказано в части уплаты пеней в сумме 50656,57 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области просит отменить постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и полагая, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу должны начисляться, начиная с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен авансовый платеж.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес открытого акционерного общества "Шахта Зенковская" налоговым органом направлено требование N 12686 по состоянию на 15.06.2006 об уплате пеней в общей сумме 783468,77 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, налога на имущество организаций.
Не согласившись с данным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая недействительным оспариваемое требование в части уплаты пеней по единому социальному налогу, арбитражный суд исходил из того, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу должны начисляться по итогам отчетных периодов.
Кроме того, суд исходил из того, что в требовании налогового органа не указаны все необходимые сведения, а именно не указаны суммы недоимки, на которую начислены пени, срок уплаты налога, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, ставка рефинансирования Центрального банка России, а также не отражен период начисления пеней, в связи с чем налогоплательщик был лишен права проверить правильность начисления пеней, что нарушает его законные права и интересы.
Частично не соглашаясь с выводами суда, суд кассационной инстанции вместе с тем не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики единого социального налога производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, законодательством установлено, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода и подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи (аналогичная позиция изложена в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 N 8540/06).
При указанных обстоятельствах вывод арбитражного суда о невозможности взыскания пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу необоснован.
Вместе с тем, исходя из изложенных выше положений, начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей зависит не только от просрочки уплаты данных платежей, но и от наличия недоимки по итогам отчетного периода в виде разницы между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
При предъявлении требования об уплате спорных пеней (в котором отсутствует указание на размер недоимки, на которую начислены пени, период начисления пеней, законодательно установленные сроки уплаты налога), а также в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции налоговый орган не указывал и не заявлял доводы о наличии недоимки у налогоплательщика по итогам отчетного или налогового периода, а также не представлял соответствующие доказательства.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на те обстоятельства, что налогоплательщиком платежи по единому социальному налогу за I квартал 2006 года вносились 24.04.2006, 22.05.2006 и 29.05.2006 (к жалобе данные доказательства - платежные или иные документы - также не приложены).
В силу требований части 1 статьи 286, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы со ссылкой на новые доказательства, которые отсутствуют в материалах дела и которым в связи с этим не была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
В имеющемся в материалах дела расчете пеней не отражено наличие или отсутствие недоимки по единому социальному налогу по итогам отчетного или налогового периода, то есть указанные обстоятельства не отражены налоговым органом в качестве основания для начисления спорной суммы пеней.
Поскольку в данном случае налоговый орган документально не доказал, что общество на момент представления расчета не уплатило разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что предметом настоящего спора является законность ненормативного акта налогового органа, который в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обоснованность оспариваемого ненормативного акта в части начисления спорной суммы пеней по единому социальному налогу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13337/2006-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2007 N Ф04-1833/2007(32935-А27-14) ПО ДЕЛУ N А27-13337/2006-6
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2007 года Дело N Ф04-1833/2007(32935-А27-14)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13337/2006-6 по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Зенковская" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области о признании недействительным требования об уплате налога и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахта Зенковская" (далее - общество, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным требования от 15.06.2006 N 12686 в части уплаты пеней в размере 786468,77 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, налога на имущество.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.01.2006 заявленное требование удовлетворено частично, требование налогового органа признано недействительным в части пеней в сумме 783468,77 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006 решение суда изменено, в признании недействительным требования N 12686 отказано в части уплаты пеней в сумме 50656,57 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области просит отменить постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и полагая, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу должны начисляться, начиная с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен авансовый платеж.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес открытого акционерного общества "Шахта Зенковская" налоговым органом направлено требование N 12686 по состоянию на 15.06.2006 об уплате пеней в общей сумме 783468,77 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, налога на имущество организаций.
Не согласившись с данным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая недействительным оспариваемое требование в части уплаты пеней по единому социальному налогу, арбитражный суд исходил из того, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу должны начисляться по итогам отчетных периодов.
Кроме того, суд исходил из того, что в требовании налогового органа не указаны все необходимые сведения, а именно не указаны суммы недоимки, на которую начислены пени, срок уплаты налога, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, ставка рефинансирования Центрального банка России, а также не отражен период начисления пеней, в связи с чем налогоплательщик был лишен права проверить правильность начисления пеней, что нарушает его законные права и интересы.
Частично не соглашаясь с выводами суда, суд кассационной инстанции вместе с тем не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики единого социального налога производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, законодательством установлено, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода и подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи (аналогичная позиция изложена в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 N 8540/06).
При указанных обстоятельствах вывод арбитражного суда о невозможности взыскания пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу необоснован.
Вместе с тем, исходя из изложенных выше положений, начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей зависит не только от просрочки уплаты данных платежей, но и от наличия недоимки по итогам отчетного периода в виде разницы между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
При предъявлении требования об уплате спорных пеней (в котором отсутствует указание на размер недоимки, на которую начислены пени, период начисления пеней, законодательно установленные сроки уплаты налога), а также в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции налоговый орган не указывал и не заявлял доводы о наличии недоимки у налогоплательщика по итогам отчетного или налогового периода, а также не представлял соответствующие доказательства.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на те обстоятельства, что налогоплательщиком платежи по единому социальному налогу за I квартал 2006 года вносились 24.04.2006, 22.05.2006 и 29.05.2006 (к жалобе данные доказательства - платежные или иные документы - также не приложены).
В силу требований части 1 статьи 286, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы со ссылкой на новые доказательства, которые отсутствуют в материалах дела и которым в связи с этим не была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
В имеющемся в материалах дела расчете пеней не отражено наличие или отсутствие недоимки по единому социальному налогу по итогам отчетного или налогового периода, то есть указанные обстоятельства не отражены налоговым органом в качестве основания для начисления спорной суммы пеней.
Поскольку в данном случае налоговый орган документально не доказал, что общество на момент представления расчета не уплатило разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что предметом настоящего спора является законность ненормативного акта налогового органа, который в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обоснованность оспариваемого ненормативного акта в части начисления спорной суммы пеней по единому социальному налогу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13337/2006-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)