Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2005 N Ф04-6711/2005(15196-А27-6)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 28 сентября 2005 года Дело N Ф04-6711/2005(15196-А27-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 по делу N А27-1173/05-6 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский", г. Междуреченск (далее - ОАО "Разрез Красногорский"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 30.11.2004 N 315 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, признать незаконными требования N 887, 888, 185 от 06.12.2004, а также произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за декабрь 2003 года.
Решением арбитражного суда от 15.04.2005 заявленное требование ОАО "Разрез Красногорский" удовлетворено в части признания незаконным решения налогового органа от 30.11.2004 N 315, признания незаконными требований N 887, 888, 185 от 06.12.2004. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые решение суда от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 и отказать в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский", указывая, что полезным ископаемым является уголь после его обогащения на обогатительной фабрике, находящейся на балансе акционерного общества.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Разрез Красногорский" просит оставить без изменения судебные акты.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Разрез Красногорский" произведен перерасчет суммы налога на добычу полезных ископаемых исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации марок угля до его обогащения и представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, а также заявление о возврате излишне уплаченного налога.
По результатам проверки уточненной декларации налоговым органом вынесено решение от 30.11.2004 N 315 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату НДПИ в виде штрафа в размере 50740,40 руб., доначислен налог в размере 253702 руб. и пени в размере 8,23 руб.
Основанием для доначисления НДПИ явилось то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего ОАО "Разрез Красногорский" не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО "Разрез Красногорский" о признании недействительным указанного решения, принял законные и обоснованные судебные акты.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).




Основным видом деятельности ОАО "Разрез "Красногорский" является добыча полезных ископаемых (угля) открытым способом, при котором в соответствии с Корректировкой горно-транспортной части проект (книга 1, пояснительная записка П4224.1-1-ПЗ), в качестве продукта разработки месторождений ОАО "Разрез Красногорский" предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизованного тощего углей, что является первой по своему качеству продукцией, соответствующей ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит".
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Не подтверждаются материалами дела доводы налогового органа о том, что суд не запросил у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие, что обогащение - это технологический процесс, результатом которого является новый продукт, существенно отличающийся по своим данным от первоначально добытого угля. В определение о назначении дела к судебному разбирательству от 02.03.2005 ОАО "Разрез Красногорский" предложено представить технический проект разработки месторождения, годовые планы развития горных работ. Как усматривается из материалов дела, запрошенные документы были представлены на обозрение в судебном заседании 15.04.2005.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 по делу N А27-1173/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 сентября 2005 года Дело N Ф04-6711/2005(15196-А27-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 по делу N А27-1173/05-6 по заявлению открытого акционерного общества "Разрез Красногорский" к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Разрез Красногорский", г. Междуреченск (далее - ОАО "Разрез Красногорский"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 30.11.2004 N 315 о доначислении налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, признать незаконными требования N 887, 888, 185 от 06.12.2004, а также произвести возврат излишне уплаченного налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за декабрь 2003 года.
Решением арбитражного суда от 15.04.2005 заявленное требование ОАО "Разрез Красногорский" удовлетворено в части признания незаконным решения налогового органа от 30.11.2004 N 315, признания незаконными требований N 887, 888, 185 от 06.12.2004. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые решение суда от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 и отказать в удовлетворении требования ОАО "Разрез Красногорский", указывая, что полезным ископаемым является уголь после его обогащения на обогатительной фабрике, находящейся на балансе акционерного общества.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Разрез Красногорский" просит оставить без изменения судебные акты.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Разрез Красногорский" произведен перерасчет суммы налога на добычу полезных ископаемых исходя из стоимости добытого полезного ископаемого по цене реализации марок угля до его обогащения и представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, а также заявление о возврате излишне уплаченного налога.
По результатам проверки уточненной декларации налоговым органом вынесено решение от 30.11.2004 N 315 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату НДПИ в виде штрафа в размере 50740,40 руб., доначислен налог в размере 253702 руб. и пени в размере 8,23 руб.
Основанием для доначисления НДПИ явилось то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг операции по добыче угля включают и его обогащение, ввиду чего ОАО "Разрез Красногорский" не может считать конечным продуктом уголь необогащенный и исчислять стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации до обогащения угля на обогатительной фабрике.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО "Разрез Красногорский" о признании недействительным указанного решения, принял законные и обоснованные судебные акты.
Согласно статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данное определение добытого полезного ископаемого согласуется с положением о том, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества (пункт 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170).




Основным видом деятельности ОАО "Разрез "Красногорский" является добыча полезных ископаемых (угля) открытым способом, при котором в соответствии с Корректировкой горно-транспортной части проект (книга 1, пояснительная записка П4224.1-1-ПЗ), в качестве продукта разработки месторождений ОАО "Разрез Красногорский" предусмотрена добыча рядового тощего и метаморфизованного тощего углей, что является первой по своему качеству продукцией, соответствующей ГОСТу Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит".
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что результатом разработки месторождения является добыча рядового тощего и метаморфизированного тощего углей, то есть продукция первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, в связи с чем исчисление налогоплательщиком суммы налога на добычу полезного ископаемого, подлежащего уплате в бюджет исходя из объемов и стоимости добытого угля, не прошедшего процесс обогащения, правомерно.
Довод налогового органа о том, что на балансе предприятия находится обогатительная фабрика, не является доказательством того, что для предприятий, осуществляющих комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых и реализующих не только сырье, но и продукты более высокой степени передела, добытым полезным ископаемым является данный продукт, о чем свидетельствует дополнение в статью 337 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенное Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Не подтверждаются материалами дела доводы налогового органа о том, что суд не запросил у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие, что обогащение - это технологический процесс, результатом которого является новый продукт, существенно отличающийся по своим данным от первоначально добытого угля. В определение о назначении дела к судебному разбирательству от 02.03.2005 ОАО "Разрез Красногорский" предложено представить технический проект разработки месторождения, годовые планы развития горных работ. Как усматривается из материалов дела, запрошенные документы были представлены на обозрение в судебном заседании 15.04.2005.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2005 по делу N А27-1173/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)