Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2011 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Петрова И.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клочковой В.П.
рассмотрел дело по заявлению Открытого акционерного общества "Сода"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании частично недействительным ненормативного акта,
при участии: от заявителя - Антошко О.В., доверенность N 09-437/д от 24.12.2009 г.
от налогового органа - Рябинина С.В., доверенность N 03-01-27/059@ от 08.11.2010 г.
установил:
ОАО "Сода" обратилось в суд с заявлением о признании решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 N 216 от 29.04.2010 г. "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части пунктов 2, 3, 4 (резолютивной части).
Свое требование заявитель обосновывает тем, что ненормативный акт налогового органа в оспариваемой им части принят в нарушении норм действующего законодательства и нарушает его права.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что налогоплательщиком подана в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2009 года, по результатам камеральной проверки, которой принято оспариваемое решение N 216 от 29.04.2010 г. о доначислении налога в размере 456.196 руб. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, при косвенном методе определения количество добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки в 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Решением Федеральной налоговой службы N АС-37-9/5679@ от 01.07.2010 г. апелляционная жалоба заявителя на решение оставлена без удовлетворения.
В ходе рассмотрения аналогичного дела N А40-20222/09-126-94 по спору между теми же лицами, но за другой налоговый период - февраль 2008 г. была проведена судебная комиссионная геологическая экспертиза.
Перед экспертами были поставлены 10 вопросов, в числе которых: Осуществлялся ли в ОАО "Сода" в период январь - декабрь 2008 г. двойной подсчет потерь при добыче полезных ископаемых прямым/косвенным методом и приводила ли применяемая методика подсчета потерь при добыче полезных ископаемых в ОАО "Сода" к двойному подсчету объема и сумм потерь?
Согласно заключению эксперта Мазепина А.Я. определение потерь производится по принятой "Инструкции по определению и учету потерь каменной соли при разработке Яр-Бишкадакского месторождения подземным растворением через скважины с поверхности на Рассолопромысле Стерлитамакского ПО "СОДА" (1994 г.), утвержденной генеральным директором ПО "Сода" 15.07.1994 и согласованной АО ВНИИГ 08.07.1994, а также Башкирским округом Госгортехнадзора России 11.07.1994.
На ОАО "Сода" применяется прямой метод определения объемов добычи и потерь.
Применяемая методика не приводит к двойному подсчету объемов и сумм потерь каменной соли при добыче.
Согласно заключению эксперта Денисова М.Н. двойного подсчета потерь при добыче полезного ископаемого ОАО "Сода" в период январь - декабрь 2008 г. не осуществляло, эксплуатационные потери каменной соли подсчитывались косвенным способом исходя из объема добытого и потерянного рассола и содержания в рассоле NaCl, а также количества нерастворимого остатка при растворении каменной соли.
Применяемая ОАО "Сода" методика подсчета потерь при добыче полезного ископаемого к двойному подсчету объема и сумм потерь не приводит, однако занижает действительные потери соли при добыче, поскольку при определении потерь допускается ошибка, и не учитываются все факторы, определяющие потери.
Таким образом, по данному вопросу получен однозначный ответ обоих экспертом о том, что общество не производило двойной учет потерь.
Оба эксперта пришли к одним и тем же значениям в вопросах о величине добытого полезного ископаемого (вопрос N 7), о составляющих фактических и нормативных потерь.
Различие во мнениях экспертов по составу потерь состоит в том, что согласно заключению Денисова М.Н., общество не учитывает потери в результате обрушения стенок камеры.
Однако, как пояснил представитель общества, потери, образующиеся за счет обрушенных глыб соли на дно камеры, определяются с использованием звуколокационного прибора "Контур-1М" или "Сканер 2000". Эти потери не уменьшают объема пустоты камеры и не влияют на количество добытого рассола, нерастворимого остатка и потерь каменной соли в камере в виде рассола. Прогнозировать их невозможно, и они определяются по мере их образования. К сверхнормативным потерям они не могут быть отнесены, что подтверждается экспертом Мазепиным А.Я. в дополнении к экспертному заключению.
К примеру, в 2008 г. потерь в результате обрушения не было, а в 2009 г. они имели место.
Расхождение между экспертами по поставленным вопросам имеют место в определении экспертами метода добычи полезного ископаемого и правомерности использования обществом методики расчета объема полезного ископаемого по формуле QB = QpK1K2.
Однако в соответствии ст. 342 НК РФ не устанавливается различное применение налоговой ставки к налоговой базе, определенной прямым методом, либо определенной косвенным методом. Применение налогоплательщиком ставки 0 процентов в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.
Представитель общества заявил, что учет количества минерального сырья не ведется по формуле QB = QpK1K2, данная формула используется обществом для расчета расхода воды при добыче рассола, а не при подсчете количества добытого полезного ископаемого. Объем добычи рассола, подлежащий налогообложению, по Рассолопромыслу определяется с использованием расходометров-счетчиков УРСВ "Взлет МР", установленных на трубопроводах передачи рассола потребителям.
Использование расходометра-счетчика УРСВ "Взлет" подтверждается представленной и утвержденной ОАО "Сода" Методикой определения объемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла, Постоянным технологическим регламентом Яр-Бишкадакского рассолопромысла СТ 01-2009.
Вывод инспекции о занижении налоговой базы обосновывается тем, что при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Следовательно, уменьшение количества добытого полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применение налоговой ставки 0 процентов по нормативным потерям неправомерно.
При косвенном методе фактические потери не могут быть включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье в связи с тем, что расчет фактических потерь производится от количества добытого полезного ископаемого.
Необходимо различать понятия "минеральное сырье" и "полезные ископаемые". Инспекция ошибочно трактует эти два различных понятия одним и тем же образом и соответственно приходит к неверным и противоправным выводам об их применении в практике уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезного ископаемого признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Таким образом, добытым полезным ископаемым признается не минеральное сырье, извлекаемое из недр, а содержащиеся в минеральном сырье минералы, полученные после первичной обработки минерального сырья. При этом налоговым законодательством учитываются операции по добыче, которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения.
По принятой технологической схеме разработки Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли добыча минерального сырья ведется методом подземного растворения пластов соли и извлечением из недр хлористо-натриевых рассолов. В этом случае рассол является продуктом переработки. На выходе из скважины установлен прибор учета "Расходомер-счетчик УРСВ "Взлет MP", который определяет количество минерального сырья. Для определения объема добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ используется косвенный метод, то есть расчетный способ: по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются протоколом Роснедра по согласованию с органами Ростехнадзора по каждому лицензионному (участку и ежегодно уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921.
В случае если фактические потери при добыче превышают нормативные, то рулевая ставка НДПИ применяется к фактическим потерям в пределах утвержденных нормативов. Оставшийся объем потерь подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (письмо Минфина РФ от 30 января 2007 года N 03-06-06-01/3). При отсутствии утвержденных на 2009 год нормативов потерь налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ применять последние из утвержденных в установленном порядке нормативы потерь. Так, при расчете налога на добычу каменной соли за июль 2009 года Общество применяло утвержденные нормативы потерь на 2008 год, так как нормативы потерь на 2009 год утверждены не были.
Затем, после утверждения нормативов потерь на 2009 год, ОАО "Сода" произвело перерасчет суммы начисленного налога на добычу полезных ископаемых и подало уточненную налоговую декларацию.
Количество добытого рассола (каменной соли) в июле 2009 года составило 714,054 тыс. м3 (221 356,70 тн), потери - 190,00 тыс. м3 (58 900 тн). Потери в пределах утвержденных нормативов составили -189,851 тыс. м3 (58 853,81 тн), потери сверх норм составили - 0,149 тыс. м3 (46,190 тн). Сумма налога на добычу полезных ископаемых составила Г716 168 руб. ((714,054 + 0,149) * 43 689,34 * 5,5%). В соответствии с первичной декларацией, сумма налога на добычу полезного ископаемого составила 1.781.338 руб.
Таким образом, факт подсчета фактических потерь от суммы добытого полезного ископаемого подтверждается самими формулами и первичными документами расчетов.
Это соответствует п. 3 ст. 339 НК РФ, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Поэтому довод налогового органа о том, что при косвенном методе фактические потери уже включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, является несостоятельным.
Применение при косвенном методе ставки в 0 процентов к нормативным потерям согласуется с положениями ст. 342 НК РФ, не исключающей ее применение при косвенном методе учета количества добытого полезного ископаемого.
Минеральным сырьем для предприятия, осуществляющего разработку месторождений солей растворением через скважины с поверхности, является сырой рассол, полезное ископаемое - это содержащийся в рассоле чистый NaCl.
В соответствии с проектной документацией на каждый отчетный месяц общество составляет акты добычи полезных ископаемых. В этих актах отражается количество добытого полезного ископаемого (100% содержание NaCl) и количество сырой соли. Данная информация о количестве добытого полезного ископаемого ежемесячно используется для расчета НДПИ, а количество сырой соли поступает для составления статистической отчетности по форме N 5-гр.
Порядок заполнения справки по форме N 5-гр регулируется Инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр, утв. Мингео СССР 04.11.1971 г. Согласно параграфу 23 Инструкции запасы минерального сырья, ценность в которых представляет заключенный в них полезный компонент, учитываются по сухому весу руды. В графе 8 (добыча) формы 5-гр указывается годовой объем добычи (извлеченной) руды (каменной соли).
Таким образом, согласно инструкции по заполнению статистической отчетности, в форме 5-гр количество полезного компонента как 100% NaCl не указывается.
В связи с этим, сведения в налоговой декларации и в справке по форме N 5-гр составляются по разным химическим состояниям полезного ископаемого и составляющим этих химических состояний. Соответственно, ссылка налогового органа на справку по форме N 5-гр, является ошибочной.
Количество сырой соли по форме 5-гр за 2009 г. отражено как 2 886 тыс. тн, тогда как в налоговой декларации указывается именно 100-процентный NaCl, годовой объем которого согласно первичным налоговым декларациям за 2009 г. составил 2 708, 6 тыс. тн, по уточненным - 2 614,56 тыс. тн.
Исходя из представленных данных видно, что разница в показываемых потерях возникает из-за того, что в форме 5-гр отражаются потери от сырой соли, а в налоговой декларации - от чистого NaCl, при этом количество NaCl в сырой соли не 100 процентов, а по каждой скважине свои показатели (80 - 96 процентов).
Применение налоговой ставки 0 процентов регулируется пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921, от 07.11.2008 г. N 833 нормативы потерь утверждает Федеральное агентство по недропользованию. Сведения об утвержденных нормативах потерь направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Таким образом, факт утверждения уполномоченными государственными органами в области контроля за добычей полезных ископаемых (Роснедра) и уплаты налогов и сборов (ФНС России) во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации свидетельствует о правомерности применения заявителем этих нормативов при исчислении НДПИ.
В соответствии с Приказом Минфина России N 158н от 31.12.2008 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения" в перечне оснований налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (рублей) названо полезное ископаемое в части нормативных потерь. Тем самым подтверждается, что условием (основанием) для налогообложения по ставке 0 процентов является лишь соответствие нормативам потерь. При этом не имеет значения, как налогоплательщик определяет количество добытых полезных ископаемых (согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно).
Кроме того, в лицензии общества на право пользования недрами N 01878 ТЭ от 22.11.2002 г. разделе 8 установлено о том, что в части нормативных потерь применяется ставка 0 процентов.
Следовательно, обществом соблюдены условия для применения ставки 0 процентов.
Признавая решение инспекции недействительным, суд также руководствуется положениями части 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 г. N 09АП-1907/2011-АК по делу N А40-20222/09-126-94, Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 г. N КА-А40/662-11 по делу N А40-20122/09-109-69, от 21.03.2011 г. N КА-А40/704-11 по делу А40-71116/09-143-477 по спорам между теми же лицами об аналогичных обстоятельствах за другие налоговые периоды (январь и февраль 2008 года) установлены изложенные выше фактические обстоятельства, не подлежащие доказыванию по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование заявителя является правомерным, документально подтвержденным, а следовательно подлежит удовлетворению судом.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167 - 170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 N 216 от 29.04.2010 г. "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части пунктов 2, 3, 4 (резолютивной части), как несоответствующее требованиям НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 в пользу Открытого акционерного общества "Сода" 2.000 (две тысячи) руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
И.О.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 12.05.2011 ПО ДЕЛУ N А40-121211/10-90-668
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2011 г. по делу N А40-121211/10-90-668
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2011 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Петрова И.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клочковой В.П.
рассмотрел дело по заявлению Открытого акционерного общества "Сода"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3
о признании частично недействительным ненормативного акта,
при участии: от заявителя - Антошко О.В., доверенность N 09-437/д от 24.12.2009 г.
от налогового органа - Рябинина С.В., доверенность N 03-01-27/059@ от 08.11.2010 г.
установил:
ОАО "Сода" обратилось в суд с заявлением о признании решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 N 216 от 29.04.2010 г. "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части пунктов 2, 3, 4 (резолютивной части).
Свое требование заявитель обосновывает тем, что ненормативный акт налогового органа в оспариваемой им части принят в нарушении норм действующего законодательства и нарушает его права.
Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что налогоплательщиком подана в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2009 года, по результатам камеральной проверки, которой принято оспариваемое решение N 216 от 29.04.2010 г. о доначислении налога в размере 456.196 руб. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, при косвенном методе определения количество добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки в 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Решением Федеральной налоговой службы N АС-37-9/5679@ от 01.07.2010 г. апелляционная жалоба заявителя на решение оставлена без удовлетворения.
В ходе рассмотрения аналогичного дела N А40-20222/09-126-94 по спору между теми же лицами, но за другой налоговый период - февраль 2008 г. была проведена судебная комиссионная геологическая экспертиза.
Перед экспертами были поставлены 10 вопросов, в числе которых: Осуществлялся ли в ОАО "Сода" в период январь - декабрь 2008 г. двойной подсчет потерь при добыче полезных ископаемых прямым/косвенным методом и приводила ли применяемая методика подсчета потерь при добыче полезных ископаемых в ОАО "Сода" к двойному подсчету объема и сумм потерь?
Согласно заключению эксперта Мазепина А.Я. определение потерь производится по принятой "Инструкции по определению и учету потерь каменной соли при разработке Яр-Бишкадакского месторождения подземным растворением через скважины с поверхности на Рассолопромысле Стерлитамакского ПО "СОДА" (1994 г.), утвержденной генеральным директором ПО "Сода" 15.07.1994 и согласованной АО ВНИИГ 08.07.1994, а также Башкирским округом Госгортехнадзора России 11.07.1994.
На ОАО "Сода" применяется прямой метод определения объемов добычи и потерь.
Применяемая методика не приводит к двойному подсчету объемов и сумм потерь каменной соли при добыче.
Согласно заключению эксперта Денисова М.Н. двойного подсчета потерь при добыче полезного ископаемого ОАО "Сода" в период январь - декабрь 2008 г. не осуществляло, эксплуатационные потери каменной соли подсчитывались косвенным способом исходя из объема добытого и потерянного рассола и содержания в рассоле NaCl, а также количества нерастворимого остатка при растворении каменной соли.
Применяемая ОАО "Сода" методика подсчета потерь при добыче полезного ископаемого к двойному подсчету объема и сумм потерь не приводит, однако занижает действительные потери соли при добыче, поскольку при определении потерь допускается ошибка, и не учитываются все факторы, определяющие потери.
Таким образом, по данному вопросу получен однозначный ответ обоих экспертом о том, что общество не производило двойной учет потерь.
Оба эксперта пришли к одним и тем же значениям в вопросах о величине добытого полезного ископаемого (вопрос N 7), о составляющих фактических и нормативных потерь.
Различие во мнениях экспертов по составу потерь состоит в том, что согласно заключению Денисова М.Н., общество не учитывает потери в результате обрушения стенок камеры.
Однако, как пояснил представитель общества, потери, образующиеся за счет обрушенных глыб соли на дно камеры, определяются с использованием звуколокационного прибора "Контур-1М" или "Сканер 2000". Эти потери не уменьшают объема пустоты камеры и не влияют на количество добытого рассола, нерастворимого остатка и потерь каменной соли в камере в виде рассола. Прогнозировать их невозможно, и они определяются по мере их образования. К сверхнормативным потерям они не могут быть отнесены, что подтверждается экспертом Мазепиным А.Я. в дополнении к экспертному заключению.
К примеру, в 2008 г. потерь в результате обрушения не было, а в 2009 г. они имели место.
Расхождение между экспертами по поставленным вопросам имеют место в определении экспертами метода добычи полезного ископаемого и правомерности использования обществом методики расчета объема полезного ископаемого по формуле QB = QpK1K2.
Однако в соответствии ст. 342 НК РФ не устанавливается различное применение налоговой ставки к налоговой базе, определенной прямым методом, либо определенной косвенным методом. Применение налогоплательщиком ставки 0 процентов в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.
Представитель общества заявил, что учет количества минерального сырья не ведется по формуле QB = QpK1K2, данная формула используется обществом для расчета расхода воды при добыче рассола, а не при подсчете количества добытого полезного ископаемого. Объем добычи рассола, подлежащий налогообложению, по Рассолопромыслу определяется с использованием расходометров-счетчиков УРСВ "Взлет МР", установленных на трубопроводах передачи рассола потребителям.
Использование расходометра-счетчика УРСВ "Взлет" подтверждается представленной и утвержденной ОАО "Сода" Методикой определения объемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла, Постоянным технологическим регламентом Яр-Бишкадакского рассолопромысла СТ 01-2009.
Вывод инспекции о занижении налоговой базы обосновывается тем, что при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Следовательно, уменьшение количества добытого полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применение налоговой ставки 0 процентов по нормативным потерям неправомерно.
При косвенном методе фактические потери не могут быть включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье в связи с тем, что расчет фактических потерь производится от количества добытого полезного ископаемого.
Необходимо различать понятия "минеральное сырье" и "полезные ископаемые". Инспекция ошибочно трактует эти два различных понятия одним и тем же образом и соответственно приходит к неверным и противоправным выводам об их применении в практике уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезного ископаемого признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Таким образом, добытым полезным ископаемым признается не минеральное сырье, извлекаемое из недр, а содержащиеся в минеральном сырье минералы, полученные после первичной обработки минерального сырья. При этом налоговым законодательством учитываются операции по добыче, которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения.
По принятой технологической схеме разработки Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли добыча минерального сырья ведется методом подземного растворения пластов соли и извлечением из недр хлористо-натриевых рассолов. В этом случае рассол является продуктом переработки. На выходе из скважины установлен прибор учета "Расходомер-счетчик УРСВ "Взлет MP", который определяет количество минерального сырья. Для определения объема добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ используется косвенный метод, то есть расчетный способ: по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются протоколом Роснедра по согласованию с органами Ростехнадзора по каждому лицензионному (участку и ежегодно уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921.
В случае если фактические потери при добыче превышают нормативные, то рулевая ставка НДПИ применяется к фактическим потерям в пределах утвержденных нормативов. Оставшийся объем потерь подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (письмо Минфина РФ от 30 января 2007 года N 03-06-06-01/3). При отсутствии утвержденных на 2009 год нормативов потерь налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ применять последние из утвержденных в установленном порядке нормативы потерь. Так, при расчете налога на добычу каменной соли за июль 2009 года Общество применяло утвержденные нормативы потерь на 2008 год, так как нормативы потерь на 2009 год утверждены не были.
Затем, после утверждения нормативов потерь на 2009 год, ОАО "Сода" произвело перерасчет суммы начисленного налога на добычу полезных ископаемых и подало уточненную налоговую декларацию.
Количество добытого рассола (каменной соли) в июле 2009 года составило 714,054 тыс. м3 (221 356,70 тн), потери - 190,00 тыс. м3 (58 900 тн). Потери в пределах утвержденных нормативов составили -189,851 тыс. м3 (58 853,81 тн), потери сверх норм составили - 0,149 тыс. м3 (46,190 тн). Сумма налога на добычу полезных ископаемых составила Г716 168 руб. ((714,054 + 0,149) * 43 689,34 * 5,5%). В соответствии с первичной декларацией, сумма налога на добычу полезного ископаемого составила 1.781.338 руб.
Таким образом, факт подсчета фактических потерь от суммы добытого полезного ископаемого подтверждается самими формулами и первичными документами расчетов.
Это соответствует п. 3 ст. 339 НК РФ, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Поэтому довод налогового органа о том, что при косвенном методе фактические потери уже включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, является несостоятельным.
Применение при косвенном методе ставки в 0 процентов к нормативным потерям согласуется с положениями ст. 342 НК РФ, не исключающей ее применение при косвенном методе учета количества добытого полезного ископаемого.
Минеральным сырьем для предприятия, осуществляющего разработку месторождений солей растворением через скважины с поверхности, является сырой рассол, полезное ископаемое - это содержащийся в рассоле чистый NaCl.
В соответствии с проектной документацией на каждый отчетный месяц общество составляет акты добычи полезных ископаемых. В этих актах отражается количество добытого полезного ископаемого (100% содержание NaCl) и количество сырой соли. Данная информация о количестве добытого полезного ископаемого ежемесячно используется для расчета НДПИ, а количество сырой соли поступает для составления статистической отчетности по форме N 5-гр.
Порядок заполнения справки по форме N 5-гр регулируется Инструкцией по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр, утв. Мингео СССР 04.11.1971 г. Согласно параграфу 23 Инструкции запасы минерального сырья, ценность в которых представляет заключенный в них полезный компонент, учитываются по сухому весу руды. В графе 8 (добыча) формы 5-гр указывается годовой объем добычи (извлеченной) руды (каменной соли).
Таким образом, согласно инструкции по заполнению статистической отчетности, в форме 5-гр количество полезного компонента как 100% NaCl не указывается.
В связи с этим, сведения в налоговой декларации и в справке по форме N 5-гр составляются по разным химическим состояниям полезного ископаемого и составляющим этих химических состояний. Соответственно, ссылка налогового органа на справку по форме N 5-гр, является ошибочной.
Количество сырой соли по форме 5-гр за 2009 г. отражено как 2 886 тыс. тн, тогда как в налоговой декларации указывается именно 100-процентный NaCl, годовой объем которого согласно первичным налоговым декларациям за 2009 г. составил 2 708, 6 тыс. тн, по уточненным - 2 614,56 тыс. тн.
Исходя из представленных данных видно, что разница в показываемых потерях возникает из-за того, что в форме 5-гр отражаются потери от сырой соли, а в налоговой декларации - от чистого NaCl, при этом количество NaCl в сырой соли не 100 процентов, а по каждой скважине свои показатели (80 - 96 процентов).
Применение налоговой ставки 0 процентов регулируется пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921, от 07.11.2008 г. N 833 нормативы потерь утверждает Федеральное агентство по недропользованию. Сведения об утвержденных нормативах потерь направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Таким образом, факт утверждения уполномоченными государственными органами в области контроля за добычей полезных ископаемых (Роснедра) и уплаты налогов и сборов (ФНС России) во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации свидетельствует о правомерности применения заявителем этих нормативов при исчислении НДПИ.
В соответствии с Приказом Минфина России N 158н от 31.12.2008 г. "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения" в перечне оснований налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (рублей) названо полезное ископаемое в части нормативных потерь. Тем самым подтверждается, что условием (основанием) для налогообложения по ставке 0 процентов является лишь соответствие нормативам потерь. При этом не имеет значения, как налогоплательщик определяет количество добытых полезных ископаемых (согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно).
Кроме того, в лицензии общества на право пользования недрами N 01878 ТЭ от 22.11.2002 г. разделе 8 установлено о том, что в части нормативных потерь применяется ставка 0 процентов.
Следовательно, обществом соблюдены условия для применения ставки 0 процентов.
Признавая решение инспекции недействительным, суд также руководствуется положениями части 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 г. N 09АП-1907/2011-АК по делу N А40-20222/09-126-94, Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 г. N КА-А40/662-11 по делу N А40-20122/09-109-69, от 21.03.2011 г. N КА-А40/704-11 по делу А40-71116/09-143-477 по спорам между теми же лицами об аналогичных обстоятельствах за другие налоговые периоды (январь и февраль 2008 года) установлены изложенные выше фактические обстоятельства, не подлежащие доказыванию по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование заявителя является правомерным, документально подтвержденным, а следовательно подлежит удовлетворению судом.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167 - 170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 N 216 от 29.04.2010 г. "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным в части пунктов 2, 3, 4 (резолютивной части), как несоответствующее требованиям НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 в пользу Открытого акционерного общества "Сода" 2.000 (две тысячи) руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
И.О.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)