Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2011 N 18АП-7941/2011 ПО ДЕЛУ N А76-4244/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. N 18АП-7941/2011

Дело N А76-4244/20111

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2011 по делу N А76-4244/2011 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Ингул" - Зазуляк И.А. (доверенность N 3 от 10.07.2011);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области - Балакин Е.А. (доверенность N 4 от 01.02.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Ингул" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Ингул") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 01.02.2011 N 4 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на наличие у него права применять в отношении добытого полезного ископаемого коэффициента 0,7 к налоговой ставке при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, в связи с осуществлением за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.
По мнению заявителя, для применения коэффициента 0,7 к налоговой ставке пользователям недр, осуществившим за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений по лицензиям, полученным после 01.01.2002 достаточно выполнение только одного этого условия.
В отзыве заинтересованное лицо, возражая против доводов заявителя, указал, что правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с применением коэффициента 0,7 к ставке налога могут воспользоваться только те налогоплательщики, одновременно отвечающие двум условиям, установленным п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ):
- осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых,
- освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
Остальными налогоплательщиками, в том числе отвечающими лишь одному условию, налог на добычу полезных ископаемых уплачивается в общеустановленном порядке.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Ингул" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2010 года (т. 1, л.д. 110-113), по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 31.12.2010 N 108 (т. 2, л.д. 105-109) и с учетом возражений общества вынесено решение от 01.02.2011 N 4 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых в сумме 85 025 рублей, соответствующие пени в сумме 2 431, 58 рублей и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 17 005 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 16.03.2011 N 16-07/000623, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции утверждено (т. 1. л.д. 28-30).
Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом не выполнена совокупность условий для применения понижающего коэффициента 0,7 к ставке налога, а именно, общество по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами не было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) с пользователей недр до введения в действие главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со ст. 44 Закона о недрах от указанных отчислений освобождались осуществлявшие добычу полезных ископаемых пользователи недр, если поиск и разведку их они произвели за счет собственных средств или возместили все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых.
Условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть прописаны в лицензии (ст. 12 Закона о недрах).
Согласно Порядку использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 (далее - Порядок использования отчислений, Порядок), пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений (пункт 16 Порядка). Решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Порядка).
Таким образом, в ст. 44 Закона о недрах прямо предусматривалось, что право на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы имеют пользователи недр, как осуществившие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, так и полностью возместившие все расходы государства на их поиск и разведку, и не делалось различий между названными категориями налогоплательщиков.
Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 01.01.2002. С этой же даты прекращено взимание с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
С 01.01.2002 (момента, с которого было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и введена уплата налога на добычу полезных ископаемых) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых была сохранена в качестве переходной меры для обеих упомянутых категорий налогоплательщиков, то есть для тех, кто пользовался льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из названной нормы следует, что одним из обязательных условий для получения права на применение коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является наличие у налогоплательщика по состоянию на 01.07.2001 освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений полезных ископаемых.
Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 Кодекса, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Указанная позиция отражена также в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 14842/05 и от 17.07.2007 N 3803/07.
Как установлено судом первой инстанции, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял добычу золота на участке Майская россыпь на основании лицензии серии ЧЕЛ N 01698 БР (т. 1, л.д. 61) на право пользования с целевым назначением и видами работ на геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота Северо-Непряхинской группы россыпей на территории Чебаркульского и Аргаяшского муниципальных районов.
Из представленных в материалы дела копии лицензии на право пользования недрами серии ЧЕЛ N 01698 БР, копии лицензионного соглашения, зарегистрированного Территориальным агентством по недропользованию по Челябинской области за N 1698 от 12.12.2005 (л.д. 62-68 т. 1), следует, что ООО "Ингул" предоставлено право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота Северо-Непряхинской группы россыпей за счет собственных средств на условиях предпринимательского риска (п. 1 лицензионного соглашения).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 лицензионного соглашения от 12.12.2005 серии ЧЕЛ 01698 БР в течение срока действия лицензии, а именно до 31.12.2020 года на недропользователя распространяется режим налогообложения, устанавливаемый законодательством Российской Федерации. Ставки налогов и платежей при пользовании недрами устанавливаются в соответствии с НК РФ и законодательством о недрах РФ.
То обстоятельство, что общество до вступления в силу главы 26 НК РФ не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и не осуществляло добычу полезных ископаемых, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя права на применение понижающего коэффициента 0,7 к ставке налога при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2011 по делу N А76-4244/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ингул" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА

Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)