Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 января 2007 г. Дело N А74-2154/06-Ф02-7137/06
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш" на решение от 28 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2154/06 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.),
Открытое акционерное общество "Абаканвагонмаш" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция, налоговый орган), выраженного в отказе возвратить излишне уплаченные дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек и проценты в сумме 85665 рублей 38 копеек за пользование бюджетными средствами, начисленные на сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 28 сентября 2006 года заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новое решение.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2006 года, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 марта 2006 года по делу N А74-5922/05 об отказе инспекции в удовлетворении требований о взыскании с общества задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 149646 рублей 58 копеек.
По результатам рассмотрения дела N А74-5922/05 арбитражный суд указал на незаконность решения налогового органа о внесении изменений в решение о предоставлении предприятию права на реструктуризацию. В связи с этим произведенные в соответствии с этим решением дополнительные платежи по налогу на прибыль и платежи по процентам следует расценивать как излишне уплаченные, поскольку при сохранении условий реструктуризации в первоначальном виде заявитель имел право на списание задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль наряду с суммами пеней и штрафов. Общество полагает, что налоговый орган нарушает право предприятия на возврат излишне уплаченных сумм дополнительных платежей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 17 сентября 2001 года налоговый орган по заявлению общества принял решение N 08-20/182 о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам на сумму 3421900 рублей, пеням и штрафам на сумму 22978400 рублей, а также пеням в сумме 99500 рублей, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
22 апреля 2003 года инспекция сопроводительным письмом N 08-18/9175 направила налогоплательщику уточненные графики погашения задолженности по дополнительным платежам, а также пеням и штрафам по налогу на прибыль. В письме со ссылкой на разъяснения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам налоговый орган указал, что задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов.
В письме от 27 мая 2003 года N 811 налогоплательщик уведомил налоговый орган о несогласии с уточненным графиком погашения задолженности, поскольку согласно решению от 17 сентября 2001 года N 08-20/181 задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включена в состав задолженности по пеням и штрафам и подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
9 июня 2003 года инспекцией принято решение N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам общества, которым изменен график погашения реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, исключена задолженность в сумме 2004367 рублей 68 копеек по дополнительным платежам по налогу на прибыль из состава задолженности по пеням и штрафам и включена в состав задолженности по налогам и сборам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с 1 квартала 2003 года. В решении также указано на необходимость перерасчета процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию задолженности в связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
В приложенном к решению уточненном графике обозначены сроки уплаты суммы 2004367 рублей 68 копеек - дополнительных платежей по налогу на прибыль. График утвержден 9 июня 2003 года и согласован с руководителем общества в этот же день.
30 сентября 2003 года налоговый орган и налогоплательщик согласовали график погашения задолженности по налогам и сборам, из которого следует, что сроки погашения задолженности в сумме 924400 рублей по налогу на прибыль, обозначенной в первоначально согласованном графике, также сохранены.
По состоянию на 17 сентября 2003 года общество погасило половину реструктурированной задолженности по налогам, о чем уведомило налоговый орган в письме от 25 сентября 2003 года со ссылкой на решения налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, от 22 октября 2001 года N 08-20/213 и от 9 июня 2003 года N 08-18/182а. В этом же письме налогоплательщик просил налоговый орган принять решение о списании половины долга по пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
8 октября 2003 года инспекцией принято решение N 08-18/182-2 о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 11427050 рублей, в том числе в части пеней в сумме 10536850 рублей по федеральным налогам. Из справки об исполнении условий реструктуризации задолженности по состоянию на 1 июля 2003 года следует, что остаток задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль составил 1002200 рублей.
30 июня 2005 года налогоплательщик уведомил налоговый орган о досрочном погашении реструктурированной задолженности по налогам и в письме N 723 просил налоговый орган принять решение об амнистии пеней по федеральным и местным налогам по постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
Из справки об исполнении условий реструктурированной задолженности на 1 июля 2005 года усматривается, что задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль погашена в сумме 2004367 рублей 68 копеек и на указанную дату отсутствует.
Помимо названной справки, об уплате дополнительных платежей в сумме 2004367 рублей 68 копеек и процентов в сумме 85665 рублей 38 копеек, начисленных на сумму дополнительных платежей, свидетельствуют платежные поручения от 11 июня 2003 года N 347, от 12 сентября 2003 года N 590, от 11 декабря 2003 года N 898, от 12 марта 2004 года N 159, от 11 июня 2004 года N 488, от 15 сентября 2004 года N 775, от 14 декабря 2004 года N 87, от 15 марта 2005 года N 210, письмо налогоплательщика от 26 апреля 2005 года N 475 о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет платежей в рамках реструктуризации, уведомление налогового органа от 14 мая 2005 года N 151 о произведенном зачете и платежные поручения от 16 июня 2003 года N 352, от 15 сентября 2003 года N 606, от 11 декабря 2003 года N 906, от 15 марта 2004 года N 174, от 15 июня 2004 года N 504, от 15 сентября 2004 года N 782, от 15 декабря 2004 года N 108, от 15 марта 2005 года N 217, от 15 июня 2005 года N 592.
Решением от 1 августа 2005 года N 08-18/182-3 налоговый орган произвел списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 10533512 рублей 16 копеек.
В мае 2005 года, августе 2005 года, 15 сентября 2005 года налоговый орган направил налогоплательщику письма N ВГ-08-18/16401, СД-08-18/26034, СД-08-18/29709 с требованием об уплате процентов на сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль за период с 17 сентября 2001 года до 9 июня 2003 года, а в декабре 2005 года обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия процентов в сумме 149646 рублей 58 копеек за пользование бюджетными средствами, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль и подлежащих взысканию за период с 17 сентября 2001 года по второй квартал 2003 года.
7 марта 2006 года арбитражный суд принял решение по делу N А74-5922/05, в котором отказал в удовлетворении заявления налогового органа и указал, что решение налогового органа от 9 июня 2003 года N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
18 апреля 2006 года общество, учитывая названное выше решение арбитражного суда по делу N А74-5922/05, представило налоговому органу заявление от 17 апреля 2005 года N АВМ-04/08 о возврате из бюджета излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек и процентов в сумме 85665 рублей 38 копеек за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль.
В письме от 24 апреля 2006 года N ВГ-11-16/16603 налоговый орган уведомил налогоплательщика, что заявление о возврате дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль оставлено без исполнения. В обоснование решения об оставлении заявления без исполнения налоговый орган указал совокупность обстоятельств:
- - предприятием был согласован уточненный график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 2004367 рублей 68 копеек;
- - обязанность по уплате процентов установлена Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002.
Общество расценило бездействие налогового органа, выраженное в отказе возвратить излишне уплаченные суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль, как незаконное и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия инспекции, выраженного в отказе возвратить излишне уплаченные дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции Федерального закона от 9 мая 2001 года N 50-ФЗ (далее - Закон "О налоге на прибыль") предприятия, являвшиеся плательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль, при исчислении налога на прибыль за соответствующий налоговый или отчетный период были обязаны уточнять разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, авансовыми взносами налога за истекший квартал на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002) утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 и Порядка реструктуризации условия реструктуризации распространялись на задолженность по налогам, сборам и суммы пеней и штрафов, начисленных на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 5 июля 2005 года N 15242/04, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что проценты, начисленные в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона "О налоге на прибыль" на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, нельзя отнести к основной задолженности по налогам и сборам, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002.
В равной степени указанные проценты нельзя отнести к пеням и штрафам, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13 ноября 2001 года N 225-О, проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).
Анализ приведенных правовых и судебных актов позволяет сделать вывод, что порядок реструктуризации задолженности юридических лиц по процентам на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 не был установлен и включение процентов в состав задолженности по налогам и сборам, а равно по начисленным пеням и штрафам названным постановлением и Порядком реструктуризации не предусматривалось.
Вследствие этого арбитражный суд при оценке обстоятельств данного дела исходит из факта включения процентов в сумме 2004367 рублей 68 копеек в состав реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам в первоначальном варианте решения налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, а затем - в состав основной задолженности по налогам и сборам.
Включение спорной суммы процентов, обозначенных в представленных сторонами документах как дополнительные платежи по налогу на прибыль, в основную задолженность по налогам и сборам или задолженность по начисленным пеням и штрафам в равной степени не влечет право налогоплательщика на списание задолженности в соответствии с пунктом 5 Порядка реструктуризации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", статьей 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", поскольку указанными правовыми актами списание задолженности по процентам, начисленным на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, не было предусмотрено.
Решение налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 законным основанием для списания процентов в сумме 2004367 рублей 68 копеек при условии погашения задолженности по налогам и сборам не являлось, поскольку обязанность по уплате процентов установлена статьей 8 Закона "О налоге на прибыль" и действующими законодательными и иными правовыми актами в сфере налогов списание задолженности по процентам не было предусмотрено.
Решение налогового органа от 9 июня 2003 года N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, на несоответствие которого требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 указал арбитражный суд в решении от 7 марта 2006 года по делу N А74-5922/05, не влияет на правовую оценку обстоятельств данного дела, поскольку корректирует ненормативный правовой акт налогового органа, не являющийся законным основанием для списания задолженности по дополнительным платежам.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о несостоятельности довода налогоплательщика о том, что выполнение условий реструктуризации, обозначенных в первоначальном решении налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, влекло у него право на списание задолженности по процентам (дополнительным платежам по налогу на прибыль).
По смыслу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации под излишне уплаченной суммой налога, пеней следует понимать суммы, уплаченные при отсутствии законных оснований и законно установленной обязанности по уплате налога или пеней.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что уточненный график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль был согласован руководителем предприятия, налогоплательщик на условиях реструктуризации добровольно уплатил 2004367 рублей 68 копеек, обязанность по уплате дополнительных платежей была установлена Законом "О налоге на прибыль", а возможность списания действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем основания для квалификации суммы 2004367 рублей 68 копеек как излишне уплаченного налога, а равно излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль - процентов на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, отсутствуют.
Довод общества о том, что увеличение платежей в графике задолженности существенно нарушает права и законные интересы общества, согласившегося на определенные условия ее погашения; включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком, не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку обозначенные выше права и законные интересы затрагивались решением инспекции от 9 июня 2003 года N 08-18/182, которое обществом не оспаривалось.
С учетом приведенных обстоятельств арбитражный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия инспекции по поводу возврата дополнительных платежей в сумме 2004367 рублей 68 копеек по налогу на прибыль.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 28 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2154/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.01.2007 N А74-2154/06-Ф02-7137/06 ПО ДЕЛУ N А74-2154/06
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 января 2007 г. Дело N А74-2154/06-Ф02-7137/06
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Абаканвагонмаш" на решение от 28 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2154/06 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Абаканвагонмаш" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция, налоговый орган), выраженного в отказе возвратить излишне уплаченные дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек и проценты в сумме 85665 рублей 38 копеек за пользование бюджетными средствами, начисленные на сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 28 сентября 2006 года заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новое решение.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2006 года, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 7 марта 2006 года по делу N А74-5922/05 об отказе инспекции в удовлетворении требований о взыскании с общества задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 149646 рублей 58 копеек.
По результатам рассмотрения дела N А74-5922/05 арбитражный суд указал на незаконность решения налогового органа о внесении изменений в решение о предоставлении предприятию права на реструктуризацию. В связи с этим произведенные в соответствии с этим решением дополнительные платежи по налогу на прибыль и платежи по процентам следует расценивать как излишне уплаченные, поскольку при сохранении условий реструктуризации в первоначальном виде заявитель имел право на списание задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль наряду с суммами пеней и штрафов. Общество полагает, что налоговый орган нарушает право предприятия на возврат излишне уплаченных сумм дополнительных платежей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 17 сентября 2001 года налоговый орган по заявлению общества принял решение N 08-20/182 о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам на сумму 3421900 рублей, пеням и штрафам на сумму 22978400 рублей, а также пеням в сумме 99500 рублей, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
22 апреля 2003 года инспекция сопроводительным письмом N 08-18/9175 направила налогоплательщику уточненные графики погашения задолженности по дополнительным платежам, а также пеням и штрафам по налогу на прибыль. В письме со ссылкой на разъяснения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам налоговый орган указал, что задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включается в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов.
В письме от 27 мая 2003 года N 811 налогоплательщик уведомил налоговый орган о несогласии с уточненным графиком погашения задолженности, поскольку согласно решению от 17 сентября 2001 года N 08-20/181 задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль включена в состав задолженности по пеням и штрафам и подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
9 июня 2003 года инспекцией принято решение N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам общества, которым изменен график погашения реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, исключена задолженность в сумме 2004367 рублей 68 копеек по дополнительным платежам по налогу на прибыль из состава задолженности по пеням и штрафам и включена в состав задолженности по налогам и сборам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с 1 квартала 2003 года. В решении также указано на необходимость перерасчета процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию задолженности в связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
В приложенном к решению уточненном графике обозначены сроки уплаты суммы 2004367 рублей 68 копеек - дополнительных платежей по налогу на прибыль. График утвержден 9 июня 2003 года и согласован с руководителем общества в этот же день.
30 сентября 2003 года налоговый орган и налогоплательщик согласовали график погашения задолженности по налогам и сборам, из которого следует, что сроки погашения задолженности в сумме 924400 рублей по налогу на прибыль, обозначенной в первоначально согласованном графике, также сохранены.
По состоянию на 17 сентября 2003 года общество погасило половину реструктурированной задолженности по налогам, о чем уведомило налоговый орган в письме от 25 сентября 2003 года со ссылкой на решения налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, от 22 октября 2001 года N 08-20/213 и от 9 июня 2003 года N 08-18/182а. В этом же письме налогоплательщик просил налоговый орган принять решение о списании половины долга по пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
8 октября 2003 года инспекцией принято решение N 08-18/182-2 о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 11427050 рублей, в том числе в части пеней в сумме 10536850 рублей по федеральным налогам. Из справки об исполнении условий реструктуризации задолженности по состоянию на 1 июля 2003 года следует, что остаток задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль составил 1002200 рублей.
30 июня 2005 года налогоплательщик уведомил налоговый орган о досрочном погашении реструктурированной задолженности по налогам и в письме N 723 просил налоговый орган принять решение об амнистии пеней по федеральным и местным налогам по постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269.
Из справки об исполнении условий реструктурированной задолженности на 1 июля 2005 года усматривается, что задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль погашена в сумме 2004367 рублей 68 копеек и на указанную дату отсутствует.
Помимо названной справки, об уплате дополнительных платежей в сумме 2004367 рублей 68 копеек и процентов в сумме 85665 рублей 38 копеек, начисленных на сумму дополнительных платежей, свидетельствуют платежные поручения от 11 июня 2003 года N 347, от 12 сентября 2003 года N 590, от 11 декабря 2003 года N 898, от 12 марта 2004 года N 159, от 11 июня 2004 года N 488, от 15 сентября 2004 года N 775, от 14 декабря 2004 года N 87, от 15 марта 2005 года N 210, письмо налогоплательщика от 26 апреля 2005 года N 475 о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет платежей в рамках реструктуризации, уведомление налогового органа от 14 мая 2005 года N 151 о произведенном зачете и платежные поручения от 16 июня 2003 года N 352, от 15 сентября 2003 года N 606, от 11 декабря 2003 года N 906, от 15 марта 2004 года N 174, от 15 июня 2004 года N 504, от 15 сентября 2004 года N 782, от 15 декабря 2004 года N 108, от 15 марта 2005 года N 217, от 15 июня 2005 года N 592.
Решением от 1 августа 2005 года N 08-18/182-3 налоговый орган произвел списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 10533512 рублей 16 копеек.
В мае 2005 года, августе 2005 года, 15 сентября 2005 года налоговый орган направил налогоплательщику письма N ВГ-08-18/16401, СД-08-18/26034, СД-08-18/29709 с требованием об уплате процентов на сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль за период с 17 сентября 2001 года до 9 июня 2003 года, а в декабре 2005 года обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия процентов в сумме 149646 рублей 58 копеек за пользование бюджетными средствами, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль и подлежащих взысканию за период с 17 сентября 2001 года по второй квартал 2003 года.
7 марта 2006 года арбитражный суд принял решение по делу N А74-5922/05, в котором отказал в удовлетворении заявления налогового органа и указал, что решение налогового органа от 9 июня 2003 года N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
18 апреля 2006 года общество, учитывая названное выше решение арбитражного суда по делу N А74-5922/05, представило налоговому органу заявление от 17 апреля 2005 года N АВМ-04/08 о возврате из бюджета излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек и процентов в сумме 85665 рублей 38 копеек за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль.
В письме от 24 апреля 2006 года N ВГ-11-16/16603 налоговый орган уведомил налогоплательщика, что заявление о возврате дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль оставлено без исполнения. В обоснование решения об оставлении заявления без исполнения налоговый орган указал совокупность обстоятельств:
- - предприятием был согласован уточненный график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 2004367 рублей 68 копеек;
- - обязанность по уплате процентов установлена Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002.
Общество расценило бездействие налогового органа, выраженное в отказе возвратить излишне уплаченные суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами на сумму задолженности по дополнительному платежу по налогу на прибыль, как незаконное и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия инспекции, выраженного в отказе возвратить излишне уплаченные дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 2004368 рублей 68 копеек, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции Федерального закона от 9 мая 2001 года N 50-ФЗ (далее - Закон "О налоге на прибыль") предприятия, являвшиеся плательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль, при исчислении налога на прибыль за соответствующий налоговый или отчетный период были обязаны уточнять разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, авансовыми взносами налога за истекший квартал на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002) утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
По смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 и Порядка реструктуризации условия реструктуризации распространялись на задолженность по налогам, сборам и суммы пеней и штрафов, начисленных на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 5 июля 2005 года N 15242/04, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что проценты, начисленные в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона "О налоге на прибыль" на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, нельзя отнести к основной задолженности по налогам и сборам, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002.
В равной степени указанные проценты нельзя отнести к пеням и штрафам, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13 ноября 2001 года N 225-О, проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).
Анализ приведенных правовых и судебных актов позволяет сделать вывод, что порядок реструктуризации задолженности юридических лиц по процентам на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 не был установлен и включение процентов в состав задолженности по налогам и сборам, а равно по начисленным пеням и штрафам названным постановлением и Порядком реструктуризации не предусматривалось.
Вследствие этого арбитражный суд при оценке обстоятельств данного дела исходит из факта включения процентов в сумме 2004367 рублей 68 копеек в состав реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам в первоначальном варианте решения налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, а затем - в состав основной задолженности по налогам и сборам.
Включение спорной суммы процентов, обозначенных в представленных сторонами документах как дополнительные платежи по налогу на прибыль, в основную задолженность по налогам и сборам или задолженность по начисленным пеням и штрафам в равной степени не влечет право налогоплательщика на списание задолженности в соответствии с пунктом 5 Порядка реструктуризации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", статьей 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", поскольку указанными правовыми актами списание задолженности по процентам, начисленным на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, не было предусмотрено.
Решение налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182 законным основанием для списания процентов в сумме 2004367 рублей 68 копеек при условии погашения задолженности по налогам и сборам не являлось, поскольку обязанность по уплате процентов установлена статьей 8 Закона "О налоге на прибыль" и действующими законодательными и иными правовыми актами в сфере налогов списание задолженности по процентам не было предусмотрено.
Решение налогового органа от 9 июня 2003 года N 08-18/182а о внесении изменений в решение от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, на несоответствие которого требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 указал арбитражный суд в решении от 7 марта 2006 года по делу N А74-5922/05, не влияет на правовую оценку обстоятельств данного дела, поскольку корректирует ненормативный правовой акт налогового органа, не являющийся законным основанием для списания задолженности по дополнительным платежам.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о несостоятельности довода налогоплательщика о том, что выполнение условий реструктуризации, обозначенных в первоначальном решении налогового органа от 17 сентября 2001 года N 08-20/182, влекло у него право на списание задолженности по процентам (дополнительным платежам по налогу на прибыль).
По смыслу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации под излишне уплаченной суммой налога, пеней следует понимать суммы, уплаченные при отсутствии законных оснований и законно установленной обязанности по уплате налога или пеней.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что уточненный график погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль был согласован руководителем предприятия, налогоплательщик на условиях реструктуризации добровольно уплатил 2004367 рублей 68 копеек, обязанность по уплате дополнительных платежей была установлена Законом "О налоге на прибыль", а возможность списания действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем основания для квалификации суммы 2004367 рублей 68 копеек как излишне уплаченного налога, а равно излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль - процентов на разницу между суммой налога, исчисленной от фактической прибыли, и авансовыми платежами, отсутствуют.
Довод общества о том, что увеличение платежей в графике задолженности существенно нарушает права и законные интересы общества, согласившегося на определенные условия ее погашения; включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на налогоплательщика дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком, не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку обозначенные выше права и законные интересы затрагивались решением инспекции от 9 июня 2003 года N 08-18/182, которое обществом не оспаривалось.
С учетом приведенных обстоятельств арбитражный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия инспекции по поводу возврата дополнительных платежей в сумме 2004367 рублей 68 копеек по налогу на прибыль.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2154/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.И.СКУБАЕВ
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)