Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2008 ПО ДЕЛУ N А66-2349/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2008 г. по делу N А66-2349/2008


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корона К" на решение Арбитражного суда Тверской области от 6 августа 2008 года по делу N А66-2349/2008 (судья Пугачев А.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Корона К" (далее - общество, ООО "Корона К") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) по отказу в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения и по изъятию объектов налогообложения, находящихся по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек ул. Сиверсова, д. 6б, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения своих прав.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.08.2008 по делу N А66-2349/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Корона К" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Корона К" осуществляет деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии от 26.05.2003 N 001169. Обособленное подразделение общества состоит на учете в налоговом органе с 08.11.2007. Согласно свидетельству о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 27.07.2007 N 187 за ним зарегистрированы 50 игровых автоматов, расположенных по адресу: Тверская область, г. Бологое, ул. Дзержинского, д. 25.
Общество 16.01.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации изменений количества объектов налогообложения, которым просило поставить на учет по 50 игровых автоматов по адресам: Тверская область, г. Удомля, пр-т Курчатова, д. 7 т/ц "Русь" и Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б.
До получения данного заявления и на основании поручения от 22.01.2008 N 2 налоговым органом в помещении по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения им требований, установленных частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), по результатам которой составлен акт проверки организатора азартных игр от 22.01.2008, а также составлен протокол изъятия вещей и документов от 22.01.2008 N 2, которым изъяты заявленные в вышеуказанном письме к регистрации 50 игровых автоматов.
В акте проверки от 22.01.2008 инспекцией отражено, что у части автоматов технологически заложенный средний процент денежного выигрыша ниже, чем 90 процентов. Также отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на 4 игровых автомата и электронную рулетку.
Инспекция письмом от 12.02.2008 N 11-16/03/03480 отказа обществу в регистрации игровых автоматов, мотивировав его тем, что указанные игровые автоматы до поступления заявления об их регистрации ею изъяты в связи с выявлением нарушений требований статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Не согласившись с отказом в регистрации 50 игровых автоматов, установленных по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б, а также с изъятием данных объектов налогообложения по указанному адресу, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с вышеуказанным заявлением.
Решением суда признан правомерным отказ инспекции в регистрации объектов налогообложения.
Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным в связи со следующим.
Статьей 365 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 366 НК РФ игровой автомат признается объектом налогообложения.
Из пункта 2 данной статьи следует, что каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (пункт 3).
Из анализа названных норм следует, что для регистрации объектов налогообложения, в данном случае игровых автоматов, необходимо, чтобы налогоплательщик состоял на учете в налоговом органе и обратился с соответствующим заявлением.
Факт постановки на учет общества в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации подтверждается соответствующим свидетельством серии 69 N 00155427 (лист 27), наличие 50 штук игровых автоматов, установленных по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б, инспекцией не оспаривается.
Действительно, статьей 366 НК РФ предусмотрено, что с обращением о регистрации объекта налогообложения необходимо обратиться в налоговый орган не позднее, чем за два дня до установки данного объекта.
Вместе с тем, главой 29 НК РФ не предусмотрен отказ в регистрации объекта налогообложения в связи с несоблюдением названного срока. Обращение за регистрацией объектов налогообложения носит предварительный (до начала осуществления деятельности), уведомительный характер.
Отказывая обществу в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, инспекция указала на заявление общества от 16.01.2008, в то же время общество, обращаясь в суд первой инстанции, ссылается на свое заявление от 11.01.2008.
Получив от сторон указанные заявления, апелляционная инстанция считает необходимым отразить, что действительно имеет место расхождение в датах составления заявления регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Вместе с тем, форма и содержание заявлений являются идентичными, следовательно, налоговым органом отказано в регистрации именно тех объектов налогообложения, о которых заявляло общество.
Ограничения при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации законодателем введены с принятием Закона N 244-ФЗ, действующим с 01.01.2007.
Требования, предъявляемые к игорным заведениям, предусмотрены частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, одним из которых является наличие в зоне обслуживания участников азартных игр не менее чем пятидесяти игровых автоматов, что в данном случае имеется.
Деятельность игорных заведений, не отвечающая требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007 (пункт 6 статьи 16).
Таким образом, игорные заведения, действующие до 01.01.2007 и отвечающие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в соответствии с имеющейся у них лицензией до 30.06.2009 (часть 4 статьи 16). Общество такую лицензию имеет.
Довод налогового органа о том, что его отказ является правомерным в связи с тем, что обществом подано заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения, а не заявление о регистрации, не принимается судом, поскольку за обществом на момент обращения уже зарегистрированы 50 игровых автоматов, смена самого налогоплательщика - лица, на которое зарегистрированы объекты налогообложения, в налоговом органе не произошла, обращение общества с заявлением о регистрации дополнительных объектов обложения носит уведомительный характер и действия инспекции по регистрации изменения количества объектов налогообложения разрешительными не являются.
При изложенных обстоятельствах, а также с учетом того, что в действиях общества по регистрации игровых автоматов не установлена противоправность, напротив, данные действия направлены на соблюдение порядка регистрации объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в регистрации игровых автоматов по заявлению общества от 16.01.2008.
Поскольку оспариваемые обществом решения по отказу в регистрации игровых автоматов противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, апелляционная инстанция считает, что вывод суда первой инстанции о правомерности действия налогового органа в этой части является ошибочным.
Апелляционная инстанция также не может согласиться с выводом суда о правомерности изъятия игровых автоматов в связи со следующим.
Из отказа в регистрации объектов игорного бизнеса от 12.02.2008 N 11-16/03/03480, письменных пояснений налогового органа следует, что осмотры игрового зала, расположенного по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б, произведены в целях контроля за соблюдением норм НК РФ и Закона N 244-ФЗ.
Из анализа положений абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", предусматривающих право налоговых органов осуществлять контроль за техническим состоянием игрового оборудования и соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявленных к игорным заведениям, установленным Законом N 244-ФЗ, не является превышением должностными лицами налоговых органов своих полномочий.
Согласно части 3 статьи 3 и части 3 статьи 16 Закона N 244-ФЗ проверка технического состояния игрового оборудования и контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 данного Закона, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (пункты 5.1.9 и 5.3.7) является Федеральная налоговая служба.
Проверка проводится Федеральной налоговой службой в соответствии с Инструкцией о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 08.11.2007 N 100н.
Вместе с тем, в силу пункта 5 Инструкции проверка проводится на основании распоряжения соответствующего территориального налогового органа.
В пункте 6 данной Инспекции указано, что в распоряжение о проведении проверки должно содержать следующие сведения:
- номер и дату распоряжения о проведении проверки;
- наименование органа, проводящего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица - организатора азартных игр (далее - проверяемый организатор азартных игр);
- правовые основания проведения проверки;
- цели, задачи и предмет проводимой проверки;
- фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
- дату начала и окончания проверки.
Копия распоряжения о проведении проверки заверяется печатью соответствующего территориального налогового органа.
В данном случае налоговым органом в материалы дела представлено не распоряжение, а поручение от 22.01.2008 N 2, в котором, кроме этого, не отражены правовые основания проведения проверки; цели, задачи и предмет проводимой проверки; дата начала и окончания проверки.
Из акта проверки следует, что инспекцией выявлено нарушение пункта 10 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ (у части автоматов технологически заложенный средний процент денежного выигрыша ниже, чем 90 процентов. Отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на 4 игровых автомата и электронную рулетку).
В соответствии с пунктом 15 данной Инструкции в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона, нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений:
- о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона;
- об устранении иных нарушений.
В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Следовательно, налоговому органу не предоставлено право в случае выявления нарушений требований Закона N 244-ФЗ изымать объекты налогообложения.
В названном поручении о проведении проверки имеется ссылка на часть 4 статьи 28.1, часть 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, доказательств возбуждения административного дела, а также привлечения к административной ответственной ответственности общества по результатам данной проверки инспекцией также не представлено ни суду первой инстанции, ни апелляционной коллегии.
При обращении в суд общество просило устранить допущенные нарушения путем возложения на налоговый орган обязанности по устранению указанных нарушений их прав и законных интересов, а также запрета на взыскание налога на игорный бизнес на изъятые 50 объектов налогообложения, установленные по адресу: тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б.
Апелляционная коллегия, признавая незаконными действия налогового органа по отказу в регистрации объектов налогообложения и по их изъятию 22.01.2008, полагает, что требования общества подлежат удовлетворению в части возложения на инспекцию обязанности зарегистрировать указанные объекты налогообложения и их возврата.
В части запрета на взыскание налога на игорный бизнес следует отказать, поскольку отсутствует следственно-причинная связь между данным способ устранения и заявленными требованиями.
Поскольку апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению в полном объеме, то с налогового органа в пользу ООО "Корона К" подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 6 августа 2008 года по делу N А66-2349/2008 отменить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "Корона К" в регистрации объектов игорного бизнеса от 16.02.2008 N 11-16/03/03480, а также действий по изъятию 22.01.2008 объектов налогообложения, расположенных по адресу: Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова, д. 6б.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области возвратить изъятые согласно протоколу изъятия вещей и документов от 22.01.2008 N 2 объекты налогообложения налогом на игорный бизнес и осуществить их регистрацию.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Корона К" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
А.В.ПОТЕЕВА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)