Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 июля 2002 года Дело N А56-4587/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Проскуряковой Н.В. (доверенность от 08.01.02 N 06-05/92), от Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление почтовой связи Санкт-Петербурга" Боровского А.А. (доверенность от 06.03.02 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение от 19.03.02 (судьи Бойко А.Е., Захаров В.В., Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 (судьи Шульга Л.А., Савицкая И.Г., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4587/02,
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации" в лице Киришского районного узла почтовой связи обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 23.01.02 N 02-09/818 в части начисления недоимки, пеней и штрафа по земельному налогу.
В связи с реорганизацией истца суд в порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел его замену на Федеральное государственное унитарное предприятие связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" (далее - Управление почтовой связи Санкт-Петербурга).
Решением суда от 19.03.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.02, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Управлению почтовой связи Санкт-Петербурга в иске. В резолютивной части решения налогового органа о привлечении истца к ответственности указано наименование Киришского районного почтового узла связи, однако, по мнению подателя жалобы, к ответственности в данном случае привлечена головная организация - государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации".
Налоговая инспекция также считает, что в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" государственные предприятия связи освобождаются от уплаты земельного налога только в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, по мнению налогового органа, освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты земельного налога Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца просил оставить решение и постановление суда без изменения, считая, что при их вынесении судом не нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Киришским районным узлом почтовой связи Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" налогового законодательства за период с 01.10.99 по 30.09.01. По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 29.12.01 N 02-09/189 и вынесла решение от 23.01.02 N 02-09/818 о привлечении Киришского районного узла почтовой связи к ответственности за нарушения налогового законодательства.
В частности, согласно названному решению к Киришскому районному узлу почтовой связи на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применена ответственность в виде 3504 руб. 39 коп. штрафа за неуплату земельного налога в течение всего проверенного периода. Кроме того, истцу начислены к уплате в бюджет земельный налог и пени.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о незаконности решения налогового органа в части начисления земельного налога, пеней по этому налогу и привлечения Киришского районного узла почтовой связи к ответственности за неуплату земельного налога.
Как усматривается из материалов дела, в резолютивной части решения от 23.01.02 N 02-09/818 в качестве лица, привлекаемого к налоговой ответственности, указан Киришский районный узел почтовой связи - структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга", поэтому довод налоговой инспекции о том, что решение от 23.01.02 N 02-09/818 о привлечении к ответственности принято в отношении головной организации, а не ее структурного подразделения, не обоснован.
Согласно пункту 1 статьи 9 и статье 19 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками или плательщиками сборов. Обязанность уплачивать законно установленные налоги в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ лежит на налогоплательщике-организации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Пунктом 1 статьи 107 НК РФ предусмотрено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Таким образом, суд обоснованно указал, что принятое налоговым органом решение от 23.01.02 N 02-09/818 противоречит положениям названных статей Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи.
Управление почтовой связи Санкт-Петербурга является федеральным государственным унитарным предприятием связи, а следовательно, на основании пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобождается от уплаты земельного налога, в том числе и в части деятельности его структурного подразделения - Киришского районного узла почтовой связи.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Управления почтовой связи Санкт-Петербурга, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления подразделению Управления почтовой связи Санкт-Петербурга земельного налога, пеней за неуплату этого налога, а также для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Следовательно, у кассационной инстанции нет оснований для отмены решения и постановления арбитражного суда по настоящему делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 19.03.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4587/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2002 N А56-4587/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2002 года Дело N А56-4587/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области Проскуряковой Н.В. (доверенность от 08.01.02 N 06-05/92), от Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление почтовой связи Санкт-Петербурга" Боровского А.А. (доверенность от 06.03.02 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение от 19.03.02 (судьи Бойко А.Е., Захаров В.В., Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 (судьи Шульга Л.А., Савицкая И.Г., Петренко Т.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4587/02,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации" в лице Киришского районного узла почтовой связи обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 23.01.02 N 02-09/818 в части начисления недоимки, пеней и штрафа по земельному налогу.
В связи с реорганизацией истца суд в порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел его замену на Федеральное государственное унитарное предприятие связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" (далее - Управление почтовой связи Санкт-Петербурга).
Решением суда от 19.03.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.02, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Управлению почтовой связи Санкт-Петербурга в иске. В резолютивной части решения налогового органа о привлечении истца к ответственности указано наименование Киришского районного почтового узла связи, однако, по мнению подателя жалобы, к ответственности в данном случае привлечена головная организация - государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Ленинградской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации".
Налоговая инспекция также считает, что в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" государственные предприятия связи освобождаются от уплаты земельного налога только в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, по мнению налогового органа, освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты земельного налога Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца просил оставить решение и постановление суда без изменения, считая, что при их вынесении судом не нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Киришским районным узлом почтовой связи Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга" налогового законодательства за период с 01.10.99 по 30.09.01. По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 29.12.01 N 02-09/189 и вынесла решение от 23.01.02 N 02-09/818 о привлечении Киришского районного узла почтовой связи к ответственности за нарушения налогового законодательства.
В частности, согласно названному решению к Киришскому районному узлу почтовой связи на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применена ответственность в виде 3504 руб. 39 коп. штрафа за неуплату земельного налога в течение всего проверенного периода. Кроме того, истцу начислены к уплате в бюджет земельный налог и пени.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о незаконности решения налогового органа в части начисления земельного налога, пеней по этому налогу и привлечения Киришского районного узла почтовой связи к ответственности за неуплату земельного налога.
Как усматривается из материалов дела, в резолютивной части решения от 23.01.02 N 02-09/818 в качестве лица, привлекаемого к налоговой ответственности, указан Киришский районный узел почтовой связи - структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия связи "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга", поэтому довод налоговой инспекции о том, что решение от 23.01.02 N 02-09/818 о привлечении к ответственности принято в отношении головной организации, а не ее структурного подразделения, не обоснован.
Согласно пункту 1 статьи 9 и статье 19 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками или плательщиками сборов. Обязанность уплачивать законно установленные налоги в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и статьей 45 НК РФ лежит на налогоплательщике-организации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Пунктом 1 статьи 107 НК РФ предусмотрено, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Таким образом, суд обоснованно указал, что принятое налоговым органом решение от 23.01.02 N 02-09/818 противоречит положениям названных статей Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи.
Управление почтовой связи Санкт-Петербурга является федеральным государственным унитарным предприятием связи, а следовательно, на основании пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобождается от уплаты земельного налога, в том числе и в части деятельности его структурного подразделения - Киришского районного узла почтовой связи.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Управления почтовой связи Санкт-Петербурга, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления подразделению Управления почтовой связи Санкт-Петербурга земельного налога, пеней за неуплату этого налога, а также для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Следовательно, у кассационной инстанции нет оснований для отмены решения и постановления арбитражного суда по настоящему делу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4587/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)