Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2005 N Ф03-А24/05-2/969

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 14 мая 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/969


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 15.01.2005 по делу N А24-3781/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому, правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения от 23.07.2004 N 08-13/255/23353.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому, правопреемником которой в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ является Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция; налоговый орган), от 23.07.2004 N 08-13/255/23353 о привлечении к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 21543 руб., которым также предложено уплатить не полностью перечисленный налог на доходы физических лиц в сумме 103888 руб. и пени - 77944 руб.
Решением суда от 15.01.2005 требования заявителя удовлетворены. Решение налогового органа признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20771,20 руб., доначисления налога на доходы физических лиц в размере 103856 руб. и пеней, начисленных на указанную сумму налога, поскольку суд пришел к выводу о правомерности действий Общества, а также об отсутствии оснований для доначисления налога, пени и привлечения к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно: пунктов 1, 6, 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган полагает, что Территориальное управление N 8 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком", находящееся в г. Петропавловске-Камчатском, как налоговый агент обязанность перед бюджетом не выполнило, поскольку перечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 годы, удержанного с сумм доходов работников обособленных подразделений, расположенных в п. Дальнем Елизовского района и в с. Мильково Мильковского района, произведено в бюджет г. Петропавловска-Камчатского, а не в бюджеты муниципальных образований по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, поддержанный его представителем в судебном заседании, в котором отклоняет доводы жалобы и просит оставить решение суда без изменения как принятое с правильным применением норм материального права.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, при этом заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Территориального управления N 8 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" (далее - Территориальное управление N 8) по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 30.04.2004. По результатам проверки составлен акт от 25.06.2004 N 08-1/122 ДСП и, с учетом возражений по нему, принято решение от 23.07.2004 N 08-13/255/23353 о привлечении ОАО "Ростелеком" как налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в 2001 - 2002 годах, в виде взыскания штрафа в сумме 21543 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить не полностью перечисленный налог в сумме 103888 руб. и пени - 77944 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось нарушение порядка уплаты налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 годы по месту нахождения обособленных подразделений, поскольку данный налог полностью перечислен налогоплательщиком - территориальным управлением N 8 в Отделение Федерального казначейства по месту своего нахождения в г. Петропавловске-Камчатском. По мнению Инспекции, задолженность по налогу на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в соответствующий бюджет Елизовского района, составляет 58933 руб. и в соответствующий бюджет Мильковского района - 44923 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления налога, пени и привлечения ОАО "Ростелеком" к налоговой ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты, которым в силу пункта 1 этой же статьи является территориальное управление N 8, обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. При этом в силу пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 названной статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов работников обособленных подразделений, был перечислен территориальным управлением N 8 на счет Управления Федерального казначейства МФ РФ по Камчатской области N 40101 "Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства". Данный факт не оспаривается налоговым органом.
Налог на доходы физических лиц, в силу статьи 13 Налогового кодекса РФ, является федеральным налогом.
Порядок формирования дохода федерального бюджета в 2001 - 2002 годах определялся федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", в которых установлен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в федеральный бюджет и в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. В 2001 году доля поступлений названного налога в федеральный бюджет составляла 1%, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - 99%. В 2002 году налог на доходы физических лиц поступал в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100%. В свою очередь законами Камчатской области от 11.03.2001 N 135 "Об областном бюджете на 2001 год" и от 27.11.2001 N 182 "Об областном бюджете на 2002 год" установлено, что доходы областного бюджета на 2001 и 2002 годы формируются за счет отчислений от федеральных налогов, в том числе налога на доходы физических лиц в размере 49,5% и 50% соответственно. При этом доходы муниципальных образований Камчатской области формируются в таком же процентном соотношении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из того, что уплата территориальным управлением N 8 налога на доходы физических лиц в бюджет субъекта для его дальнейшего распределения в бюджеты муниципальных образований Камчатской области - Елизовского и Мильковского районов не может быть признана невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению данного налога. Поэтому вывод суда об отсутствии у Инспекции правовых оснований для принятия решения о доначислении названного выше налога за 2001 - 2002 годы в сумме 103856 руб., пеней, начисленных на указанную сумму налога, и привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20771,20 руб. признается кассационной инстанцией обоснованным.
Учитывая изложенное, решение суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3781/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 мая 2005 года Дело N Ф03-А24/05-2/969


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 15.01.2005 по делу N А24-3781/04-14 Арбитражного суда Камчатской области по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому, правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения от 23.07.2004 N 08-13/255/23353.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петропавловску-Камчатскому, правопреемником которой в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ является Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - Инспекция; налоговый орган), от 23.07.2004 N 08-13/255/23353 о привлечении к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 21543 руб., которым также предложено уплатить не полностью перечисленный налог на доходы физических лиц в сумме 103888 руб. и пени - 77944 руб.
Решением суда от 15.01.2005 требования заявителя удовлетворены. Решение налогового органа признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20771,20 руб., доначисления налога на доходы физических лиц в размере 103856 руб. и пеней, начисленных на указанную сумму налога, поскольку суд пришел к выводу о правомерности действий Общества, а также об отсутствии оснований для доначисления налога, пени и привлечения к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно: пунктов 1, 6, 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган полагает, что Территориальное управление N 8 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком", находящееся в г. Петропавловске-Камчатском, как налоговый агент обязанность перед бюджетом не выполнило, поскольку перечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 годы, удержанного с сумм доходов работников обособленных подразделений, расположенных в п. Дальнем Елизовского района и в с. Мильково Мильковского района, произведено в бюджет г. Петропавловска-Камчатского, а не в бюджеты муниципальных образований по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, поддержанный его представителем в судебном заседании, в котором отклоняет доводы жалобы и просит оставить решение суда без изменения как принятое с правильным применением норм материального права.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, при этом заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Территориального управления N 8 Дальневосточного филиала ОАО "Ростелеком" (далее - Территориальное управление N 8) по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 30.04.2004. По результатам проверки составлен акт от 25.06.2004 N 08-1/122 ДСП и, с учетом возражений по нему, принято решение от 23.07.2004 N 08-13/255/23353 о привлечении ОАО "Ростелеком" как налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в 2001 - 2002 годах, в виде взыскания штрафа в сумме 21543 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить не полностью перечисленный налог в сумме 103888 руб. и пени - 77944 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось нарушение порядка уплаты налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 годы по месту нахождения обособленных подразделений, поскольку данный налог полностью перечислен налогоплательщиком - территориальным управлением N 8 в Отделение Федерального казначейства по месту своего нахождения в г. Петропавловске-Камчатском. По мнению Инспекции, задолженность по налогу на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в соответствующий бюджет Елизовского района, составляет 58933 руб. и в соответствующий бюджет Мильковского района - 44923 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления налога, пени и привлечения ОАО "Ростелеком" к налоговой ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты, которым в силу пункта 1 этой же статьи является территориальное управление N 8, обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. При этом в силу пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 названной статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налог на доходы физических лиц, удержанный с доходов работников обособленных подразделений, был перечислен территориальным управлением N 8 на счет Управления Федерального казначейства МФ РФ по Камчатской области N 40101 "Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства". Данный факт не оспаривается налоговым органом.
Налог на доходы физических лиц, в силу статьи 13 Налогового кодекса РФ, является федеральным налогом.
Порядок формирования дохода федерального бюджета в 2001 - 2002 годах определялся федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", в которых установлен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в федеральный бюджет и в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. В 2001 году доля поступлений названного налога в федеральный бюджет составляла 1%, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - 99%. В 2002 году налог на доходы физических лиц поступал в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации в размере 100%. В свою очередь законами Камчатской области от 11.03.2001 N 135 "Об областном бюджете на 2001 год" и от 27.11.2001 N 182 "Об областном бюджете на 2002 год" установлено, что доходы областного бюджета на 2001 и 2002 годы формируются за счет отчислений от федеральных налогов, в том числе налога на доходы физических лиц в размере 49,5% и 50% соответственно. При этом доходы муниципальных образований Камчатской области формируются в таком же процентном соотношении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из того, что уплата территориальным управлением N 8 налога на доходы физических лиц в бюджет субъекта для его дальнейшего распределения в бюджеты муниципальных образований Камчатской области - Елизовского и Мильковского районов не может быть признана невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению данного налога. Поэтому вывод суда об отсутствии у Инспекции правовых оснований для принятия решения о доначислении названного выше налога за 2001 - 2002 годы в сумме 103856 руб., пеней, начисленных на указанную сумму налога, и привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20771,20 руб. признается кассационной инстанцией обоснованным.
Учитывая изложенное, решение суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3781/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)