Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.,
при участии:
- от заявителя (индивидуального предпринимателя Фонаревой Елены Алексеевны) - представитель не явился;
- от ответчика (Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике) - Безумова Л.А. (представитель по доверенности от 10.01.2010 г., предъявлено удостоверение);
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 декабря 2009 года по делу N А71-18952/2009,
принятое судьей Е.А.Бушуевой
по заявлению индивидуального предпринимателя Фонаревой Елены Алексеевны
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
в Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась индивидуальный предприниматель Фонарева Е.А. с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике от 30.11.2009 г. N 13-28/239П о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 24.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Налоговый орган полагает, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения, поскольку на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и применяющих упрощенную систему налогообложения, в полной мере распространяется Порядок ведения кассовых операций.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 19.11.2009 г. N 13-26/96 должностными лицами налогового органа проведена проверка ИП Фонаревой Е.А. на предмет полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью, правил ведения кассовых операций и соблюдения законодательства о применении контрольно кассовой техники за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2009 г. Результата проверки оформлены актом полноты учета выручки от 19.11.2009 г. N 13-28 и актом от 19.11.2009 г. N 1328 проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" (л.д. 12, 13, 33).
На основании данных проверки, по факту нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол от 23.11.2009 г. N 13-28/239п об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ (л.д. 11).
Рассмотрев материалы дела, начальник налогового органа вынес постановление от 30.11.2009 г. N 13-28/239п о привлечении ИП Фонаревой Е.А. к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 4 000 руб. (л.д. 8).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия события вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.п. 1, 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (утв. Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40) предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 44 этого Порядка установлено, что он применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, кроме учреждений банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации, а также предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены Унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, в том числе кассовая книга.
В соответствии с п. 2 названного Постановления от 18.08.1998 N 88 унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, указанный Порядок ведения кассовых операций не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
В силу ст. 346.24 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н утвержден "Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения". Пунктами 1.1, 1.2 этого Порядка установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Таким образом, указанный Порядок предусматривает ежедневное оприходование в кассу денежных средств и распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Как видно из материалов дела, на основании уведомления от 23.11.2004 г. N 1327 индивидуальный предприниматель Фонарева Е.А. применяет упрощенную систему налогообложения (л.д. 14).
В ходе проведения проверки было установлено, что в период с 17.10.2007 г. по 19.11.2009 г. предпринимателем осуществлялись прием и выдача наличных денежных средств без оформления приходных и расходных кассовых ордеров, без учета всех поступлений и выдачи наличных денег в кассовой книге. При этом, как следует из оспариваемого постановления и материалов дела, расчеты производились с применением контрольно-кассовой техники, поступившая выручка отражалась в журнале кассира-операциониста.
Таким образом, предприниматель привлечен к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, иные перечисленные в постановлении нарушения диспозицией данной статьи не охватываются.
Вывод о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности обоснован налоговым органом только фактом отсутствия у предпринимателя кассовой книги.
Вместе с тем, поскольку обязанность по ведению кассовой книги у предпринимателя отсутствует, расчеты производились им с применением контрольно-кассовой техники, поступившие суммы отражались в журнале кассира-операциониста, при этом налоговым органом при проверке не установлено нарушений порядка ведения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия события вменяемого административного правонарушения, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
С учетом вышеизложенного доводы налогового органа, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на неправильном толковании законодательства.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 декабря 2009 года по делу N А71-18952/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2010 N 17АП-668/2010-АК ПО ДЕЛУ N А71-18952/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. N 17АП-668/2010-АК
Дело N А71-18952/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.,
при участии:
- от заявителя (индивидуального предпринимателя Фонаревой Елены Алексеевны) - представитель не явился;
- от ответчика (Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике) - Безумова Л.А. (представитель по доверенности от 10.01.2010 г., предъявлено удостоверение);
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 декабря 2009 года по делу N А71-18952/2009,
принятое судьей Е.А.Бушуевой
по заявлению индивидуального предпринимателя Фонаревой Елены Алексеевны
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
в Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась индивидуальный предприниматель Фонарева Е.А. с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Удмуртской Республике от 30.11.2009 г. N 13-28/239П о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 24.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Налоговый орган полагает, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого административного правонарушения, поскольку на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и применяющих упрощенную систему налогообложения, в полной мере распространяется Порядок ведения кассовых операций.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 19.11.2009 г. N 13-26/96 должностными лицами налогового органа проведена проверка ИП Фонаревой Е.А. на предмет полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью, правил ведения кассовых операций и соблюдения законодательства о применении контрольно кассовой техники за период с 01.01.2007 г. по 30.11.2009 г. Результата проверки оформлены актом полноты учета выручки от 19.11.2009 г. N 13-28 и актом от 19.11.2009 г. N 1328 проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" (л.д. 12, 13, 33).
На основании данных проверки, по факту нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол от 23.11.2009 г. N 13-28/239п об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ (л.д. 11).
Рассмотрев материалы дела, начальник налогового органа вынес постановление от 30.11.2009 г. N 13-28/239п о привлечении ИП Фонаревой Е.А. к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 4 000 руб. (л.д. 8).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия события вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.п. 1, 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (утв. Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40) предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 44 этого Порядка установлено, что он применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, кроме учреждений банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации, а также предприятий и организаций, на которые не распространяется действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены Унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, в том числе кассовая книга.
В соответствии с п. 2 названного Постановления от 18.08.1998 N 88 унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, указанный Порядок ведения кассовых операций не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
В силу ст. 346.24 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н утвержден "Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения". Пунктами 1.1, 1.2 этого Порядка установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Таким образом, указанный Порядок предусматривает ежедневное оприходование в кассу денежных средств и распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Как видно из материалов дела, на основании уведомления от 23.11.2004 г. N 1327 индивидуальный предприниматель Фонарева Е.А. применяет упрощенную систему налогообложения (л.д. 14).
В ходе проведения проверки было установлено, что в период с 17.10.2007 г. по 19.11.2009 г. предпринимателем осуществлялись прием и выдача наличных денежных средств без оформления приходных и расходных кассовых ордеров, без учета всех поступлений и выдачи наличных денег в кассовой книге. При этом, как следует из оспариваемого постановления и материалов дела, расчеты производились с применением контрольно-кассовой техники, поступившая выручка отражалась в журнале кассира-операциониста.
Таким образом, предприниматель привлечен к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, иные перечисленные в постановлении нарушения диспозицией данной статьи не охватываются.
Вывод о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности обоснован налоговым органом только фактом отсутствия у предпринимателя кассовой книги.
Вместе с тем, поскольку обязанность по ведению кассовой книги у предпринимателя отсутствует, расчеты производились им с применением контрольно-кассовой техники, поступившие суммы отражались в журнале кассира-операциониста, при этом налоговым органом при проверке не установлено нарушений порядка ведения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия события вменяемого административного правонарушения, является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
С учетом вышеизложенного доводы налогового органа, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на неправильном толковании законодательства.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 декабря 2009 года по делу N А71-18952/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Л.Х.РИБ
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)