Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2011 ПО ДЕЛУ N А26-6370/2010

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу N А26-6370/2010


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., при участии представителей: общества с ограниченной ответственностью "Сведвуд Карелия" - Максимова В.В. (доверенность от 20.05.2010), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия - Вышемирской О.А. (доверенность от 27.08.2010), рассмотрев 21.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2010 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-6370/2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сведвуд Карелия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 29.04.2010 N 8/169 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - инспекция).
Решением суда первой инстанции от 31.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 06.12.2010 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", в редакции Закона Республики Карелия от 25.11.2003 N 717-ЗРК (далее - Закон N 384-ЗРК). Налоговый орган полагает, что льгота по налогу на имущество в части основных средств, созданных или приобретенных для реализации инвестиционного проекта, предоставляется после завершения периода фактической окупаемости, тогда как проект заявителя не достиг фактической окупаемости. Иными словами, фактический период окупаемости инвестиционного проекта не завершен.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом уточненного расчета авансового платежа по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2009 года. По результатам проверки составлен акт проверки от 18.03.2010 N 7/109 и с учетом письменных возражений общества на акт проверки принято решение от 29.04.2010 N 8/169 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 120 620 руб. по сроку уплаты 05.11.2009, пени за просрочку его уплаты в сумме 289 руб. 87 коп. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с законностью решения от 29.04.2010 N 8/169, общество оспорило его в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия. Решение инспекции от 29.04.2010 оставлено без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия от 24.06.2010, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.04.2010 N 8/169.
Основанием для доначисления обществу налога и пеней послужил вывод инспекции о том, что общество в нарушение пункта 1 статьи 375 НК РФ и пункта 1 статьи 3 Закона N 384-ЗРК при исчислении авансового платежа по налогу на имущество занизило на 160 827 195 руб. налоговую базу по налогу на имущество за 9 месяцев 2009 года, облагаемую по ставке 0,3 процента, в связи с неправомерным применением ставки налога на имущество организаций в размере 0 процентов в отношении средней стоимости имущества за отчетный период, рассчитанной с учетом остаточной стоимости основных средств по состоянию на 01.10.2009.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, а также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 3 Закона N 384-ЗРК установлена льгота по налогу на имущество организаций для инвесторов в целях реализации инвестиционных проектов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 384-ЗРК ставки налога на имущество организаций в размере 0 процентов были установлены для:
- - организаций-инвесторов по имуществу, создаваемому или приобретаемому для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного им, на период фактической окупаемости инвестиций (не превышающий расчетного периода окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом, но не свыше 5 лет) в соответствии с законодательством Республики Карелия;
- - организаций-инвесторов по имуществу, созданному или приобретенному для реализации инвестиционного проекта и предусмотренного им (в части основных средств), на период, равный фактическому периоду окупаемости (не превышающему расчетный период окупаемости, предусмотренный инвестиционным проектом, но не свыше 2 лет) после его завершения, в соответствии с законодательством Республики Карелия.
При рассмотрении настоящего дела должна применяться вышеприведенная редакция данной нормы - в редакции Закона РК от 25.11.2003 N 717-ЗРК - по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Республики Карелия от 26.06.2004 N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (далее - Закон N 787-ЗРК) государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется посредством обеспечения защиты прав инвесторов (по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия), стабильности условий инвестирования, повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия, а также предоставления режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты. Обеспечение защиты прав инвесторов, стабильности условий инвестирования, повышение инвестиционной привлекательности Республики Карелия включают в себя сохранение в силе условий инвестирования и исполнения договоров до полного их исполнения в случаях принятия законов и иных нормативных правовых актов Республики Карелия, положения которых ограничивают права инвесторов, ухудшают предоставляемые им по ранее заключенным договорам указанные условия инвестирования.
Суд первой инстанции правомерно сослался на положения статьи 4 Закона N 787-ЗРК, согласно которой в целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия инвесторам вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляется режим инвестиционного благоприятствования при реализации ими на территории Республики Карелия инвестиционных проектов. Режим инвестиционного благоприятствования предусматривает в том числе предоставление в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Карелия инвесторам налоговых льгот по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджет Республики Карелия. При этом предоставление налоговых льгот устанавливается для инвестора на основании инвестиционного соглашения, заключенного с Правительством Республики Карелия (либо с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия).
Общество заключило с Министерством экономического развития Республики Карелия как уполномоченным органом Правительства Республики Карелия инвестиционное соглашение о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования от 09.08.2004 N 9 (далее - Соглашение от 09.08.2004 N 9), на основании которого заявитель осуществляет инвестиционную деятельность по реализации проекта "Лесозаготовки. Лесопильный завод. Производство компонентов мебели" с расчетным сроком окупаемости инвестиций 121 месяц.
Исходя из положений статьи 3 Закона N 787-ЗРК и даты заключения обществом инвестиционного соглашения (09.08.2004), при рассмотрении настоящего дела следует применять редакцию статьи 3 Закона N 384-ЗРК, действовавшую на указанную дату.
По мнению инспекции, поскольку по истечении пяти лет с даты начала фактической окупаемости (по состоянию на 09.08.2009) фактический период окупаемости не наступил, что подтверждается расчетом движения денежных средств и калькуляцией статей доходов и расходов, то, соответственно, дополнительно 2 года после завершения фактического периода окупаемости общество не вправе применять льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 384-ЗРК. Инспекция считает, что несоблюдение условия, с наличием которого законодательство связывает возможность дополнительного использования льготы в части основных средств (2 года), свидетельствует об утрате обществом права на ее применение.
Льгота в виде "нулевой" ставки по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 1 статьи 3 Закона N 384-ЗРК, предоставляется на период фактической окупаемости инвестиционного проекта (не превышающий расчетный период окупаемости инвестиционного проекта, определяемый бизнес-планом, но не более 5 лет) и дополнительно на период, равный фактическому периоду окупаемости (но не свыше 2 лет) после его завершения, исключительно в части основных средств.
Согласно Соглашению от 09.08.2004 N 9, на основании которого заявитель осуществляет инвестиционную деятельность по реализации проекта "Лесозаготовки. Лесопильный завод. Производство компонентов мебели", расчетный срок окупаемости инвестиций составляет 121 месяц.
Если следовать логике инспекции, то налогоплательщик получает право на дополнительную льготу по налогу на имущество в части основных средств на срок не более двух лет только в том случае, если "фактический период окупаемости наступил в пределах расчетного периода окупаемости по истечении пяти лет с даты начала фактического периода окупаемости".
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.06.2000 N 168-П "Об утверждении Порядка определения и контроля расчетного и фактического периодов окупаемости инвестиций при реализации инвестиционных проектов" в целях реализации Закона Республики Карелия от 14.04.1998 N 289-ЗРК "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" был утвержден Порядок определения и контроля расчетного и фактического периодов окупаемости инвестиций при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия (далее - Порядок).
Согласно этому Порядку фактический период окупаемости - период времени с фактического начала реализации инвестиционного проекта (даты фактических первых инвестиционных затрат, предусмотренных инвестиционным проектом) до последнего дня месяца, в котором разность между рассчитанной на основании фактических показателей хозяйственной деятельности по инвестиционному проекту суммой прибыли и амортизационных отчислений и объемом фактически произведенных инвестиционных затрат приобретет положительное значение. Дата начала фактического периода окупаемости утверждается Министерством экономики Республики Карелия на основании представляемых инвестором документов, подтверждающих связанные с реализацией инвестиционного проекта затраты, и фиксируется в Инвестиционном соглашении.
Из приведенных выше положений статьи 3 Закона N 384-ЗРК и Порядка не следует, что условием предоставления льготы по налогу на имущество в части основных средств (на срок не свыше 2 лет) является наступление окупаемости инвестиционного проекта по истечении пяти лет с даты начала фактической окупаемости проекта. Суд кассационной инстанции обращает особое внимание на то, что даже расчетная окупаемость инвестиционного проекта, осуществляемого заявителем, составляет более 10 лет (121 месяц).
Рассматриваемая льгота по налогу на имущество предоставляется инвесторам в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более установленного законом срока (5 лет). Поскольку в статье 3 Закона N 384-ЗРК законодатель установил ограничение по времени (не более 5 лет), то при применении дополнительной льготы в части основных средств 2 года следует отсчитывать от даты окончания предыдущего льготного срока в 5 лет, если последний превышает срок фактической окупаемости.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что ограничение действия льготы пятью годами было установлено только с 1 января 2005 года в связи с внесением изменений в Закон N 384-ЗРК Законом Республики Карелия от 05.11.2004 N 14-ЗРК.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А26-6370/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.КОРПУСОВА

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
С.А.ЛОМАКИН













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)