Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области
на решение от 16.05.2007
по делу N А37-196/2007-11
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Производственно-энергетическая компания Колымы"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения налогового органа в части.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Производственно-энергетическая компания Колымы" (далее - ОАО "Колымаэнерго") с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 29.12.2006 N ИС-12-13/175 в части, касающейся привлечения к налоговой ответственности:
- - по пункту 1 ст. 122 НК РФ с наложением штрафа в размере 179836,57 руб. за неуплату налога на прибыль за 2005 год;
- - по ст. 126 НК РФ с наложением штрафа в размере 200 руб. за непредставление ежеквартальных деклараций (расчетов) по налогу на ценные бумаги;
- - по ст. 123 НК РФ с наложением штрафа в размере 630814,40 руб. за неполное перечисление НДФЛ.
ОАО "Колымаэнерго" также просило признать недействительным решение налогового органа в части доначисления к уплате налога на операции с ценными бумагами за 2004 - 2005 годы в сумме 200000 руб., а также в части начисления пени в сумме 52099 руб. за несвоевременную уплату налога на ценные бумаги и НДФЛ.
Решением суда от 16.05.2007 требования ОАО "Колымаэнерго" удовлетворены частично. С применением пункта 1 ст. 112 и пункта 3 ст. 114 НК РФ суд признал недействительным решение налогового органа в части, касающейся привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций за 2004 год - в размере 1100 руб.;
- по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, повлекшие занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2005 год - в размере 7500 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2004 год - в размере 92449,20 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2005 год - в размере 216963,99 руб.;
- по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчета по налогу на операции с ценными бумагами за 2004 год - в размере 175 руб.;
- по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчета по налогу на операции с ценными бумагами за 2005 год - в размере 175 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2004 год - в размере 64816 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2005 год - в размере 67663,60 руб.;
- по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период 14.09.2004 - 13.09.2006 - в размере 3160810,80 руб.
Суд также признал недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на ценные бумаги в сумме 200000 руб., доначисления не перечисленной суммы налога на доходы физических лиц в размере 97500 руб., а также доначисления пени за несвоевременную уплату налога на операции с ценными бумагами в размере 52099 руб. и за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 5121,99 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то обстоятельство, что суд, не исследовав правовую природу налога на операции с ценными бумагами и особенности его уплаты, отождествил данный налог с государственной пошлиной. Суд также не учел, что в 2004 году действовал налог на операции с ценными бумагами, установленный Законом РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".
Кроме того, при разрешении спора в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ и ст. 123 НК РФ суд не указал нормы права, противоречащие доводам налогового органа, а также нормы права, которые суд первой инстанции положил в основу своих выводов. По мнению налогового органа, решение суда является немотивированным, что лишает налоговый орган возможности его обжалования.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы не участвовал.
Представитель ОАО "Колымаэнерго" в заседании суда кассационной инстанции доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в обжалуемой части.
До вступления в силу гл. 25.3 НК РФ порядок исчисления и уплаты федерального налога на операции с ценными бумагами регулировался положениями Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12.12.1991 N 2023-1. Форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядок его заполнения были утверждены Приказом МНС России от 18.11.2003 N БГ-3-24/633.
Согласно ст. 5 Закона N 2023-1 обязательный платеж (сбор) уплачивался плательщиком-эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии, сумма этого налога перечислялась в федеральный бюджет. Кроме того, налогоплательщик в течение трех рабочих дней со дня уплаты данного налога представлял в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога. В соответствии с подпунктом 44 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 ст. 333.34 НК РФ при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.
Платеж может быть осуществлен как в наличной, так и в безналичной форме. При этом факт уплаты плательщиком государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
До 01.01.2005 администратором поступлений в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами, также как и по другим налогам и сборам, являлся налоговый орган.
В приложении N 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ в качестве администратора доходов федерального бюджета от поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, определена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), которой как администратору присвоен код бюджетной классификации Российской Федерации за номером 521.
Из анализа приведенных норм следует, что государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, как в период действия Закона РФ N 2023-1, так и с 01.01.2005, осуществляется только после уплаты соответствующего сбора.
При разрешении спора суду были представлены уведомления держателя реестра владельцев именных ценных бумаг NN 1 - 7, свидетельствующие о том, что соответствующая государственная регистрация осуществлена уполномоченным органом 24.08.2004 и 23.06.2005. Данное обстоятельство позволило суду сделать вывод о том, что факт уплаты обществом сбора за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг подтвержден в установленном порядке.
Поскольку нормы Закона РФ N 2023-1 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают уплату сбора по месту постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика, то суд сделал правильный вывод о том, что требования налогового органа в части уплаты налога на ценные бумаги за 2004 - 2005 годы в сумме 200000 руб. и начисления пени в сумме 52099 руб. за несвоевременную уплату данного налога являются неправомерными.
Суд установил, что в 2004 году имел место факт нарушения ОАО "Колымаэнерго" требований ст. 5 Закона РФ N 2023-1. В 2005 году общество допустило одно нарушение п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В частности, в установленный перечисленными нормами срок общество не представило в налоговый орган расчет по налогу на операции с ценными бумагами. С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу, что за каждый не представленный расчет общество должно нести ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб.
Отклоняя довод налогового органа о необходимости ежеквартального представления расчетов по налогу на операции с ценными бумагами, суд исходил из того, что данное требование противоречит требованиям налогового законодательства.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
При проверке порядка исчисления налоговым органом штрафа по ст. 123 НК РФ суд установил, что на начало выездной проверки общество имело задолженность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ в сумме 18021427 руб. До принятия оспариваемого решения, общество частично погасило задолженность, перечислив налог в сумме 2887284 руб. Таким образом, на дату принятия решения, задолженность по перечислению удержанного НДФЛ составляла 15134143 руб. Кроме того, в п. 2.1 "б" решения налогового органа также указано, что подлежащая перечислению сумма НДФЛ составляет 15134143 руб. Следовательно, санкция, закрепленная в ст. 123 НК РФ, должна быть рассчитана от суммы, подлежащей перечислению.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что на сумму налога, уплаченного в ходе налоговой проверки, также начисляется штраф.
Таким образом, довод заявителя жалобы о немотивированности обжалуемого судебного акта в части, касающейся привлечения общества к ответственности по статьям 126, 123 НК РФ, является несостоятельным.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 16.05.2007 по делу N А37-196/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2007 N Ф03-А37/07-2/4196 ПО ДЕЛУ N А37-196/2007-11
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/4196
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области
на решение от 16.05.2007
по делу N А37-196/2007-11
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Производственно-энергетическая компания Колымы"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения налогового органа в части.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Производственно-энергетическая компания Колымы" (далее - ОАО "Колымаэнерго") с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 29.12.2006 N ИС-12-13/175 в части, касающейся привлечения к налоговой ответственности:
- - по пункту 1 ст. 122 НК РФ с наложением штрафа в размере 179836,57 руб. за неуплату налога на прибыль за 2005 год;
- - по ст. 126 НК РФ с наложением штрафа в размере 200 руб. за непредставление ежеквартальных деклараций (расчетов) по налогу на ценные бумаги;
- - по ст. 123 НК РФ с наложением штрафа в размере 630814,40 руб. за неполное перечисление НДФЛ.
ОАО "Колымаэнерго" также просило признать недействительным решение налогового органа в части доначисления к уплате налога на операции с ценными бумагами за 2004 - 2005 годы в сумме 200000 руб., а также в части начисления пени в сумме 52099 руб. за несвоевременную уплату налога на ценные бумаги и НДФЛ.
Решением суда от 16.05.2007 требования ОАО "Колымаэнерго" удовлетворены частично. С применением пункта 1 ст. 112 и пункта 3 ст. 114 НК РФ суд признал недействительным решение налогового органа в части, касающейся привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций за 2004 год - в размере 1100 руб.;
- по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, повлекшие занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2005 год - в размере 7500 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2004 год - в размере 92449,20 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций за 2005 год - в размере 216963,99 руб.;
- по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчета по налогу на операции с ценными бумагами за 2004 год - в размере 175 руб.;
- по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчета по налогу на операции с ценными бумагами за 2005 год - в размере 175 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2004 год - в размере 64816 руб.;
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2005 год - в размере 67663,60 руб.;
- по ст. 123 НК РФ за неправомерное неполное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период 14.09.2004 - 13.09.2006 - в размере 3160810,80 руб.
Суд также признал недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на ценные бумаги в сумме 200000 руб., доначисления не перечисленной суммы налога на доходы физических лиц в размере 97500 руб., а также доначисления пени за несвоевременную уплату налога на операции с ценными бумагами в размере 52099 руб. и за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 5121,99 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то обстоятельство, что суд, не исследовав правовую природу налога на операции с ценными бумагами и особенности его уплаты, отождествил данный налог с государственной пошлиной. Суд также не учел, что в 2004 году действовал налог на операции с ценными бумагами, установленный Законом РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".
Кроме того, при разрешении спора в части привлечения общества к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ и ст. 123 НК РФ суд не указал нормы права, противоречащие доводам налогового органа, а также нормы права, которые суд первой инстанции положил в основу своих выводов. По мнению налогового органа, решение суда является немотивированным, что лишает налоговый орган возможности его обжалования.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы не участвовал.
Представитель ОАО "Колымаэнерго" в заседании суда кассационной инстанции доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в обжалуемой части.
До вступления в силу гл. 25.3 НК РФ порядок исчисления и уплаты федерального налога на операции с ценными бумагами регулировался положениями Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12.12.1991 N 2023-1. Форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядок его заполнения были утверждены Приказом МНС России от 18.11.2003 N БГ-3-24/633.
Согласно ст. 5 Закона N 2023-1 обязательный платеж (сбор) уплачивался плательщиком-эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии, сумма этого налога перечислялась в федеральный бюджет. Кроме того, налогоплательщик в течение трех рабочих дней со дня уплаты данного налога представлял в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога. В соответствии с подпунктом 44 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 1 ст. 333.34 НК РФ при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.
Платеж может быть осуществлен как в наличной, так и в безналичной форме. При этом факт уплаты плательщиком государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
До 01.01.2005 администратором поступлений в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами, также как и по другим налогам и сборам, являлся налоговый орган.
В приложении N 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ в качестве администратора доходов федерального бюджета от поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, определена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), которой как администратору присвоен код бюджетной классификации Российской Федерации за номером 521.
Из анализа приведенных норм следует, что государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, как в период действия Закона РФ N 2023-1, так и с 01.01.2005, осуществляется только после уплаты соответствующего сбора.
При разрешении спора суду были представлены уведомления держателя реестра владельцев именных ценных бумаг NN 1 - 7, свидетельствующие о том, что соответствующая государственная регистрация осуществлена уполномоченным органом 24.08.2004 и 23.06.2005. Данное обстоятельство позволило суду сделать вывод о том, что факт уплаты обществом сбора за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг подтвержден в установленном порядке.
Поскольку нормы Закона РФ N 2023-1 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают уплату сбора по месту постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика, то суд сделал правильный вывод о том, что требования налогового органа в части уплаты налога на ценные бумаги за 2004 - 2005 годы в сумме 200000 руб. и начисления пени в сумме 52099 руб. за несвоевременную уплату данного налога являются неправомерными.
Суд установил, что в 2004 году имел место факт нарушения ОАО "Колымаэнерго" требований ст. 5 Закона РФ N 2023-1. В 2005 году общество допустило одно нарушение п. 1 ст. 333.33 НК РФ. В частности, в установленный перечисленными нормами срок общество не представило в налоговый орган расчет по налогу на операции с ценными бумагами. С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу, что за каждый не представленный расчет общество должно нести ответственность по ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб.
Отклоняя довод налогового органа о необходимости ежеквартального представления расчетов по налогу на операции с ценными бумагами, суд исходил из того, что данное требование противоречит требованиям налогового законодательства.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
При проверке порядка исчисления налоговым органом штрафа по ст. 123 НК РФ суд установил, что на начало выездной проверки общество имело задолженность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ в сумме 18021427 руб. До принятия оспариваемого решения, общество частично погасило задолженность, перечислив налог в сумме 2887284 руб. Таким образом, на дату принятия решения, задолженность по перечислению удержанного НДФЛ составляла 15134143 руб. Кроме того, в п. 2.1 "б" решения налогового органа также указано, что подлежащая перечислению сумма НДФЛ составляет 15134143 руб. Следовательно, санкция, закрепленная в ст. 123 НК РФ, должна быть рассчитана от суммы, подлежащей перечислению.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что на сумму налога, уплаченного в ходе налоговой проверки, также начисляется штраф.
Таким образом, довод заявителя жалобы о немотивированности обжалуемого судебного акта в части, касающейся привлечения общества к ответственности по статьям 126, 123 НК РФ, является несостоятельным.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 16.05.2007 по делу N А37-196/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)