Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 ноября 2004 года Дело N А21-1551/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" Синициной Е.И. (доверенность от 15.11.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду Гальченко С.Ю. (доверенность от 02.11.2004), рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение от 01.06.2004 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 (судьи Лузанова З.Б., Гурьева И.Л., Залужная Ю.Д.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1,
Общество с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" (далее - ООО "Форт-Пост Калининград", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция) от 25.02.2004 N 180 о доначислении 32727611 руб. 37 коп. налога на добавленную стоимость, 16285034 руб. 28 коп. налога с продаж, 18 руб. сбора на содержание милиции, 189364 руб. 64 коп. налога на имущество, 2872013 руб. 27 коп. налога на пользователей автомобильных дорог, начислении 52074045 руб. 56 коп. пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10429508 руб. 03 коп. штрафа.
Решением суда от 01.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2004, требования Общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 01.06.2004 и постановление от 05.08.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, к деятельности, связанной с производством табачной продукции, относится также деятельность тех налогоплательщиков, которые сами не производят указанную продукцию, но заключают с иными организациями договоры на изготовление табачной продукции из давальческого сырья.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в декабре 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Форт-Пост Калининград" законодательства о налогах и сборах за период с 06.03.2001 по 30.09.2003, результаты которой отражены в акте от 28.01.2004 N 2.16-3535/9.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в 2002 году Общество получило патент (серия АА 99, N 990406) на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по торгово-закупочной деятельности. Однако в апреле 2002 года ООО "Форт-Пост Калининград" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Балтийская табачная фабрика" (далее - фабрика) договор, в силу которого фабрика обязалась изготовить табачные изделия из сырья и материалов Общества, которые в дальнейшем им реализовывались. По мнению налогового органа, ООО "Форт-Пост Калининград" в данном случае является организацией-давальцем, причем бухгалтерский учет операций по передаче, изготовлению и оприходованию готовой продукции должен вестись у него как у предприятий, занимающихся промышленно-производственной деятельностью. В связи с этим налоговая инспекция сделала вывод о том, что деятельность Общества связана с производством табачной продукции, следовательно, оно неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 25.02.2004 N 180 о доначислении ООО "Форт-Пост Калининград" налогов на добавленную стоимость, с продаж, на пользователей автомобильных дорог, на имущество, сбора на содержание милиции, начислении пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налогоплательщик посчитал решение налоговой инспекции неправомерным и оспорил его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им не производилась подакцизная продукция и вся его деятельность связана с реализацией продукции, произведенной фабрикой. Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что в соответствии с законодательством деятельность по производству табачной продукции подлежит лицензированию. Следовательно, не имея лицензии и необходимого оборудования, ООО "Форт-Пост Калининград" не может заниматься изготовлением табачной продукции.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя и признали недействительным оспариваемый им ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон "Об упрощенной системе налогообложения") упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом "Об упрощенной системе налогообложения".
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона "Об упрощенной системе налогообложения", предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Закона "Об упрощенной системе налогообложения" установлено, что под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии со статьей 181 НК РФ табачная продукция является подакцизной продукцией.
Следовательно, организации, осуществляющие производство табачной продукции, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налогов послужил вывод налоговой инспекции о том, что ООО "Форт-Пост Калининград", заключив с фабрикой договор на изготовление из материалов Общества табачной продукции, может быть признано организацией, осуществляющей производство табачной продукции, в связи с чем не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод налогового органа ошибочным.
В Законе "Об упрощенной системе налогообложения" не даны определения понятий "производство продукции" либо "производственная деятельность". Не приведены определения таких понятий и в Налоговом кодексе Российской Федерации. Следовательно, в силу статьи 11 НК РФ в данном случае следует использовать термины, применяемые в иных отраслях законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ производственная деятельность - это совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Таким образом, производство продукции предполагает непосредственное воздействие на сырье и материалы для превращения ресурсов в готовую продукцию с использованием необходимых орудий труда.
Однако из материалов дела видно, что самостоятельно Общество не производило табачную продукцию.
Кроме того, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно статье 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию.
Причем, как следует из Положения о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 548, для получения лицензии на производство табачных изделий организация должна иметь оборудование, необходимое для осуществления этого вида деятельности.
Из материалов дела следует и не оспаривается налоговым органом, что ООО "Форт-Пост Калининград" ни лицензии, ни оборудования для производства табачных изделий не имеет.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не осуществляет производства табачной продукции, в связи с чем правомерно применяло в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции на порядок учета операций по изготовлению продукции из давальческого сырья, установленный Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, поскольку данный документ определяет порядок ведения бухгалтерского учета, не касается вопросов налогообложения и не определяет, какие организации относятся к производственным, а какие - нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2004 N А21-1551/04-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2004 года Дело N А21-1551/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" Синициной Е.И. (доверенность от 15.11.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду Гальченко С.Ю. (доверенность от 02.11.2004), рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение от 01.06.2004 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 (судьи Лузанова З.Б., Гурьева И.Л., Залужная Ю.Д.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" (далее - ООО "Форт-Пост Калининград", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция) от 25.02.2004 N 180 о доначислении 32727611 руб. 37 коп. налога на добавленную стоимость, 16285034 руб. 28 коп. налога с продаж, 18 руб. сбора на содержание милиции, 189364 руб. 64 коп. налога на имущество, 2872013 руб. 27 коп. налога на пользователей автомобильных дорог, начислении 52074045 руб. 56 коп. пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10429508 руб. 03 коп. штрафа.
Решением суда от 01.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2004, требования Общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 01.06.2004 и постановление от 05.08.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, к деятельности, связанной с производством табачной продукции, относится также деятельность тех налогоплательщиков, которые сами не производят указанную продукцию, но заключают с иными организациями договоры на изготовление табачной продукции из давальческого сырья.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в декабре 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Форт-Пост Калининград" законодательства о налогах и сборах за период с 06.03.2001 по 30.09.2003, результаты которой отражены в акте от 28.01.2004 N 2.16-3535/9.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в 2002 году Общество получило патент (серия АА 99, N 990406) на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по торгово-закупочной деятельности. Однако в апреле 2002 года ООО "Форт-Пост Калининград" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Балтийская табачная фабрика" (далее - фабрика) договор, в силу которого фабрика обязалась изготовить табачные изделия из сырья и материалов Общества, которые в дальнейшем им реализовывались. По мнению налогового органа, ООО "Форт-Пост Калининград" в данном случае является организацией-давальцем, причем бухгалтерский учет операций по передаче, изготовлению и оприходованию готовой продукции должен вестись у него как у предприятий, занимающихся промышленно-производственной деятельностью. В связи с этим налоговая инспекция сделала вывод о том, что деятельность Общества связана с производством табачной продукции, следовательно, оно неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 25.02.2004 N 180 о доначислении ООО "Форт-Пост Калининград" налогов на добавленную стоимость, с продаж, на пользователей автомобильных дорог, на имущество, сбора на содержание милиции, начислении пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налогоплательщик посчитал решение налоговой инспекции неправомерным и оспорил его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им не производилась подакцизная продукция и вся его деятельность связана с реализацией продукции, произведенной фабрикой. Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что в соответствии с законодательством деятельность по производству табачной продукции подлежит лицензированию. Следовательно, не имея лицензии и необходимого оборудования, ООО "Форт-Пост Калининград" не может заниматься изготовлением табачной продукции.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя и признали недействительным оспариваемый им ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон "Об упрощенной системе налогообложения") упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом "Об упрощенной системе налогообложения".
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона "Об упрощенной системе налогообложения", предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Закона "Об упрощенной системе налогообложения" установлено, что под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии со статьей 181 НК РФ табачная продукция является подакцизной продукцией.
Следовательно, организации, осуществляющие производство табачной продукции, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налогов послужил вывод налоговой инспекции о том, что ООО "Форт-Пост Калининград", заключив с фабрикой договор на изготовление из материалов Общества табачной продукции, может быть признано организацией, осуществляющей производство табачной продукции, в связи с чем не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод налогового органа ошибочным.
В Законе "Об упрощенной системе налогообложения" не даны определения понятий "производство продукции" либо "производственная деятельность". Не приведены определения таких понятий и в Налоговом кодексе Российской Федерации. Следовательно, в силу статьи 11 НК РФ в данном случае следует использовать термины, применяемые в иных отраслях законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ производственная деятельность - это совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Таким образом, производство продукции предполагает непосредственное воздействие на сырье и материалы для превращения ресурсов в готовую продукцию с использованием необходимых орудий труда.
Однако из материалов дела видно, что самостоятельно Общество не производило табачную продукцию.
Кроме того, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно статье 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию.
Причем, как следует из Положения о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 548, для получения лицензии на производство табачных изделий организация должна иметь оборудование, необходимое для осуществления этого вида деятельности.
Из материалов дела следует и не оспаривается налоговым органом, что ООО "Форт-Пост Калининград" ни лицензии, ни оборудования для производства табачных изделий не имеет.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не осуществляет производства табачной продукции, в связи с чем правомерно применяло в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции на порядок учета операций по изготовлению продукции из давальческого сырья, установленный Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, поскольку данный документ определяет порядок ведения бухгалтерского учета, не касается вопросов налогообложения и не определяет, какие организации относятся к производственным, а какие - нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)