Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2006, 05.10.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-5995/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


28 сентября 2006 г. Дело N А41-К2-5995/06

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2006 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей М.Э., М.Л., при ведении протокола судебного заседания Т., при участии в заседании от истца (заявителя): К., дов. от 06.02.2005, уд. N 4879; от ответчика (должника): Ч., дов. N 01-06-02/11703 от 30.09.2005, уд. N 176666, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2006 г. по делу N А41-К2-5995/06, принятого судьей С., по иску (заявлению) ОАО "Атлант-Металлопласт" к ИФНС России по г. Ногинску о взыскании налоговых санкций,

УСТАНОВИЛ:

ОАО "Атлант-Металлопласт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Ногинску N 1143 от 26.11.2005.
ИФНС России по г. Ногинску представлено встречное заявление о взыскании с ОАО "Атлант-Металлопласт" налоговых санкций в сумме 111383 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2006 г. требования ОАО "Атлант-Металлопласт" удовлетворены в полном объеме, встречное заявление налоговой инспекции оставлено без удовлетворения.
ИФНС России по г. Ногинску считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем подана апелляционная жалоба.




В обоснование жалобы ИФНС России по г. Ногинску указала, что в результате камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г. ОАО "Атлант-Металлопласт" Инспекцией ФНС России по г. Ногинску была установлена неуплата (неполная уплата) земельного налога за 2005 г. в результате нарушения ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", ст. 2 Закона МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", п. 4 решения Совета депутатов Ногинского района Московской области от 18.10.2004 N 287/40 "Об утверждении на 2005 год ставок земельного налога в Ногинском районе". При исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2005 г., ОАО "Атлант-Металлопласт" была применена ставка земельного налога в размере 3,14 руб./кв. м, в то время как следовало применить ставку земельного налога в размере 12,54 руб./кв. м.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" пользование землей в РФ является платным.
На основании ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". В таблице 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" приводятся ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в руб./кв. м в расчете на год в зависимости от экономического района и численности населения. Приложением 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" устанавливается средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения до 20 тыс. человек в размере 1 руб./кв. м. В таблицах 2 и 3 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" приводятся коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха и коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые необходимо применять для исчисления ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю":
- за земли городов - 2,5;
- за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области - 4.
Согласно Приложению 1 к Закону МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлен коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области, установлен такой коэффициент для Ногинского района, равный 4.
На основании изложенного ИФНС России по г. Ногинску просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ИФНС России по г. Ногинску в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.
ОАО "Атлант-Металлопласт" в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным по следующим основаниям.
Ставка земельного налога в размере 3,14 рублей за 1 кв. м была исчислена ОАО "Атлант-Металлопласт" в соответствии со статьями 1, 3, 8, 15, 16, 17, 18 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 по применению Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (пункты 11, 15).
ОАО "Атлант-Металлопласт" были применены все повышающие коэффициенты, установленные федеральным законодательством.
Как указано в Письме МНС РФ от 28 декабря 2001 г. N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году", ставка земельного налога на городские (поселковые) земли Центрального экономического района с численностью населения до 20 тыс. составляет 1 руб. 44 коп.
С 2002 года федеральным законодательством введены три коэффициента увеличения ставки, установленные по временному периоду. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
С учетом указанных коэффициентов, установленных федеральным законодательством, ставка земельного налога в 2005 г. составит 3 руб. 14 коп. (1,44 руб. x 1,8 x 1,1 x 1,1 = 3 руб. 14 коп.) Таким образом, в 2005 году должно было произойти увеличение ставки земельного налога в 2,178 раз по сравнению со ставкой 2002 г., в то время, как решением Совета депутатов Ногинского района Московской области ставка земельного налога увеличена в более чем 8 раз.
В таблице 2 Приложения N 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий, в то время как спорные земельные участки не могут являться землями рекреационного назначения.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4491/05 от 29.04.2005 подтвержден вывод об отсутствии у плательщиков обязанности применять повышающий коэффициент 5 (и соответственно другие повышающие коэффициенты), установленные Законом МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", при исчислении сумм платежей по налогу на землю, сделанный на основании правильного анализа положений статьи 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и приложений к данному Закону.
Документов по отнесению земель ОАО "Атлант-Металлопласт" к курортным зонам не имеется.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Атлант-Металлопласт" является плательщиком земельного налога за земельный участок площадью 73791 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Обухово, и предоставленного ОАО "Атлант-Металлопласт" в бессрочное (постоянное) пользование для промышленной базы и под производственные площади по изготовлению гофрокартона для упаковочной тары (л.д. 40 - 41, 43 - 44, 69).
30 июня 2005 года ОАО "Атлант-Металлопласт" представило в ИФНС России по г. Ногинску налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, 10 октября 2005 года - уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, применив налоговую ставку 3,14 руб. за 1 кв. м (л.д. 25 - 30, 31 - 35).
По данному факту ИФНС России по г. Ногинску на основании ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Атлант-Металлопласт" уточненной налоговой декларации. В результате было установлено, что в указанной налоговой декларации ставка земельного налога применена истцом без учета коэффициента 4, установленного ст. 2 Закона МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В результате рассмотрения материалов проверки ИФНС России по г. Ногинску было вынесено решение от 26 ноября 2005 года N 1143 о доначислении ОАО "Атлант-Металлопласт" земельного налога в сумме 693638 руб., а также о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания: штрафа в размере 111383 руб. 80 коп. (л.д. 5 - 7).
Апелляционный суд считает правомерным решение суда первой инстанции в удовлетворении требований ОАО "Атлант-Металлопласт".
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В силу ст. 2 Закона МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно Приложению 1 к Закону МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" для Ногинского района установлен повышающий коэффициент 4.
В таблице 2 Приложения N 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха).
При этом нормы Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и нормы Закона МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в налоговом законодательстве и в Законе РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Согласно п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ОАО "Атлант-Металлопласт" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к рекреационным зонам отсутствуют.
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные ОАО "Атлант-Металлопласт" земельные участки относятся к рекреационным зонам и к зонам отдыха г. Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный реестр.
Кроме того, в постановлением Главы Ногинского района Московской области от 09.04.2002 "Об утверждении мест рекреации в Ногинском районе" утвержден перечень объектов, относящихся к местам рекреации, в котором отсутствуют спорные земельные участки, принадлежащие ОАО "Атлант-Металлопласт" (л.д. 39).




В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.1991 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельствам от 13.08.1993 N 107, от 21.11.2001 серия 50АГ N 434622, постановлениям Главы Ногинского района от 30.12.1998 N 90 право на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному ОАО "Атлант-Металлопласт" в поселке Обухове, заявителю предоставлено для производственной деятельности 73791 кв. м (л.д. 40 - 41, 43 - 44, 69).
Спорные земельные участки находятся в поселке Обухове Московской области и не отнесены в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Ссылка ИФНС России по г. Ногинску на то, что ОАО "Атлант-Металлопласт" следовало применить ставку земельного налога в размере 12,54 руб./кв. м на основании п. 7 решения Совета депутатов муниципального образования "Ногинский район" Московской области от 18.10.2004 N 287/40 "Об утверждении на 2005 год ставок земельного налога в Ногинском районе" судом апелляционной инстанции отклоняется.
ОАО "Атлант-Металлопласт" при определении ставки земельного налога руководствовалось Письмом МНС РФ от 28.12.01 N ВБ-6-21/1004 "О ставках земельного налога и арендной платы в 2002 году" (л.д. 77 - 78), согласно которому ставка земельного налога на городские (поселковые) земли Центрального экономического района с численностью населения 20 тыс. составляет 1,44 руб./1 кв. м (численность населения пос. Обухов не превышает 20 тыс. человек, что не отрицается ИФНС России по г. Ногинску).
Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ, Федеральным законом от 7 июля 2003 Г. N 117-ФЗ, Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ, введены коэффициенты увеличения ставки, установленные по временному периоду (коэффициент 1,8, установленный для 2003 года, 1,1 - для 2004 года, 1,1 - для 2005 года). С учетом перечисленных коэффициентов ставка земельного налога в 2005 году составила 3,136 руб. за 1 кв. м (1,44 руб. x 1,8 x 1,1 x 1,1).
ОАО "Атлант-Металлопласт" применило ставку 3,14 руб. за 1 кв. м при расчете земельного налога при предоставлении уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате ОАО "Атлант-Металлопласт" в бюджет за 2005 год, согласно расчету ОАО "Атлант-Металлопласт" составила 231704 руб.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, устанавливает прямое действие федерального закона. Потому довод ИФНС России по г. Ногинску о применении повышающих коэффициентов, установленных Законом МО от 16.07.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" и решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 18.10.2004 N 287/40 "Об утверждении на 2005 год ставок земельного налога в Ногинском районе", необоснован.
При этом, п. 2 ст. 137 АПК РФ предусмотрено, что, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая положения ст. 71 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании, представленных заявителем документов считает решение ИФНС России по г. Ногинску от 26.11.2005 N 1143 незаконным и необоснованным.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п. 2 ст. 201 АПК РФ).
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2006 года по делу N А41-К2-5995/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)