Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 апреля 2004 года Дело N А38-5060-17/20-2004
Некоммерческое партнерство (далее - НП, Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.11.2003 N 18/422 и об обязании Инспекции выдать заявителю уведомление о возможности применения в 2004 году упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 06.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Налоговый орган считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, НП не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения, так как доля непосредственного участия в нем других организаций составляет более 25 процентов, а имущество Партнерства является делимым и может быть распределено по вкладам (долям), в связи с чем ограничения, предусмотренные вышеуказанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть применены к некоммерческой организации.
НП в отзыве на кассационную жалобу с доводами налогового органа не согласилось, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, некоммерческое партнерство создано в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", участниками Партнерства являются восемь юридических лиц и одно физическое лицо.
29.10.2003 Партнерство обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.
Налоговый орган уведомлением от 12.11.2003 N 18/422 отказал Партнерству в переходе на упрощенную систему налогообложения. Отказ мотивирован тем, что доля непосредственного участия других организаций в формировании имущества НП составляет более 25 процентов и поэтому в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявитель не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщик обжаловал действия налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 11 и подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом суд исходил из того, что ограничения в праве применения упрощенной системы налогообложения, установленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, распространяются только на коммерческие организации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
В силу пункта 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Судом первой инстанции установлено, НП является юридическим лицом, доход от реализации товаров (работ, услуг) за девять месяцев 2003 года не превысил 11 миллионов рублей, следовательно, общие требования вышеуказанной нормы права соблюдены.
В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса указано, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Из анализа положений этой нормы следует вывод, что она применяется в отношении коммерческих организаций, учредители которых имеют обязательственные права, пропорционально размеру вкладов в уставный капитал организации.
Под "непосредственным участием" в данном случае понимается наличие процентного закрепления доли участия в уставном капитале, где каждый участник наделен правом требования к юридическому лицу.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.
Как правильно указал суд первой инстанции, Партнерство не является организацией, имущество которой распределяется по вкладам (долям, паям) между ее учредителями (участниками), и члены некоммерческого партнерства обязательственными правами по отношению к организации не обладают. Доля их участия в имуществе Партнерства не имеет коммерческого содержания.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл сделал правильный вывод о том, что ограничения, предусмотренные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, не применяются при решении вопроса о праве некоммерческой организации на применение упрощенной системы налогообложения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта им не допущено. Поэтому данный судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2004 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-5060-17/593-2003 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2004 N А38-5060-17/20-2004
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 апреля 2004 года Дело N А38-5060-17/20-2004
Некоммерческое партнерство (далее - НП, Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.11.2003 N 18/422 и об обязании Инспекции выдать заявителю уведомление о возможности применения в 2004 году упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 06.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Налоговый орган считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, НП не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения, так как доля непосредственного участия в нем других организаций составляет более 25 процентов, а имущество Партнерства является делимым и может быть распределено по вкладам (долям), в связи с чем ограничения, предусмотренные вышеуказанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть применены к некоммерческой организации.
НП в отзыве на кассационную жалобу с доводами налогового органа не согласилось, просит оставить принятый по делу судебный акт без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, некоммерческое партнерство создано в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", участниками Партнерства являются восемь юридических лиц и одно физическое лицо.
29.10.2003 Партнерство обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.
Налоговый орган уведомлением от 12.11.2003 N 18/422 отказал Партнерству в переходе на упрощенную систему налогообложения. Отказ мотивирован тем, что доля непосредственного участия других организаций в формировании имущества НП составляет более 25 процентов и поэтому в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявитель не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщик обжаловал действия налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 11 и подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом суд исходил из того, что ограничения в праве применения упрощенной системы налогообложения, установленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, распространяются только на коммерческие организации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
В силу пункта 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Судом первой инстанции установлено, НП является юридическим лицом, доход от реализации товаров (работ, услуг) за девять месяцев 2003 года не превысил 11 миллионов рублей, следовательно, общие требования вышеуказанной нормы права соблюдены.
В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса указано, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Из анализа положений этой нормы следует вывод, что она применяется в отношении коммерческих организаций, учредители которых имеют обязательственные права, пропорционально размеру вкладов в уставный капитал организации.
Под "непосредственным участием" в данном случае понимается наличие процентного закрепления доли участия в уставном капитале, где каждый участник наделен правом требования к юридическому лицу.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.
Как правильно указал суд первой инстанции, Партнерство не является организацией, имущество которой распределяется по вкладам (долям, паям) между ее учредителями (участниками), и члены некоммерческого партнерства обязательственными правами по отношению к организации не обладают. Доля их участия в имуществе Партнерства не имеет коммерческого содержания.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл сделал правильный вывод о том, что ограничения, предусмотренные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, не применяются при решении вопроса о праве некоммерческой организации на применение упрощенной системы налогообложения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебного акта им не допущено. Поэтому данный судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2004 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-5060-17/593-2003 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)