Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 апреля 2004 года Дело N Ф09-1477/04-АК
Федеральный Арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Октябрьскому на решение от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19900/03 по заявлению Инспекции МНС РФ по г. Октябрьскому о взыскании с ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" налоговых санкций в сумме 56489 руб.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по г. Октябрьскому (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" (далее - общество) штрафа по п. 2 ст. 120, ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 56489 руб.
Решением от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены частично. С налогоплательщика взысканы штрафные санкции в размере 21000 руб. по ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ. В остальной части требований отказано.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Инспекция с судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласна, просит в данной части его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, считая, что карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является документом первичного бухгалтерского учета, поэтому ее отсутствие влечет ответственность по ст. 120 НК РФ.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Октябрьскому проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 01.08.2003 N 162А/ДСП, и вынесено решение от 22.08.2003 N 1027 о привлечении ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" к налоговой ответственности: по п. 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов (налоговых карт по учету доходов и налога на доходы физических лиц) в виде штрафа в сумме 15000 руб.; по ст. 123 НК РФ за неполную уплату налога на доходы физических лиц, неполное удержание налога с налогоплательщика в виде штрафа в сумме 19939 руб.; по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц в виде штрафа в сумме 21550 руб.
Требование от 01.09 2003 N 284 об уплате суммы налогов, пени и штрафа в размере 127706 руб. ответчиком добровольно не исполнено, что послужило основанием для обращения инспекции в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа по п. 2 ст. 120 НК РФ, арбитражный суд исходил из того, что налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не относятся к первичным документам, а, следовательно, их отсутствие не может квалифицироваться как грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
Такой вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.
Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Пунктом 1 ст. 230 НК РФ определено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица, форма которой утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.00 N БГ-3-08/378 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц".
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Статьей 120 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций, и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В силу приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции приказа от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 МНС России) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета, а не первичным документом бухгалтерского учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя кассационной жалобы и отмены судебного акта в данной части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
Решение от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19900/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2004 N Ф09-1477/04-АК ПО ДЕЛУ N А07-19900/03
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 19 апреля 2004 года Дело N Ф09-1477/04-АК
Федеральный Арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Октябрьскому на решение от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19900/03 по заявлению Инспекции МНС РФ по г. Октябрьскому о взыскании с ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" налоговых санкций в сумме 56489 руб.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по г. Октябрьскому (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" (далее - общество) штрафа по п. 2 ст. 120, ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 56489 руб.
Решением от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены частично. С налогоплательщика взысканы штрафные санкции в размере 21000 руб. по ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ. В остальной части требований отказано.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Инспекция с судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласна, просит в данной части его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, считая, что карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является документом первичного бухгалтерского учета, поэтому ее отсутствие влечет ответственность по ст. 120 НК РФ.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Октябрьскому проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 01.08.2003 N 162А/ДСП, и вынесено решение от 22.08.2003 N 1027 о привлечении ООО "Октябрьскстрой" ДО ОАО "Стронег" к налоговой ответственности: по п. 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов (налоговых карт по учету доходов и налога на доходы физических лиц) в виде штрафа в сумме 15000 руб.; по ст. 123 НК РФ за неполную уплату налога на доходы физических лиц, неполное удержание налога с налогоплательщика в виде штрафа в сумме 19939 руб.; по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц в виде штрафа в сумме 21550 руб.
Требование от 01.09 2003 N 284 об уплате суммы налогов, пени и штрафа в размере 127706 руб. ответчиком добровольно не исполнено, что послужило основанием для обращения инспекции в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа по п. 2 ст. 120 НК РФ, арбитражный суд исходил из того, что налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц не относятся к первичным документам, а, следовательно, их отсутствие не может квалифицироваться как грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
Такой вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.
Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Пунктом 1 ст. 230 НК РФ определено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица, форма которой утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.00 N БГ-3-08/378 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц".
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Статьей 120 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций, и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В силу приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции приказа от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 МНС России) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета, а не первичным документом бухгалтерского учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя кассационной жалобы и отмены судебного акта в данной части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.12.2003 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-19900/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)