Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2008 N 04АП-963/2008 ПО ДЕЛУ N А19-1854/08-33

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2008 г. N 04АП-963/2008

Дело N А19-1854/08-33

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на не вступившее в законную силу Решение арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2008 года по делу N А19-1854/08-33 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Карьер Перевал" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании недействительным Решения N 18-30/1249-109 от 18.12.2007 г.

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Якимова Т. В. - представитель по доверенности от 19.10.2007 г.;
- от заинтересованного лица: не явился.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карьер Перевал" (далее ООО "Карьер Перевал") обратилось в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения N 18-30/1249-109 от 18.12.2007 г.
Решением суда первой инстанции от 7 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа N 18-30/1249-109 от 18.12.2007 г. признано недействительным в части привлечения ООО "Карьер Перевал" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 391 623 руб., пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 376 747 руб.; начисления пени по состоянию на 18.12.2007 г. в сумме 135 893, 38 руб.; предложения уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 958 118 руб.; предложения уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения, в размере 768370 руб.; предложения уплатить пени, указанные в пункте 2 решения, в сумме 135 893, 38 руб.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с тем, что налог на добычу полезных ископаемых доначислен правомерно, деятельность ООО "Карьер Перевал" не ограничивается добычей мрамора для производства цементного сырья и строительного щебня, но и перерабатывает полученное сырье.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы представленного в суд отзыва.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило, заявив ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Карьер Перевал" представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2007 года.
По результатам камеральной проверки представленной декларации инспекцией вынесено Решение от 18.12.2007 г. N 18-30/1249-109 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 391623 руб. 60 коп., по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций в виде штрафа в размере 446747 руб. Также данным решением обществу было предложено перечислить суммы неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 1958118 руб. и соответствующих пеней в размере 135893 руб. 38 коп.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением налогового органа, обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 334 НК РФ ООО "Карьер Перевал" в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
При этом не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В соответствии с положениями ст. 337 НК РФ учитывая, что на мраморы, добываемые заявителем из минерального сырья (горной массы), уполномоченными органами не были установлены стандарты отрасли, международные стандарты, ООО "Карьер Перевал" 12.01.2005 г. утвердило стандарты организации СТО 01-2005 "Мрамор для производства цементного сырья" и СТО 02-2005 "Мрамор для производства строительного щебня".
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и видов продукции ОК 004-093, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17, продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров отражена по кодовым позициям (1000000) - (1429600), мрамор и щебень являются самостоятельными видами продукции: 14110200 - мрамор, 1413000 - песок, галька, щебень или дробленый камень.
ООО "Карьер Перевал" на основании лицензии ИРК 02078 ТЭ с учетом внесенных изменений от 08.04.2005 г. в проверяемом периоде осуществлена добыча мраморов для производства цементного сырья и строительного щебня на месторождении "Перевал".
В соответствии с положениями Технологического регламента по добыче мрамора и производства цементного сырья, строительного щебня Филиалом Слюдянский карьер перевал ООО "Карьер Перевал", утвержденного генеральным директором общества 11.04.2005 г., производственный процесс на месторождении "Перевал" состоит из добычи мраморов, производства цементного сырья, производства строительного щебня, погрузки в железнодорожные вагоны и автотранспорт. Горные работы по добычи производятся открытым буровзрывным способом с применением скважинных зарядов. После взрывных работ производится дополнительное бурение негабаритных блоков ручными перфораторами. Взорванная горная масса, пригодная для производства цементного сырья и строительного щебня, грузится экскаваторами в карьерный автотранспорт и вывозится на приемные бункеры фабрики первичного дробления.
На основании пункта 1 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
В соответствии с пунктом 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, учитывая, что мраморы для производства цементного сырья и строительного щебня добывались заявителем на основании Технологического регламента и первыми по своему качеству соответствовали стандартам организации СТО 01-2005 и СТО 02-2005, налогоплательщик обоснованно квалифицировал данные мраморы в качестве полезных ископаемых и правомерно определил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, с применением способа оценки стоимости добытых полезных, указанного в подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ.
Нарушений при определении налогоплательщиком количества добытых полезных ископаемых, а также фактов реализации обществом спорных мраморов для производства цементного сырья и строительного щебня налоговой инспекцией не было установлено.
В счета-фактуры от 30.04.2007 г. N 841 и от 30.04.2007 г. N 843, выставленные ООО "Карьер Перевал" предприятию ОАО "Ангарскцемент", в раздел наименования продукции внесены изменения, слова "мрамор для производства цемента фракции 0-30 мм заменено на слова "цементное сырье - известняк технологический для производства цемента" поскольку фактически обществом было реализовано цементное сырье - известняк технологический для производства цемента.
Согласно разделу II Технологического регламента и Технологической инструкции производства цементного сырья и строительного щебня на участке ДСФ, утвержденной ООО "Карьер Перевал" 14.11.2006 г. (далее - Инструкция), реализованное обществом в проверяемом периоде цементное сырье было получено в следующем порядке.
Поступившие в приемные бункера фабрики первичного дробления мраморы пластинчатыми и колосниковыми питателями подаются в дробилки Щ-20 и СМД-117, где производится их дробление до фракции 0-300 мм. После первичного дробления через систему конвейеров сырье фракции 0-300 мм. доставляется в приемные бункера станции "Погрузка" подвесных канатных дорог и приемный бункер N 8 для вывозки автотранспортом на фабрику вторичного дробления, после чего, доставляются до дробильно-сортировочной фабрики в вагонетках по двум грузовым подвесным канатным дорогам, затем с помощью пластинчатых питателей подаются на одну из дробилок СМД-97А. Переработанные мрамора до фракции 0-40 мм., соответствующие Техническим условиям ТУ 5711-003-75061752-2007 "Известняк технологический для производства цемента (цементное сырье)", утвержденных ООО "Карьер Перевал" 01.02.2007 г., через систему конвейеров подаются на склад готовой продукции цементного сырья.
Процесс получения строительного щебня аналогичен получению цементного сырья. Из под дробилок конвейерами дробленая масса транспортируется на грохота, после чего, отгрохоченная продукция по системе конвейеров подается на склады готовой продукции строительных материалов. При этом согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", введенному в действие постановлением Госстроя России от 17.06.1994 г. N 18-43, термин "щебень из горных пород" означает неорганический сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5мм., получаемый дроблением, в том числе, горных пород, гравия и валунов.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" при определении объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых судам следует иметь в виду, что поскольку в силу абзаца второго п. 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, то не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Согласно пункту 3 вышеназванного Постановления, применяя нормы пункта 7 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации суды должны основываться на том, что данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что цементное сырье и строительный щебень не добываются, а производятся из соответствующих мраморов и не могут рассматриваться как полезные ископаемые с точки зрения налогового законодательства. В связи с чем, ООО "Карьер Перевал" обоснованно определена налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2007 года исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Следовательно, оспариваемое решение налогового органа является недействительным в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1958118 руб., пени в сумме 135893 руб. 38 коп. и в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 391623 руб.
Согласно п. 2 ст. 345 НК РФ налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляется в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть, за апрель 2007 г. налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых должна быть представлена в срок до 31.05.2007 г.
Как следует из положений ст. 119 НК РФ, базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет. Таким образом, размер налоговой санкции исчисляется от суммы налога, указанной налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации, представленной ООО "Карьер Перевал" в налоговый орган с пропуском установленного срока - 10.08.2007 г., то есть, от суммы налога - 1020201 руб., а не от суммы налога, необоснованно доначисленной налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что сумма штрафа, начисленная заявителю по п. 1 ст. 119 НК РФ, составляет 153030 руб. 15 коп.
С учетом положений ст. 112, 114 НК РФ суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель 2007 г. и признал в обжалуемое решение налоговой инспекции в данной части недействительным в сумме 376747 руб.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе и не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2008 года по делу N А19-1854/08-33, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7.04.2008 г., принятое по делу N А19-1854/08-33, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Э.П.ДОРЖИЕВ
Т.О.ЛЕШУКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)