Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2007 ПО ДЕЛУ N А08-334/07-1

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2007 г. по делу N А08-334/07-1


Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2007.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2007.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду на решение от 05.05.2007 по делу Арбитражного суда Белгородской области и постановление от 31.08.2007 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А08-334/07-1,
установил:

индивидуальный предприниматель Агаркова Татьяна Ивановна (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Белгороду (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по начислению земельного налога в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 12.12.2006, в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 01.02.2007 и пени в сумме 1343,33 руб. по состоянию на 12.12.2006.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.05.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснение представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены извещения об уплате земельного налога в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 12.12.2006, в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 01.02.2007 и пени в сумме 1343,33 руб. по состоянию на 12.12.2006.
Не согласившись с действиями Инспекции по начислению земельного налога и пени за его несвоевременную уплату, Предприниматель обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками по земельному налогу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 396 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 N 178-ФЗ) налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Статьей 1 Закона N 178-ФЗ в положения ст. 398 НК РФ внесены изменения, согласно которым налоговая декларация и налоговый расчет по земельному налогу индивидуальными предпринимателями представляются только в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых в предпринимательской деятельности.
При этом на основании п. 2 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Вместе с тем, кассационная коллегия полагает, что и предыдущая редакция п. 1 ст. 398 НК РФ возлагала на индивидуальных предпринимателей обязанность по самостоятельному исчислению налога и по представлению в Инспекцию налоговой декларации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых в предпринимательской деятельности
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Содержание и сроки направления требования об уплате налога установлены ст. ст. 69, 70 НК РФ.
Как установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 29.03.2005 серии 31-АА N 728249, Агарковой Т.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2619 кв. м для эксплуатации автозаправочной станции.
Судом правомерно указано, что согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 44 - 46) Агаркова Т.И. является индивидуальным предпринимателем и использует земельный участок в своей предпринимательской деятельности, в связи с чем Инспекция должна начислять земельный налог и соответствующие пени как к предпринимателю, а не как к физическому лицу.
В нарушение указанных норм Инспекция направила Предпринимателю налоговые уведомления, а не требования об уплате налога, исчислив Предпринимателю налог в соответствии с нормами налогового законодательства, устанавливающими порядок исчисления земельного налога налоговыми органами в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно п. 7 Решения Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге" в 2006 г. от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении на территории города Белгорода освобождаются - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004 без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
В соответствии с п. 9 указанного Решения, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы или уменьшение налогооблагаемой базы должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы ежегодно в срок до 1 февраля текущего года либо в течение 30 дней с момента возникновения права на льготу или права на уменьшение налогооблагаемой базы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительством РФ от 13.08.96 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами". Основания для признания гражданина инвалидом определяются совокупностью следующих признаков:
- - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- - ограничение жизнедеятельности;
- - необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Классификациями и временными критериями, утв. Приказом Минздрава РФ N 30 и Постановлением Минтруда РФ N 1 от 29.01.97, установлены критерии для определения группы инвалидности, являющиеся выраженным ограничением одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетание.
Ограничение каждой из вышеперечисленных категорий жизнедеятельности может быть первой, второй или третьей степени.
Таким образом, основанием для льготы по земельному налогу может являться или присвоенная в установленном порядке I - II группа инвалидности независимо от степени ограничения способности к трудовой деятельности, или признанная в процессе освидетельствования III степень ограничения способности к трудовой деятельности независимо от группы инвалидности.
Вышеуказанное свидетельствует о несостоятельности довода налогового органа о том, что право на льготу в соответствии с п. 7 Решения городского Совета депутатов от 22.11.2005 N 194 "О земельном налоге" может быть предоставлено инвалидам только I и II группы при условии, что их инвалидность установлена до 01.01.2004 без указания срока переосвидетельствования, т.е является бессрочной.
Кроме того, сама норма, устанавливающая эту льготу, такого указания не содержит.
Судом первой инстанции установлено, что Предприниматель является инвалидом II группы с 10.12.2003.
До 20.10.2006 Агаркова Т.Н. ежегодно проходила переосвидетельствование и ей устанавливалась вторая группа ограничения способности к трудовой деятельности.
Согласно представленной в материалы дела справке серии от 12.12.2006 МСЭ-2006 N 0006452446, Предприниматель прошла переосвидетельствование и ей установлена II группа инвалидности бессрочно.
Документы, подтверждающие право налогоплательщика по получение налоговой льготы, были им представлены, что не оспаривается Инспекцией.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности действий Инспекции по начислению Предпринимателю как физическому лицу земельного налога в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 12.12.2006, в сумме 65104,59 руб. по состоянию на 01.02.2007 и пени в сумме 1343,33 руб. по состоянию на 12.12.2006 является правильным.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение от 05.05.2007 по делу Арбитражного суда Белгородской области и постановление от 31.08.2007 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А08-334/07-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)