Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
8 февраля 2006 г. Дело N А41-К2-27366/05
10 февраля 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
08 февраля 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Воскресенский домостроительный комбинат" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительными решений и требований, при участии в заседании от истца: Т. - представитель, дов. N 1юр от 10.01.2006; от ответчика: С. - дов. N 12-28837 от 30.12.2005,
закрытое акционерное общество "Воскресенский домостроительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области: решений от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 и выставленных на их основании требований от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906, а также об обязании ответчика произвести зачет излишне уплаченного обществом земельного налога в сумме 5774920 руб.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Воскресенский ДСК" указало, что при расчете земельного налога у организации отсутствовала обязанность применять повышающие коэффициенты, установленные ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
Ответчик, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. В обоснование возражений указал, что при исчислении земельного налога заявитель обязан применять ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента "2,5", установленного ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", так как Федеральным законом "О плате за землю" территория Московской области отнесена к зоне отдыха г. Москвы. Также налогоплательщик при исчислении земельного налога заявитель должен применять ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента "1,5", установленного в Приложениях 1, 7 к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области" земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом ставки местных налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и иных административно-территориальных образований.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что ЗАО "Воскресенский ДСК" 20 сентября 2005 г. представило в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2005 гг. в которых пересчитало сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по ставкам 2,448 руб./кв. м за 2002 г., 4,406 руб./кв. м за 2003 г., 4,847 руб./кв. м за 2004 г., 5,332 руб./кв. м за 2005 г., всего в сумме 357408 руб., 643276 руб., 707662 руб., 778472 руб. соответственно (л.д. 9 - 33).
Земельный налог уплачен обществом за 2002 г. в сумме 1340280 руб., за 2003 г. - 2412504 руб., за 2004 г. - 24562872 руб., за 2005 г. - 1946082 руб.
В связи с возникшей переплатой ЗАО "Воскресенский ДСК" в порядке ст. 78 НК РФ обратилось в Инспекцию ФНС РФ по г. Воскресенску Московской области с заявлением N 825 от 20.09.2005 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 982872 руб., за 2003 г. - 1769228 руб., за 2004 г. - 1855210 руб., за 2005 г. - 1167610 руб. (л.д. 74 - 101, 68).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций заявителя руководителем инспекции 19 декабря 2005 г. приняты решения:
- - N 2642 о доначислении предприятию за 2002 г. земельного налога в сумме 982872 руб. (л.д. 110 - 112);
- - N 2643 о доначислении предприятию за 2003 г. земельного налога в сумме 1769228 руб. (л.д. 119 - 121);
- - N 2644 о доначислении предприятию за 2004 г. земельного налога в сумме 1946092 руб. (л.д. 116 - 118);
- - N 2645 о доначислении предприятию за 2005 г. земельного налога в сумме 1290249 руб. (л.д. 113 - 115).
Как следует из текстов названных решений, основанием для их принятия послужил вывод ответчика о том, что при расчете земельного налога налогоплательщик неправомерно применял налоговые ставки без их увеличения на повышающие коэффициенты "2,5" и "1,5", установленные ст. ст. 2 и 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
На основании принятых решений налоговым органом заявителю выставлены требования N 5903, 5904, 5905, 5906 об уплате налога по состоянию на 27.12.2005 с предложением уплатить указанные в них суммы в добровольном порядке в срок до 03.01.2006 (л.д. 103 - 109).
Не согласившись с названными ненормативными актами инспекции, ЗАО "Воскресенский ДСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании и по материалам дела установлено, что согласно свидетельству N 37 от 25.08.1992 ЗАО "Воскресенский ДСК" имеет в постоянном бессрочном пользовании земельный участок площадью 15,1 га.
Постановлением Совета депутатов Воскресенского района от 08.05.2002 N 229 в фонд городских земель у общества изъят земельный участок площадью 5000 кв. м.
Таким образом, с мая 2002 г. ЗАО "Воскресенский ДСК" является пользователем земельного участка площадью 14,6 га.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ЗАО "Воскресенский ДСК" является плательщиком земельного налога.
При исчислении земельного налога в уточненных налоговых декларациях заявитель правомерно рассчитывал сумму налога по ставкам без применения повышающего коэффициента "2,5", предусмотренного ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" - в курортных зонах и зонах отдыха, и "1,5", предусмотренного ст. 9 этого Закона - учитывающего статус конкретного города и поселка, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом РФ от 11.10.1991 N 1798 "О плате за землю".
Статьей 8 (частями 1, 2) этого Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно статье 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территорий Московской области (Приложение N 1).
Названной нормой установлено, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено их применение.
Так, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию.
В Законе Российской Федерации "О плате за землю" не содержится определение понятий "курортная зона" и "зона отдыха". Поэтому в силу статьи 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется, в зависимости от ее значения, Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения. Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
Земли заявителя находятся в пределах черты города Воскресенск, не выполняют функции земель рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной. В связи с этим, установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" повышающий коэффициент "2,5" не подлежит применению при расчете земельного налога за используемую обществом землю.
Повышающий коэффициент "1,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", также не подлежал применению при расчете земельного налога за спорные периоды.
В соответствии с указанной нормой права средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, социального потенциала и местоположение (Приложение N 7).
Приложением N 7 к этому Закону для г. Воскресенск установлен коэффициент увеличения "1,5".
Между тем, аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселений с численностью населения до 100 тысяч человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Названный Закон не предоставляет органам местного самоуправления права повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Следовательно, заявитель правомерно исчислял земельный налог в спорном периоде исходя из следующего.
Согласно справке Отдела государственной статистики в Воскресенском районе территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области от 10.01.2006 N 1 численность в г. Воскресенск составляет 78,8 тысяч человек в 2002 г., 77,8 тысяч человек в 2003 г., 77,4 тысяч человек в 2004 г., 91,2 тысяч человек в 2005 г. (л.д. 124).
В таблице 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 50 - 100 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,7 руб./кв. м.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом "50". Заявитель применил коэффициент "50" к ставке земельного налога.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г. " в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "22". Заявитель применил коэффициент "2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5".
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2005 году с коэффициентом "1,1".
Применение же налоговым органом при расчете земельного налога налоговой ставки, увеличенной на повышающий коэффициент "2,5", предусмотренный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" - в курортных зонах и зонах отдыха, и повышающий коэффициент "1,5", предусмотренный ст. 9 этого Закона - учитывающий статус конкретного города и поселка, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения, является необоснованным.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежат признанию недействительными.
Признание незаконными решений налогового органа о доначислении земельного налога влечет признание недействительными требований от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906, выставленных на основании этих решений.
В судебном заседании и по материалам дела установлено и сторонами не оспаривается, что заявителем (учитывая приведенный выше расчет) излишне уплачен земельный налог за 2002 г. в сумме 982872 руб., за 2003 г. - 1769228 руб., за 2004 г. - 1855210 руб., за 2005 г. - 1167610 руб.
В результате того, что налог исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, сумма излишне уплаченного заявителем земельного налога за весь период составила 5774920 руб., и в силу ст. 78 НК РФ заявитель имеет право на ее зачет или возврат в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 и требования от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906.
Обязать ИФНС России по г. Воскресенску Московской области зачесть ЗАО "Воскресенский ДСК" излишне уплаченный земельный налог в сумме 5774920 руб.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 40374,60 руб.
Решение может быть обжаловано.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.02.2006, 10.02.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-27366/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
8 февраля 2006 г. Дело N А41-К2-27366/05
10 февраля 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
08 февраля 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Воскресенский домостроительный комбинат" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительными решений и требований, при участии в заседании от истца: Т. - представитель, дов. N 1юр от 10.01.2006; от ответчика: С. - дов. N 12-28837 от 30.12.2005,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Воскресенский домостроительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области: решений от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 и выставленных на их основании требований от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906, а также об обязании ответчика произвести зачет излишне уплаченного обществом земельного налога в сумме 5774920 руб.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Воскресенский ДСК" указало, что при расчете земельного налога у организации отсутствовала обязанность применять повышающие коэффициенты, установленные ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
Ответчик, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. В обоснование возражений указал, что при исчислении земельного налога заявитель обязан применять ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента "2,5", установленного ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", так как Федеральным законом "О плате за землю" территория Московской области отнесена к зоне отдыха г. Москвы. Также налогоплательщик при исчислении земельного налога заявитель должен применять ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента "1,5", установленного в Приложениях 1, 7 к Закону Московской области "О плате за землю в Московской области" земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом ставки местных налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и иных административно-территориальных образований.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что ЗАО "Воскресенский ДСК" 20 сентября 2005 г. представило в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2005 гг. в которых пересчитало сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по ставкам 2,448 руб./кв. м за 2002 г., 4,406 руб./кв. м за 2003 г., 4,847 руб./кв. м за 2004 г., 5,332 руб./кв. м за 2005 г., всего в сумме 357408 руб., 643276 руб., 707662 руб., 778472 руб. соответственно (л.д. 9 - 33).
Земельный налог уплачен обществом за 2002 г. в сумме 1340280 руб., за 2003 г. - 2412504 руб., за 2004 г. - 24562872 руб., за 2005 г. - 1946082 руб.
В связи с возникшей переплатой ЗАО "Воскресенский ДСК" в порядке ст. 78 НК РФ обратилось в Инспекцию ФНС РФ по г. Воскресенску Московской области с заявлением N 825 от 20.09.2005 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 982872 руб., за 2003 г. - 1769228 руб., за 2004 г. - 1855210 руб., за 2005 г. - 1167610 руб. (л.д. 74 - 101, 68).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций заявителя руководителем инспекции 19 декабря 2005 г. приняты решения:
- - N 2642 о доначислении предприятию за 2002 г. земельного налога в сумме 982872 руб. (л.д. 110 - 112);
- - N 2643 о доначислении предприятию за 2003 г. земельного налога в сумме 1769228 руб. (л.д. 119 - 121);
- - N 2644 о доначислении предприятию за 2004 г. земельного налога в сумме 1946092 руб. (л.д. 116 - 118);
- - N 2645 о доначислении предприятию за 2005 г. земельного налога в сумме 1290249 руб. (л.д. 113 - 115).
Как следует из текстов названных решений, основанием для их принятия послужил вывод ответчика о том, что при расчете земельного налога налогоплательщик неправомерно применял налоговые ставки без их увеличения на повышающие коэффициенты "2,5" и "1,5", установленные ст. ст. 2 и 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
На основании принятых решений налоговым органом заявителю выставлены требования N 5903, 5904, 5905, 5906 об уплате налога по состоянию на 27.12.2005 с предложением уплатить указанные в них суммы в добровольном порядке в срок до 03.01.2006 (л.д. 103 - 109).
Не согласившись с названными ненормативными актами инспекции, ЗАО "Воскресенский ДСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании и по материалам дела установлено, что согласно свидетельству N 37 от 25.08.1992 ЗАО "Воскресенский ДСК" имеет в постоянном бессрочном пользовании земельный участок площадью 15,1 га.
Постановлением Совета депутатов Воскресенского района от 08.05.2002 N 229 в фонд городских земель у общества изъят земельный участок площадью 5000 кв. м.
Таким образом, с мая 2002 г. ЗАО "Воскресенский ДСК" является пользователем земельного участка площадью 14,6 га.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ЗАО "Воскресенский ДСК" является плательщиком земельного налога.
При исчислении земельного налога в уточненных налоговых декларациях заявитель правомерно рассчитывал сумму налога по ставкам без применения повышающего коэффициента "2,5", предусмотренного ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" - в курортных зонах и зонах отдыха, и "1,5", предусмотренного ст. 9 этого Закона - учитывающего статус конкретного города и поселка, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом РФ от 11.10.1991 N 1798 "О плате за землю".
Статьей 8 (частями 1, 2) этого Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно статье 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территорий Московской области (Приложение N 1).
Названной нормой установлено, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено их применение.
Так, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию.
В Законе Российской Федерации "О плате за землю" не содержится определение понятий "курортная зона" и "зона отдыха". Поэтому в силу статьи 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется, в зависимости от ее значения, Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения. Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
Земли заявителя находятся в пределах черты города Воскресенск, не выполняют функции земель рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной. В связи с этим, установленный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" повышающий коэффициент "2,5" не подлежит применению при расчете земельного налога за используемую обществом землю.
Повышающий коэффициент "1,5", установленный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", также не подлежал применению при расчете земельного налога за спорные периоды.
В соответствии с указанной нормой права средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, социального потенциала и местоположение (Приложение N 7).
Приложением N 7 к этому Закону для г. Воскресенск установлен коэффициент увеличения "1,5".
Между тем, аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Согласно этому Приложению для поселений с численностью населения до 100 тысяч человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предоставляет право субъектам Российской Федерации повышать коэффициенты, предусмотренные Приложением 2 (таблица 3) к этому Закону, и вводить дополнительные коэффициенты.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Названный Закон не предоставляет органам местного самоуправления права повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Следовательно, заявитель правомерно исчислял земельный налог в спорном периоде исходя из следующего.
Согласно справке Отдела государственной статистики в Воскресенском районе территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области от 10.01.2006 N 1 численность в г. Воскресенск составляет 78,8 тысяч человек в 2002 г., 77,8 тысяч человек в 2003 г., 77,4 тысяч человек в 2004 г., 91,2 тысяч человек в 2005 г. (л.д. 124).
В таблице 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 50 - 100 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,7 руб./кв. м.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом "50". Заявитель применил коэффициент "50" к ставке земельного налога.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г. " в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "22". Заявитель применил коэффициент "2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5".
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2005 году с коэффициентом "1,1".
Применение же налоговым органом при расчете земельного налога налоговой ставки, увеличенной на повышающий коэффициент "2,5", предусмотренный ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" - в курортных зонах и зонах отдыха, и повышающий коэффициент "1,5", предусмотренный ст. 9 этого Закона - учитывающий статус конкретного города и поселка, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения, является необоснованным.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежат признанию недействительными.
Признание незаконными решений налогового органа о доначислении земельного налога влечет признание недействительными требований от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906, выставленных на основании этих решений.
В судебном заседании и по материалам дела установлено и сторонами не оспаривается, что заявителем (учитывая приведенный выше расчет) излишне уплачен земельный налог за 2002 г. в сумме 982872 руб., за 2003 г. - 1769228 руб., за 2004 г. - 1855210 руб., за 2005 г. - 1167610 руб.
В результате того, что налог исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, сумма излишне уплаченного заявителем земельного налога за весь период составила 5774920 руб., и в силу ст. 78 НК РФ заявитель имеет право на ее зачет или возврат в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 19.12.2005 N 2642, 2643, 2644, 2645 и требования от 27.12.2005 N 5903, 5904, 5905, 5906.
Обязать ИФНС России по г. Воскресенску Московской области зачесть ЗАО "Воскресенский ДСК" излишне уплаченный земельный налог в сумме 5774920 руб.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 40374,60 руб.
Решение может быть обжаловано.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)