Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 декабря 2003 года Дело N А05-7592/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.03 по делу N А05-7592/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Массив" (далее - общество) 6020 руб. 80 коп. штрафа.
Решением от 12.09.03 суд отказал в удовлетворении заявления о взыскании 5000 руб. штрафа, указав, что карточка по форме N 1-НДФЛ к первичным документам не относится. В остальной части заявление удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, налога на доходы физических лиц за период с 02.06.2000 по 30.10.02.
В ходе проверки, в частности, установлено, что налоговым агентом - обществом не ведутся налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ.
По результатам проверки составлен акт от 06.02.03 и вынесено решение от 12.03.03 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа за вышеназванное нарушение.
Требование от 13.03.03 об уплате налоговой санкции общество в добровольном порядке не исполнило, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал во взыскании штрафа, наложенного на общество на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Ввиду того, что в проверяемый период обществом не велись названные карточки, налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ.
Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.
В пункте 2 названной статьи установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а по пункту 3 статьи 120 НК РФ наступает ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Поскольку глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит понятия первичных документов, кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет понятие "первичные документы", приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
На основании первичных документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.
Учитывая изложенное, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Таким образом, поскольку совершенное обществом налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.03 по делу N А05-7592/03-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2003 N А05-7592/03-9
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2003 года Дело N А05-7592/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.03 по делу N А05-7592/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Массив" (далее - общество) 6020 руб. 80 коп. штрафа.
Решением от 12.09.03 суд отказал в удовлетворении заявления о взыскании 5000 руб. штрафа, указав, что карточка по форме N 1-НДФЛ к первичным документам не относится. В остальной части заявление удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, налога на доходы физических лиц за период с 02.06.2000 по 30.10.02.
В ходе проверки, в частности, установлено, что налоговым агентом - обществом не ведутся налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме N 1-НДФЛ.
По результатам проверки составлен акт от 06.02.03 и вынесено решение от 12.03.03 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа за вышеназванное нарушение.
Требование от 13.03.03 об уплате налоговой санкции общество в добровольном порядке не исполнило, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал во взыскании штрафа, наложенного на общество на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Ввиду того, что в проверяемый период обществом не велись названные карточки, налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ.
Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.
В пункте 2 названной статьи установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а по пункту 3 статьи 120 НК РФ наступает ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Поскольку глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит понятия первичных документов, кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет понятие "первичные документы", приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
На основании первичных документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.
Учитывая изложенное, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Таким образом, поскольку совершенное обществом налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.03 по делу N А05-7592/03-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)