Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 ноября 2005 года Дело N А42-10102/03-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" Чемарова А.Ю. (доверенность от 29.09.05), рассмотрев 08.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.05 (судья Бубен В.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 (судьи Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А42-10102/03-5,
Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, ОАО "Ковдорский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области; далее - инспекция) от 31.10.03 N 75 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 12.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.05, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что обществом не представлен полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В частности, ответчик не представил копии решений Министерства природных ресурсов Российской Федерации по добыче полезных ископаемых на 2003 год, а также нормативы потерь полезных ископаемых, поэтому уменьшение количества полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по нулевой ставке, неправомерно.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДПИ за июнь 2003 года, в которой на основании подпунктов 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявило налоговую ставку 0 процентов при добыче полезных ископаемых - железа, апатит-нефелиновой руды, других редких металлов.
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой приняла решение от 31.10.03 N 75 о привлечении общества на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ к налоговой ответственности в виде взыскания 288832 руб. штрафа за неуплату НДПИ за июнь 2003 года в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 НК РФ. Обществу также предложено уплатить 1444162 руб. НДПИ и 47508 руб. пеней за несвоевременную уплату налога.
ОАО "Ковдорский ГОК" не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает судебные акты правомерными.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и на основании лицензии на право пользования недрами серии МУР N 00470 ЭТ и N 00471 ОЭ общество является пользователем недр в части разработки Ковдорского месторождения магнетитовых и апатитовых руд и техногенного месторождения хвостов обогащения апатит-магнетитовых руд 1-го поля хвостохранилища.
В силу пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила утверждения нормативов потерь), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор РФ) в составе проектной документации.
Правилами утверждения нормативов потерь не установлены сроки утверждения, порядок направления нормативов потерь на согласование и другие существенные условия их действия, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
На 2003 год нормативы потерь утверждены МПР РФ (протокол от 20.06.03 N 52, регистрационный N 61-11/0616-пр) и согласованы с Госгортехнадзором России (письмо от 18.02.04 N АС-04-35/161).
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что общество правомерно заявило налоговую ставку 0 процентов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.01 N 899 (далее - Постановление N 899), определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах (далее - нормативы), осуществляется МПР РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов.
Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Рекомендации), утверждены распоряжением МПР РФ N 408-р только 15.09.03.
Правилами, утвержденными Постановлением N 899, не предусмотрен порядок применения нормативов до разработки МПР РФ методики их расчетов и утверждения новых нормативов, как и другие существенные условия действия нормативов, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
Судами сделан правильный вывод о том, что на период, в котором обществом заявлены льготы, новые нормативы МПР РФ не утверждены.
Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение.
Таким образом, выводы судов, основанные на правомерном использовании налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам, являются обоснованными ввиду отсутствия возможности в проверяемый налоговым органом период утвердить новые нормативы.
Судами также правильно дана оценка правомерности применения обществом ставки 0 процентов в отношении маложелезистых апатитовых руд.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 по делу N А42-10102/03-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2005 N А42-10102/03-5
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2005 года Дело N А42-10102/03-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" Чемарова А.Ю. (доверенность от 29.09.05), рассмотрев 08.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.05 (судья Бубен В.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 (судьи Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А42-10102/03-5,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, ОАО "Ковдорский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области; далее - инспекция) от 31.10.03 N 75 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 12.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.05, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что обществом не представлен полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В частности, ответчик не представил копии решений Министерства природных ресурсов Российской Федерации по добыче полезных ископаемых на 2003 год, а также нормативы потерь полезных ископаемых, поэтому уменьшение количества полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по нулевой ставке, неправомерно.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДПИ за июнь 2003 года, в которой на основании подпунктов 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявило налоговую ставку 0 процентов при добыче полезных ископаемых - железа, апатит-нефелиновой руды, других редких металлов.
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой приняла решение от 31.10.03 N 75 о привлечении общества на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ к налоговой ответственности в виде взыскания 288832 руб. штрафа за неуплату НДПИ за июнь 2003 года в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 НК РФ. Обществу также предложено уплатить 1444162 руб. НДПИ и 47508 руб. пеней за несвоевременную уплату налога.
ОАО "Ковдорский ГОК" не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает судебные акты правомерными.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и на основании лицензии на право пользования недрами серии МУР N 00470 ЭТ и N 00471 ОЭ общество является пользователем недр в части разработки Ковдорского месторождения магнетитовых и апатитовых руд и техногенного месторождения хвостов обогащения апатит-магнетитовых руд 1-го поля хвостохранилища.
В силу пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила утверждения нормативов потерь), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России (далее - Госгортехнадзор РФ) в составе проектной документации.
Правилами утверждения нормативов потерь не установлены сроки утверждения, порядок направления нормативов потерь на согласование и другие существенные условия их действия, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
На 2003 год нормативы потерь утверждены МПР РФ (протокол от 20.06.03 N 52, регистрационный N 61-11/0616-пр) и согласованы с Госгортехнадзором России (письмо от 18.02.04 N АС-04-35/161).
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что общество правомерно заявило налоговую ставку 0 процентов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.01 N 899 (далее - Постановление N 899), определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах (далее - нормативы), осуществляется МПР РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов.
Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Рекомендации), утверждены распоряжением МПР РФ N 408-р только 15.09.03.
Правилами, утвержденными Постановлением N 899, не предусмотрен порядок применения нормативов до разработки МПР РФ методики их расчетов и утверждения новых нормативов, как и другие существенные условия действия нормативов, в том числе по ранее разведанным полезным ископаемым.
Судами сделан правильный вывод о том, что на период, в котором обществом заявлены льготы, новые нормативы МПР РФ не утверждены.
Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ следует, что законодатель ограничивает право применения налоговой ставки 0 процентов только пределами установленных нормативов, а не само право на ее применение.
Таким образом, выводы судов, основанные на правомерном использовании налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным ранее нормативам, являются обоснованными ввиду отсутствия возможности в проверяемый налоговым органом период утвердить новые нормативы.
Судами также правильно дана оценка правомерности применения обществом ставки 0 процентов в отношении маложелезистых апатитовых руд.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.05 по делу N А42-10102/03-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)