Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 августа 2005 года Дело N Ф04-4945/2005(13507-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", г. Кемерово, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2005 по делу N А27-27007/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании частично недействительным решения от 07.10.2004 N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении прав на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет,
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о внесении изменений в решение о предоставлении права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет от 07.10.2004 N 24 в части начисления процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 5700412 руб. с момента предоставления права на проведение реструктуризации.
Решением суда от 02.03.2005 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение налоговой инспекции N 24 от 07.10.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда от 02.03.2005 отменено, принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2005.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает, что постановление апелляционной инстанции вынесено в соответствии с нормами материального права, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 07.10.2004 налоговой инспекцией принято решение N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении ОАО "Кузбассэнерго" права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет, в соответствии с которым суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 33359791 руб. исключены из задолженности по пеням и штрафам и включены с IV квартала 2004 года в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам. Также, с учетом изменения сумм реструктурированной задолженности по налогам, налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.
Письмом от 13.10.2004 N 16-12-34/65351 налоговая инспекция во исполнение указанного решения направила расчет процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, указав, что данный процент исчислен с даты предоставления права ОАО "Кузбассэнерго" проведения реструктуризации (31.08.2001) по дату принятия решения об исключении дополнительных платежей из состава пени (07.10.2004) по ставке рефинансирования - 55 процентов, действовавшей на дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Сумма процентов, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль, составила 5700412 руб.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции от 07.10.2004 N 24, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий" с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, на которую в соответствии с пунктом 4 названного Порядка проведения реструктуризации следует начислять проценты за пользование бюджетными средствами.
В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам действия налогового органа по исчислению процентов за пользование бюджетными средствами правомерны.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль.
Факт внесения изменений налоговым органом в решение о реструктуризации, обусловленный ошибочным включением задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в состав задолженности по пеням и штрафам, соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 Порядку проведения реструктуризации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам организацией уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 33359791 руб. были включены в состав реструктурированной задолженности по пеням, однако изначально указанная сумма должна была быть включена в состав реструктурированной задолженности по налогу.
Кассационная инстанция считает, что неверное включение дополнительных платежей по налогу на прибыль в состав реструктурированной задолженности по пеням было обусловлено неопределенностью в законе, существовавшей до принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 13.11.2001 N 225-О.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что взыскание процентов по задолженности по дополнительным платежам, включенной в скорректированный график реструктуризации, начисленных за период с момента предоставления права на реструктуризацию по задолженности, неправомерно.
Начисление процентов за пользование бюджетными средствами за период до внесения изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию и включения дополнительных платежей в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, то есть до момента определения размера реструктурированной задолженности и до момента возникновения непогашенной задолженности по налогам и сборам, противоречит Постановлению Правительства от 03.09.1999 N 1002, влечет негативные последствия для налогоплательщика и является неправомерным.
С учетом изложенного, следует признать, что постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 основано на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27007/04-6 отменить. Оставить в силе решение суда от 27.02.2005, принятое по настоящему арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 1 августа 2005 года Дело N Ф04-4945/2005(13507-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", г. Кемерово, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2005 по делу N А27-27007/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании частично недействительным решения от 07.10.2004 N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении прав на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет,
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о внесении изменений в решение о предоставлении права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет от 07.10.2004 N 24 в части начисления процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 5700412 руб. с момента предоставления права на проведение реструктуризации.
Решением суда от 02.03.2005 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение налоговой инспекции N 24 от 07.10.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда от 02.03.2005 отменено, принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2005.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает, что постановление апелляционной инстанции вынесено в соответствии с нормами материального права, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 07.10.2004 налоговой инспекцией принято решение N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении ОАО "Кузбассэнерго" права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет, в соответствии с которым суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 33359791 руб. исключены из задолженности по пеням и штрафам и включены с IV квартала 2004 года в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам. Также, с учетом изменения сумм реструктурированной задолженности по налогам, налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.
Письмом от 13.10.2004 N 16-12-34/65351 налоговая инспекция во исполнение указанного решения направила расчет процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, указав, что данный процент исчислен с даты предоставления права ОАО "Кузбассэнерго" проведения реструктуризации (31.08.2001) по дату принятия решения об исключении дополнительных платежей из состава пени (07.10.2004) по ставке рефинансирования - 55 процентов, действовавшей на дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Сумма процентов, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль, составила 5700412 руб.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции от 07.10.2004 N 24, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий" с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, на которую в соответствии с пунктом 4 названного Порядка проведения реструктуризации следует начислять проценты за пользование бюджетными средствами.
В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам действия налогового органа по исчислению процентов за пользование бюджетными средствами правомерны.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль.
Факт внесения изменений налоговым органом в решение о реструктуризации, обусловленный ошибочным включением задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в состав задолженности по пеням и штрафам, соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 Порядку проведения реструктуризации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам организацией уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 33359791 руб. были включены в состав реструктурированной задолженности по пеням, однако изначально указанная сумма должна была быть включена в состав реструктурированной задолженности по налогу.
Кассационная инстанция считает, что неверное включение дополнительных платежей по налогу на прибыль в состав реструктурированной задолженности по пеням было обусловлено неопределенностью в законе, существовавшей до принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 13.11.2001 N 225-О.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что взыскание процентов по задолженности по дополнительным платежам, включенной в скорректированный график реструктуризации, начисленных за период с момента предоставления права на реструктуризацию по задолженности, неправомерно.
Начисление процентов за пользование бюджетными средствами за период до внесения изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию и включения дополнительных платежей в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, то есть до момента определения размера реструктурированной задолженности и до момента возникновения непогашенной задолженности по налогам и сборам, противоречит Постановлению Правительства от 03.09.1999 N 1002, влечет негативные последствия для налогоплательщика и является неправомерным.
С учетом изложенного, следует признать, что постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 основано на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27007/04-6 отменить. Оставить в силе решение суда от 27.02.2005, принятое по настоящему арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2005 N Ф04-4945/2005(13507-А27-33)
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 августа 2005 года Дело N Ф04-4945/2005(13507-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", г. Кемерово, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2005 по делу N А27-27007/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании частично недействительным решения от 07.10.2004 N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении прав на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о внесении изменений в решение о предоставлении права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет от 07.10.2004 N 24 в части начисления процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 5700412 руб. с момента предоставления права на проведение реструктуризации.
Решением суда от 02.03.2005 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение налоговой инспекции N 24 от 07.10.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда от 02.03.2005 отменено, принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2005.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает, что постановление апелляционной инстанции вынесено в соответствии с нормами материального права, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 07.10.2004 налоговой инспекцией принято решение N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении ОАО "Кузбассэнерго" права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет, в соответствии с которым суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 33359791 руб. исключены из задолженности по пеням и штрафам и включены с IV квартала 2004 года в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам. Также, с учетом изменения сумм реструктурированной задолженности по налогам, налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.
Письмом от 13.10.2004 N 16-12-34/65351 налоговая инспекция во исполнение указанного решения направила расчет процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, указав, что данный процент исчислен с даты предоставления права ОАО "Кузбассэнерго" проведения реструктуризации (31.08.2001) по дату принятия решения об исключении дополнительных платежей из состава пени (07.10.2004) по ставке рефинансирования - 55 процентов, действовавшей на дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Сумма процентов, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль, составила 5700412 руб.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции от 07.10.2004 N 24, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий" с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, на которую в соответствии с пунктом 4 названного Порядка проведения реструктуризации следует начислять проценты за пользование бюджетными средствами.
В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам действия налогового органа по исчислению процентов за пользование бюджетными средствами правомерны.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль.
Факт внесения изменений налоговым органом в решение о реструктуризации, обусловленный ошибочным включением задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в состав задолженности по пеням и штрафам, соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 Порядку проведения реструктуризации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам организацией уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 33359791 руб. были включены в состав реструктурированной задолженности по пеням, однако изначально указанная сумма должна была быть включена в состав реструктурированной задолженности по налогу.
Кассационная инстанция считает, что неверное включение дополнительных платежей по налогу на прибыль в состав реструктурированной задолженности по пеням было обусловлено неопределенностью в законе, существовавшей до принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 13.11.2001 N 225-О.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что взыскание процентов по задолженности по дополнительным платежам, включенной в скорректированный график реструктуризации, начисленных за период с момента предоставления права на реструктуризацию по задолженности, неправомерно.
Начисление процентов за пользование бюджетными средствами за период до внесения изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию и включения дополнительных платежей в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, то есть до момента определения размера реструктурированной задолженности и до момента возникновения непогашенной задолженности по налогам и сборам, противоречит Постановлению Правительства от 03.09.1999 N 1002, влечет негативные последствия для налогоплательщика и является неправомерным.
С учетом изложенного, следует признать, что постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 основано на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27007/04-6 отменить. Оставить в силе решение суда от 27.02.2005, принятое по настоящему арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 августа 2005 года Дело N Ф04-4945/2005(13507-А27-33)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", г. Кемерово, на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2005 по делу N А27-27007/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании частично недействительным решения от 07.10.2004 N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении прав на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) о внесении изменений в решение о предоставлении права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет от 07.10.2004 N 24 в части начисления процентов за пользование бюджетными средствами на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 5700412 руб. с момента предоставления права на проведение реструктуризации.
Решением суда от 02.03.2005 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение налоговой инспекции N 24 от 07.10.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда от 02.03.2005 отменено, принят новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 27.02.2005.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает, что постановление апелляционной инстанции вынесено в соответствии с нормами материального права, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 07.10.2004 налоговой инспекцией принято решение N 24 о внесении изменений в решение о предоставлении ОАО "Кузбассэнерго" права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджет, в соответствии с которым суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 33359791 руб. исключены из задолженности по пеням и штрафам и включены с IV квартала 2004 года в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам. Также, с учетом изменения сумм реструктурированной задолженности по налогам, налоговая инспекция произвела перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления организации права на реструктуризацию задолженности.
Письмом от 13.10.2004 N 16-12-34/65351 налоговая инспекция во исполнение указанного решения направила расчет процентов за пользование бюджетными средствами на суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, указав, что данный процент исчислен с даты предоставления права ОАО "Кузбассэнерго" проведения реструктуризации (31.08.2001) по дату принятия решения об исключении дополнительных платежей из состава пени (07.10.2004) по ставке рефинансирования - 55 процентов, действовавшей на дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002. Сумма процентов, начисленных на дополнительные платежи по налогу на прибыль, составила 5700412 руб.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции от 07.10.2004 N 24, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Кузбассэнерго" требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий" с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, на которую в соответствии с пунктом 4 названного Порядка проведения реструктуризации следует начислять проценты за пользование бюджетными средствами.
В связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам действия налогового органа по исчислению процентов за пользование бюджетными средствами правомерны.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О дополнительные платежи являются частью налога на прибыль, доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль.
Факт внесения изменений налоговым органом в решение о реструктуризации, обусловленный ошибочным включением задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в состав задолженности по пеням и штрафам, соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 Порядку проведения реструктуризации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм задолженности по налогам и сборам организацией уплачиваются проценты за пользование бюджетными средствами.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 33359791 руб. были включены в состав реструктурированной задолженности по пеням, однако изначально указанная сумма должна была быть включена в состав реструктурированной задолженности по налогу.
Кассационная инстанция считает, что неверное включение дополнительных платежей по налогу на прибыль в состав реструктурированной задолженности по пеням было обусловлено неопределенностью в законе, существовавшей до принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 13.11.2001 N 225-О.
Согласно требованиям пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что взыскание процентов по задолженности по дополнительным платежам, включенной в скорректированный график реструктуризации, начисленных за период с момента предоставления права на реструктуризацию по задолженности, неправомерно.
Начисление процентов за пользование бюджетными средствами за период до внесения изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию и включения дополнительных платежей в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, то есть до момента определения размера реструктурированной задолженности и до момента возникновения непогашенной задолженности по налогам и сборам, противоречит Постановлению Правительства от 03.09.1999 N 1002, влечет негативные последствия для налогоплательщика и является неправомерным.
С учетом изложенного, следует признать, что постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 основано на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27007/04-6 отменить. Оставить в силе решение суда от 27.02.2005, принятое по настоящему арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)