Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2009 ПО ДЕЛУ N А65-15225/2008

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. по делу N А65-15225/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009
по делу N А65-15225/2008
по заявлению индивидуального предпринимателя Фахразиева Ильдара Азгамовича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным бездействия,

установил:

индивидуальный предприниматель Фахразиев Ильдар Азгамович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны, ответчик), выразившегося в непринятии к учету сумм налогов по уточненным налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2004 год.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2009 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ИФНС России по г. Набережные Челны, выразившееся в непринятии к учету сумм налогов по уточненным налоговым декларациям по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 года. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На ИФНС России по г. Набережные Челны возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем уменьшения сумм налогов, доначисленных по решению о привлечении к налоговой ответственности от 28.06.2006 N 14-543 с учетом уточненных налоговых деклараций по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 года.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые по делу судебные акты в части признания незаконным его бездействия отменить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований в указанной части отказать.
Проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, решение ответчика от 28.06.2006 N 14-543 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения заявителем обжаловалось в Арбитражный суд Республики Татарстан в части начисления НДФЛ за 2004 г. в сумме 183 305 руб., соответствующих суммы пеней по данному налогу и сумм налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и по пункту 1 статьи 119 НК РФ; начисления сумм ЕСН за 2004 г., соответствующих сумм пеней по ЕСН и сумм налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ; начисления НДС за 2004 г., пеней за несвоевременную уплату НДС и сумм налоговых санкций по пункту 1 статьи 122, статье 119 НК РФ; начисления ЕНВД за 2004 г., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2006 года по делу N А65-17261/2006-СА2-41, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления предпринимателя, при этом суд снизил размер налоговых санкций.
В мотивировочной части решения суд разъяснил право налогоплательщика на повторное обращение в налоговый орган в целях применения налоговых вычетов с соблюдением требований статей 171, 172 НК РФ, а также представления документов, подтверждающих понесенные расходы, вместе с уточненными налоговыми декларациями.
12 апреля 2007 года заявитель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г., по НДФЛ и ЕСН за 2004 г.
В связи с тем, что суммы налогов по представленным уточненным налоговым декларациям по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г., по НДФЛ и ЕСН за 2004 г. налоговым органом к учету не приняты, заявитель обжаловал бездействие ИФНС России по г. Набережные Челны по настоящему делу.
Как установлено судами, 10 июня 2005 года заявителем представлены налоговому органу первичные налоговые декларации по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 г.
По декларации по НДС за 3 квартал 2004 г. сумма налога от реализации товаров (работ, услуг) составила 122 825 руб.; сумма заявленных налоговых вычетов - 133 354 руб. Сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 10 529 руб.
По декларации по НДС за 4 квартал 2004 г. сумма налога от реализации товаров (работ, услуг) составила 156 239 руб.; сумма заявленных налоговых вычетов - 155 340 руб. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 899 руб.
По результатам выездной налоговой проверки за 2004 г. предпринимателю доначислен НДС в сумме 329 295 руб., в том числе за 3 квартал 144 933 руб.; за 4 квартал 184 362 руб.
12 апреля 2007 года заявитель представил налоговому органу уточненные налоговые декларации по НДС за 3 - 4 кварталы 2004 г.
Согласно уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2004 г. сумма налога от реализации товаров (работ, услуг) составила 122 824 руб.; сумма заявленных налоговых вычетов 182 822 руб. Сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 59 998 руб.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2004 г. и представленных по требованию налогового органа от 08.05.2007 N 2407 документов, составлен акт камеральной проверки от 12.07.2007 N 998 и вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 16.08.2007 N 1204, на основании которого подтверждено возмещение налога в сумме 14 235 руб. и отказано в возмещении налога в сумме 45 763 руб.
Согласно уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2004 г. сумма налога от реализации товаров (работ, услуг) составила 156 239 руб.; сумма заявленных налоговых вычетов - 133 353 руб. Сумма налога к уплате в бюджет составила 22 886 руб.
Камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2004 г. налоговым органом не проводилась.
Однако, соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Пунктом 1 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Таким образом, акт и решение по результатам камеральной налоговой проверки составляются лишь в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
Судами сделан обоснованный вывод, что поскольку сроки, установленные для проведения камеральной налоговой проверки представленной 12 апреля 2007 года уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2004 г. истекли, следовательно, нарушения законодательства о налогах и сборах не выявлены.
В соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138, данные из уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2004 г. должны были быть отражены налоговым органом в карточке "РСБ".
Предусмотренные Рекомендациями действия налоговым органом не выполнены, как в отношении проверенной уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2004 г., так и по не проверенной уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2004 г.
Таким образом, судами правомерно признано незаконным бездействие ИФНС России по г. Набережные Челны, выразившееся в непринятии к учету сумм налогов по уточненным налоговым декларациям по НДС за 3 и 4 кварталы 2004 года.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу N А65-15225/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)