Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 ноября 2003 года Дело N А13-4709/03-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 11.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.07.2003 по делу N А13-4709/03-07 (судья Богатырева В.А.),
Комитет по управлению имуществом администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области (далее - КУИ) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) - отказа обществу с ограниченной ответственностью "Усть-Кубинское ЖКХ" в применении упрощенной системы налогообложения, о чем направлено уведомление от 26.05.2003 N 62.
Определением суда от 17.07.2003 к участию в деле в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью "Усть-Кубинское ЖКХ" (далее - Общество) в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Общество также просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области, выразившиеся в отказе ему в применении упрощенной системы налогообложения (уведомление от 26.05.2003 N 62).
Решением суда от 18.07.2003 требования Общества удовлетворены. В удовлетворении требований КУИ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 11, подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит обжалуемый судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако их представители в судебное заседание не явились, поэтому заявление рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 19.05.2003 о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 26.05.2003 N 62 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, указав на то, что "доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%".
Согласно уставу Общества, утвержденному распоряжением главы Усть-Кубинского муниципального района от 08.05.2003 N 143-р, заявитель является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Учредителем Общества и его единственным участником является муниципальное образование "Усть-Кубинский муниципальный район", полномочия которого осуществляет глава района, Комитет по управлению имуществом администрации Усть-Кубинского муниципального района. Полномочия по учреждению Общества были реализованы муниципальным образованием в соответствии со статьями 14, 29, 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ наряду с общей системой налогообложения организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения, переход к которой осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003.
В силу пункта 2 статьи 346.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
В пункте 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Согласно пункту 2 статьи 113 ГК РФ (подлежащему применению в данном случае в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Таким образом, унитарное предприятие, имущество которого в силу прямого указания закона не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не является тем субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, поскольку согласно этой же норме в данном случае не могут быть применены такие понятия, как "доля" и "непосредственное участие". Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на указанную норму.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку налоговой инспекции на статьи 124 и 125 ГК РФ, определяющие правовое положение и порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, как не относящиеся к предмету данного спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.07.2003 по делу N А13-4709/03-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2003 N А13-4709/03-07
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2003 года Дело N А13-4709/03-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 11.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.07.2003 по делу N А13-4709/03-07 (судья Богатырева В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области (далее - КУИ) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) - отказа обществу с ограниченной ответственностью "Усть-Кубинское ЖКХ" в применении упрощенной системы налогообложения, о чем направлено уведомление от 26.05.2003 N 62.
Определением суда от 17.07.2003 к участию в деле в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью "Усть-Кубинское ЖКХ" (далее - Общество) в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Общество также просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области, выразившиеся в отказе ему в применении упрощенной системы налогообложения (уведомление от 26.05.2003 N 62).
Решением суда от 18.07.2003 требования Общества удовлетворены. В удовлетворении требований КУИ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 11, подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит обжалуемый судебный акт отменить и отказать в удовлетворении требований.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако их представители в судебное заседание не явились, поэтому заявление рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 19.05.2003 о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 26.05.2003 N 62 налоговый орган отказал в удовлетворении заявления на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, указав на то, что "доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%".
Согласно уставу Общества, утвержденному распоряжением главы Усть-Кубинского муниципального района от 08.05.2003 N 143-р, заявитель является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Учредителем Общества и его единственным участником является муниципальное образование "Усть-Кубинский муниципальный район", полномочия которого осуществляет глава района, Комитет по управлению имуществом администрации Усть-Кубинского муниципального района. Полномочия по учреждению Общества были реализованы муниципальным образованием в соответствии со статьями 14, 29, 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ наряду с общей системой налогообложения организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения, переход к которой осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003.
В силу пункта 2 статьи 346.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
В пункте 3 статьи 346.12 НК РФ установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 этой нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Согласно пункту 2 статьи 113 ГК РФ (подлежащему применению в данном случае в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Таким образом, унитарное предприятие, имущество которого в силу прямого указания закона не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не является тем субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, поскольку согласно этой же норме в данном случае не могут быть применены такие понятия, как "доля" и "непосредственное участие". Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на указанную норму.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку налоговой инспекции на статьи 124 и 125 ГК РФ, определяющие правовое положение и порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, как не относящиеся к предмету данного спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.07.2003 по делу N А13-4709/03-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)