Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - ГОУ ВПО Даггосмедакадемия - А. (д-ть от 28.04.2008), в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 53337, 53338), рассмотрев кассационную жалобу ГОУ ВПО Даггосмедакадемия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А15-1792/2007, установил следующее.
ГОУ ВПО Даггосмедакадемия (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан (далее - управление) от 24.07.2007 N 24/28 в части доначисления 407 548 рублей налога на прибыль за 2005 - 2006 годы и 187 257 рублей НДС.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2007 решение управления от 24.07.2007 N 24/28 в обжалуемой части признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что денежные средства, полученные обществом в 2005 - 2006 году в качестве арендной платы, следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, которые не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 решение суда от 18.10.2007 отменено в части признания незаконным решения управления от 24.07.2007 N 24/28 о доначислении 407 548 рублей налога на прибыль. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебный акт в части отмены решения суда мотивирован тем, что при сдаче в аренду федерального имущества арендная плата должна включаться в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 в части отмены решения суда от 18.10.2007, а решение суда в этой части оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, доходы от сдачи в аренду государственного имущества в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации являются целевым финансированием учреждения, следовательно, не учитываются при исчислении налога на прибыль.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан просят оставить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Заинтересованные лица заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов на нее и выслушав представителя учреждения, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) провела выездную проверку учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 12.02.2007, по результатам которой составила акт 29.03.2007 N 11/2-12 и приняла решение от 07.05.2007 N 11/2-12р о доначислении, в частности, 407 548 рублей налога на прибыль.
Решением управления 24.07.2007 N 24/28 решение от 07.05.2007 N 11/2-12р в указанной части оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужило то обстоятельство, что учреждение в нарушение пункта 1 статьи 321.1 и пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов от коммерческой деятельности не учло внереализационные доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения 24.07.2007 N 24/28 в рассматриваемой части, апелляционный суд правомерно указал, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В проверяемом периоде учреждение не включало денежные средства, полученные в качестве арендных платежей, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По мнению налогового органа, учреждение обязано было отражать в составе внереализационных доходов суммы арендных платежей от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него на праве оперативного управления.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном этой главой Кодекса. Статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
Согласно статье 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Статьей 250 Кодекса доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) отнесены к внереализационным доходам налогоплательщика.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, является бюджетным учреждением.
В статье 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Пунктом 1 статьи 321.1 Кодекса предусмотрен порядок расчета базы, облагаемой налогом на прибыль, в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Однако в силу пункта 4 статьи 41 и пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Приведенные положения законодательства не позволяют квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
Следовательно, вывод апелляционного суда о том, что плата за сдачу в аренду федерального имущества является внереализационным доходом налогоплательщика и подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, является правильным.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А15-1792/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2008 N Ф08-2237/2008 ПО ДЕЛУ N А15-1792/2007
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2008 г. N Ф08-2237/2008
Дело N А15-1792/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - ГОУ ВПО Даггосмедакадемия - А. (д-ть от 28.04.2008), в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 53337, 53338), рассмотрев кассационную жалобу ГОУ ВПО Даггосмедакадемия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А15-1792/2007, установил следующее.
ГОУ ВПО Даггосмедакадемия (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан (далее - управление) от 24.07.2007 N 24/28 в части доначисления 407 548 рублей налога на прибыль за 2005 - 2006 годы и 187 257 рублей НДС.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2007 решение управления от 24.07.2007 N 24/28 в обжалуемой части признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что денежные средства, полученные обществом в 2005 - 2006 году в качестве арендной платы, следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, которые не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 решение суда от 18.10.2007 отменено в части признания незаконным решения управления от 24.07.2007 N 24/28 о доначислении 407 548 рублей налога на прибыль. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебный акт в части отмены решения суда мотивирован тем, что при сдаче в аренду федерального имущества арендная плата должна включаться в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 в части отмены решения суда от 18.10.2007, а решение суда в этой части оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, доходы от сдачи в аренду государственного имущества в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации являются целевым финансированием учреждения, следовательно, не учитываются при исчислении налога на прибыль.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республики Дагестан и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан просят оставить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Заинтересованные лица заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзывов на нее и выслушав представителя учреждения, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) провела выездную проверку учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 12.02.2007, по результатам которой составила акт 29.03.2007 N 11/2-12 и приняла решение от 07.05.2007 N 11/2-12р о доначислении, в частности, 407 548 рублей налога на прибыль.
Решением управления 24.07.2007 N 24/28 решение от 07.05.2007 N 11/2-12р в указанной части оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужило то обстоятельство, что учреждение в нарушение пункта 1 статьи 321.1 и пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов от коммерческой деятельности не учло внереализационные доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения 24.07.2007 N 24/28 в рассматриваемой части, апелляционный суд правомерно указал, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В проверяемом периоде учреждение не включало денежные средства, полученные в качестве арендных платежей, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По мнению налогового органа, учреждение обязано было отражать в составе внереализационных доходов суммы арендных платежей от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него на праве оперативного управления.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном этой главой Кодекса. Статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
Согласно статье 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Статьей 250 Кодекса доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) отнесены к внереализационным доходам налогоплательщика.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, является бюджетным учреждением.
В статье 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Пунктом 1 статьи 321.1 Кодекса предусмотрен порядок расчета базы, облагаемой налогом на прибыль, в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Однако в силу пункта 4 статьи 41 и пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Приведенные положения законодательства не позволяют квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
Следовательно, вывод апелляционного суда о том, что плата за сдачу в аренду федерального имущества является внереализационным доходом налогоплательщика и подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, является правильным.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А15-1792/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)