Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12674/2008) ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2008 года по делу N А56-55780/2005 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области
3-е лицо: Совет депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: Рябинин Р.Ю. - доверенность от 05.05.2008 года;
- от ответчика: Булгакова О.Г. - доверенность от 11.01.2009 года N 11-14/02пр;
- от 3-го лица: Лебедева Г.В. - доверенность от 11.01.2009 года N 02-21/01;
открытое акционерное общество "Сланцевский цементный завод "Цесла" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14.
Решением суда от 20.10.2006 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2006 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Заявлением от 20.10.2008 открытое акционерное общество "Сланцевский цементный завод "Цесла" уточнило требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просило суд признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в следующих частях:
- в части доначисления земельного налога за 2005 год в сумме 4 123 555 руб., в том числе по срокам уплаты: 15 марта 2005 года - 1 030 888 руб.; 15 июня 2005 года - 1 030 889 руб.; 15 сентября 2005 года - 1 030 889 руб.; 15 ноября 2005 года - 1 030 889 руб.;
- в части уплаты земельного налога за 2005 год в сумме 2 061 777 руб.;
- в части уплаты пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2005 год в сумме 48 645 руб.
Решением суда от 29.10.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители ответчика и третьего лица просили оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил:
Заявитель представил 30.06.2006 в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год. Согласно декларации Общество исчислило к уплате налог за земельный участок площадью 1 080 200 кв. м, применив ставку налога в размере 0,5645376 руб. за 1 кв. м в год как за земли промышленности вне населенных пунктов.
В ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации Инспекция установила, что Общество в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" неправильно определило код категории земель по названному земельному участку и вследствие этого неправильно применило налоговую ставку для исчисления земельного налога за 2005 год.
По мнению налогового органа, спорный земельный участок расположен в черте города Сланцы, в связи с чем применению подлежали ставки налога, установленные для земель городов и поселков с учетом зон градостроительной ценности. Исходя из того, что земельный участок является территорией завода с подъездной дорогой и расположен в массиве N 21, налоговый орган применил ставку 8,2074 руб. за 1 кв. м в год, установленную решением собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год" в редакции решения Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год".
По результатам проверки Инспекция составила докладную записку от 01.08.2005 N 292 и приняла решение от 09.09.2005 N 08-14, которым предложила Обществу доначислить земельный налог за 2005 год в сумме 8 255 819 руб., уплатить не полностью уплаченный налог за 2005 год в сумме 2 289 287 руб. и пени в сумме 48 645 руб.
Общество, считая принятое решение не соответствующим требованиям действующего законодательства, частично обжаловало ненормативный акт в судебном порядке.
Суд, отказывая в удовлетворении требования Общества, признал правомерным вывод налогового органа о применении в 2005 году ставки земельного налога 8,2074 руб. за 1 кв. метр.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2005) земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона "О плате за землю" земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп ставки земельного налога на 2005 год за земли городов установлены согласно приложению 2 "Ставки за земли в черте городов и поселков с учетом зон градостроительной ценности (кроме земель сельскохозяйственного использования, земель, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, садовыми и дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами)".
В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" был изменен размер ставки земельного налога на 2005 год за счет введения коэффициента 1,1. Во исполнение норм федерального законодательства дифференцированные ставки земельного налога, определенные первоначальной редакцией решения Собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп, были увеличены согласно решению Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп на введенный Федеральным законом коэффициент - 1,1.
В соответствии с приложением N 1 решения Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп по массиву N 21 подлежит применению ставка для промышленных предприятий - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год. Данная ставка определена на основе базовой ставки налога 3,99 руб., установленной Законом Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-оз "О плате за землю в Ленинградской области", дифференцированной с учетом месторасположения и зон градостроительной ценности и с применением коэффициента 1,1, введенного Законом N 141-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-16844/2005, в котором участвовали Общество и Инспекция установлено, что спорный земельный участок площадью 1 080 200 кв. м находится в черте города Сланцы. Указанное обстоятельство подтверждено также материалами настоящего дела, и не оспорено инспекцией.
Спорный земельный участок является территорией завода с подъездной дорогой и расположен в массиве N 21. Из материалов дела видно, что вид деятельности Общества - производство и реализация цемента. Следовательно, в соответствии с решением собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп по массиву N 21 подлежит применению ставка для промышленных предприятий - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год.
Между тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в Определении от 12.05.2003 N 186-О, апелляционная инстанция считает, что применение ставки земельного налога, установленной в решении Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп с учетом повышающего коэффициента, с начала 2005 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Новая увеличенная ставка земельного налога - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год установлена решением Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп, опубликованным 21.01.2005, в связи с чем указанная ставка подлежала применению только с 01.03.2005.
В соответствии с оспариваемым решением инспекции по участку 1 080 200 кв. м инспекцией исчислен земельный налог по ставке 8,2074 рубля в размере 8 865 633 рублей (л.д. 11 т. 1). Исходя из того обстоятельства, что Обществом самостоятельно исчислен земельный налог по спорному земельному участку в размере 609 814 рублей, сумма доначисленного налога составила 8 255 819 рублей.
Суд апелляционной инстанции обязал стороны представить расчеты суммы земельного налога, подлежащего доначислению за 2005 год, суммы земельного налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, а также суммы пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога (с указанием периода их начисления, сумм недоимок, на которые начислены пени), исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ о применении ставки земельного налога в размере 8,2074 руб. за 1 кв. м в год с 01.03.2005.
Согласно представленному налоговым органом расчету по участку площадью 1 080 200 кв. м сумма земельного налога за период январь - февраль 2005 г. составила 1 343 283 руб. (по ставке 7,4613 руб.), за период март - декабрь 2005 г. - 7 388 027 руб. (по ставке 8,2074 руб.), а всего - 8 731 310 руб. С учетом суммы земельного налога указанной Обществом в налоговой декларации (609 814 рублей) доначислению подлежит налог в размере 8 121 496 рублей.
Сумма пени, исчисленная инспекцией по определению апелляционного суда составила 45 793,09 руб.
Таким образом, доначисление земельного налога за 2005 год в размере 134 323 рублей (8 255 819 - 8 121 496), а также пени в размере 2 847,91 рубля (48 645 - 45 793,09) произведено налоговым органом неправомерно.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования налогоплательщика - удовлетворению.
Заявитель ссылается на то, что органом местного самоуправления при установлении налоговых ставок было допущено превышение средней ставки земельного налога. По мнению Общества, ставки земельного налога, установленные Решением N 273-сп в первоначальной редакции, подлежат уменьшению на 0,2512 руб. за кв. м в год, а ставки, установленные Решением N 278-сп - на 0,7152 руб. за кв. м в год.
Согласно представленному заявителем расчету по участку площадью 1 080 200 кв. м сумма земельного налога, подлежащего уплате за период январь - февраль 2005 г., составила 1 298 058,34 руб. (1080200 х (7,4613-0,2512) х 2/12), за период март - декабрь 2005 г. - 6 744 228,7 руб. (1080200 х (8,2074-0,7152) х 10/12), а всего - 8 042 287,4 руб.
Данный расчет Общества не может быть принят судом, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что в нарушение положений Закона "О плате за землю" решениями собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп и от 29.12.2004 N 278-сп дифференциация ставок земельного налога произведена с учетом вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а дифференциация налоговой ставки только по местоположению и зонам различной градостроительной ценности (без учета вида деятельности) не производилась. Указанные решения собрания представителей никем не оспорены, в установленном порядке незаконными не признаны. Дифференциация ставок земельного налога входит в компетенцию органов местного самоуправления. Дифференциация ставок земельного налога основана на анализе и оценке экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Осуществляя дифференциацию ставок земельного налога с учетом видов деятельности и налогоплательщиков и их экономического содержания, собрание представителей действовало в пределах своих полномочий, определенных в статье 8 Закона "О плате за землю".
Полностью отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на результаты рассмотрения дела N А56-40907/2007, в котором рассматривался вопрос законности Решения Собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год" в части установления ставки земельного налога в размере 8,2074 руб. за квадратный метр в год для массива N 21. Решение Собрания признано соответствующим нормам НК РФ, Федеральных законов, ст. 19 Устава муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области.
Однако выводы, изложенные в судебных актах по делу N А56-40907/2007 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2008 года по делу N А56-55780/2005 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 по доначислению земельного налога за 2005 г. в сумме 134 323 рублей, пени в сумме 2 847,91 рубля.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 в части доначисления земельного налога за 2005 г. в сумме 134 323 рублей, пени в сумме 2 847,91 рубля.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2009 ПО ДЕЛУ N А56-55780/2005
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2009 г. по делу N А56-55780/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12674/2008) ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2008 года по делу N А56-55780/2005 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ОАО "Сланцевский цементный завод "Цесла"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области
3-е лицо: Совет депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: Рябинин Р.Ю. - доверенность от 05.05.2008 года;
- от ответчика: Булгакова О.Г. - доверенность от 11.01.2009 года N 11-14/02пр;
- от 3-го лица: Лебедева Г.В. - доверенность от 11.01.2009 года N 02-21/01;
- установил:
открытое акционерное общество "Сланцевский цементный завод "Цесла" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14.
Решением суда от 20.10.2006 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2006 отменено. Дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Заявлением от 20.10.2008 открытое акционерное общество "Сланцевский цементный завод "Цесла" уточнило требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просило суд признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в следующих частях:
- в части доначисления земельного налога за 2005 год в сумме 4 123 555 руб., в том числе по срокам уплаты: 15 марта 2005 года - 1 030 888 руб.; 15 июня 2005 года - 1 030 889 руб.; 15 сентября 2005 года - 1 030 889 руб.; 15 ноября 2005 года - 1 030 889 руб.;
- в части уплаты земельного налога за 2005 год в сумме 2 061 777 руб.;
- в части уплаты пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2005 год в сумме 48 645 руб.
Решением суда от 29.10.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители ответчика и третьего лица просили оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил:
Заявитель представил 30.06.2006 в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год. Согласно декларации Общество исчислило к уплате налог за земельный участок площадью 1 080 200 кв. м, применив ставку налога в размере 0,5645376 руб. за 1 кв. м в год как за земли промышленности вне населенных пунктов.
В ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации Инспекция установила, что Общество в нарушение статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" неправильно определило код категории земель по названному земельному участку и вследствие этого неправильно применило налоговую ставку для исчисления земельного налога за 2005 год.
По мнению налогового органа, спорный земельный участок расположен в черте города Сланцы, в связи с чем применению подлежали ставки налога, установленные для земель городов и поселков с учетом зон градостроительной ценности. Исходя из того, что земельный участок является территорией завода с подъездной дорогой и расположен в массиве N 21, налоговый орган применил ставку 8,2074 руб. за 1 кв. м в год, установленную решением собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год" в редакции решения Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год".
По результатам проверки Инспекция составила докладную записку от 01.08.2005 N 292 и приняла решение от 09.09.2005 N 08-14, которым предложила Обществу доначислить земельный налог за 2005 год в сумме 8 255 819 руб., уплатить не полностью уплаченный налог за 2005 год в сумме 2 289 287 руб. и пени в сумме 48 645 руб.
Общество, считая принятое решение не соответствующим требованиям действующего законодательства, частично обжаловало ненормативный акт в судебном порядке.
Суд, отказывая в удовлетворении требования Общества, признал правомерным вывод налогового органа о применении в 2005 году ставки земельного налога 8,2074 руб. за 1 кв. метр.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2005) земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона "О плате за землю" земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп ставки земельного налога на 2005 год за земли городов установлены согласно приложению 2 "Ставки за земли в черте городов и поселков с учетом зон градостроительной ценности (кроме земель сельскохозяйственного использования, земель, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, садовыми и дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами)".
В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" был изменен размер ставки земельного налога на 2005 год за счет введения коэффициента 1,1. Во исполнение норм федерального законодательства дифференцированные ставки земельного налога, определенные первоначальной редакцией решения Собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп, были увеличены согласно решению Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп на введенный Федеральным законом коэффициент - 1,1.
В соответствии с приложением N 1 решения Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп по массиву N 21 подлежит применению ставка для промышленных предприятий - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год. Данная ставка определена на основе базовой ставки налога 3,99 руб., установленной Законом Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-оз "О плате за землю в Ленинградской области", дифференцированной с учетом месторасположения и зон градостроительной ценности и с применением коэффициента 1,1, введенного Законом N 141-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-16844/2005, в котором участвовали Общество и Инспекция установлено, что спорный земельный участок площадью 1 080 200 кв. м находится в черте города Сланцы. Указанное обстоятельство подтверждено также материалами настоящего дела, и не оспорено инспекцией.
Спорный земельный участок является территорией завода с подъездной дорогой и расположен в массиве N 21. Из материалов дела видно, что вид деятельности Общества - производство и реализация цемента. Следовательно, в соответствии с решением собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп по массиву N 21 подлежит применению ставка для промышленных предприятий - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год.
Между тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в Определении от 12.05.2003 N 186-О, апелляционная инстанция считает, что применение ставки земельного налога, установленной в решении Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп с учетом повышающего коэффициента, с начала 2005 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Новая увеличенная ставка земельного налога - 8,2074 руб. за 1 кв. м в год установлена решением Собрания представителей от 29.12.2004 N 278-сп, опубликованным 21.01.2005, в связи с чем указанная ставка подлежала применению только с 01.03.2005.
В соответствии с оспариваемым решением инспекции по участку 1 080 200 кв. м инспекцией исчислен земельный налог по ставке 8,2074 рубля в размере 8 865 633 рублей (л.д. 11 т. 1). Исходя из того обстоятельства, что Обществом самостоятельно исчислен земельный налог по спорному земельному участку в размере 609 814 рублей, сумма доначисленного налога составила 8 255 819 рублей.
Суд апелляционной инстанции обязал стороны представить расчеты суммы земельного налога, подлежащего доначислению за 2005 год, суммы земельного налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, а также суммы пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога (с указанием периода их начисления, сумм недоимок, на которые начислены пени), исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ о применении ставки земельного налога в размере 8,2074 руб. за 1 кв. м в год с 01.03.2005.
Согласно представленному налоговым органом расчету по участку площадью 1 080 200 кв. м сумма земельного налога за период январь - февраль 2005 г. составила 1 343 283 руб. (по ставке 7,4613 руб.), за период март - декабрь 2005 г. - 7 388 027 руб. (по ставке 8,2074 руб.), а всего - 8 731 310 руб. С учетом суммы земельного налога указанной Обществом в налоговой декларации (609 814 рублей) доначислению подлежит налог в размере 8 121 496 рублей.
Сумма пени, исчисленная инспекцией по определению апелляционного суда составила 45 793,09 руб.
Таким образом, доначисление земельного налога за 2005 год в размере 134 323 рублей (8 255 819 - 8 121 496), а также пени в размере 2 847,91 рубля (48 645 - 45 793,09) произведено налоговым органом неправомерно.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования налогоплательщика - удовлетворению.
Заявитель ссылается на то, что органом местного самоуправления при установлении налоговых ставок было допущено превышение средней ставки земельного налога. По мнению Общества, ставки земельного налога, установленные Решением N 273-сп в первоначальной редакции, подлежат уменьшению на 0,2512 руб. за кв. м в год, а ставки, установленные Решением N 278-сп - на 0,7152 руб. за кв. м в год.
Согласно представленному заявителем расчету по участку площадью 1 080 200 кв. м сумма земельного налога, подлежащего уплате за период январь - февраль 2005 г., составила 1 298 058,34 руб. (1080200 х (7,4613-0,2512) х 2/12), за период март - декабрь 2005 г. - 6 744 228,7 руб. (1080200 х (8,2074-0,7152) х 10/12), а всего - 8 042 287,4 руб.
Данный расчет Общества не может быть принят судом, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что в нарушение положений Закона "О плате за землю" решениями собрания представителей от 29.11.2004 N 273-сп и от 29.12.2004 N 278-сп дифференциация ставок земельного налога произведена с учетом вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а дифференциация налоговой ставки только по местоположению и зонам различной градостроительной ценности (без учета вида деятельности) не производилась. Указанные решения собрания представителей никем не оспорены, в установленном порядке незаконными не признаны. Дифференциация ставок земельного налога входит в компетенцию органов местного самоуправления. Дифференциация ставок земельного налога основана на анализе и оценке экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Осуществляя дифференциацию ставок земельного налога с учетом видов деятельности и налогоплательщиков и их экономического содержания, собрание представителей действовало в пределах своих полномочий, определенных в статье 8 Закона "О плате за землю".
Полностью отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на результаты рассмотрения дела N А56-40907/2007, в котором рассматривался вопрос законности Решения Собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 29.12.2004 N 278-сп "О внесении изменений в решение собрания представителей Муниципального образования "Сланцевский район" от 29.11.2004 N 273-сп "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области на 2005 год" в части установления ставки земельного налога в размере 8,2074 руб. за квадратный метр в год для массива N 21. Решение Собрания признано соответствующим нормам НК РФ, Федеральных законов, ст. 19 Устава муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области.
Однако выводы, изложенные в судебных актах по делу N А56-40907/2007 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2008 года по делу N А56-55780/2005 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 по доначислению земельного налога за 2005 г. в сумме 134 323 рублей, пени в сумме 2 847,91 рубля.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС РФ по Сланцевскому району Ленинградской области от 09.09.2005 N 08-14 в части доначисления земельного налога за 2005 г. в сумме 134 323 рублей, пени в сумме 2 847,91 рубля.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.
Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)