Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 августа 2002 года Дело N А56-6205/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Илюшина В.А. (доверенность от 11.04.01), от открытого акционерного общества "Комбинат имени Степана Разина" Галай И.В. (доверенность от 25.12.01), Замотаевой М.Ю. (доверенность от 24.12.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 02.04.02 (судьи Блинова Л.В., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6205/02,
Открытое акционерное общество "Комбинат имени Степана Разина" (далее - комбинат имени Степана Разина) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 22.01.02 N 26/1896 об отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога.
Решением суда от 02.04.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.02, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 02.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02, указывая на неправильное применение судом норм, определяющих размер ставки земельного налога.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представители комбината имени Степана Разина просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Комбинат имени Степана Разина обратился в ИМНС с заявлением от 27.12.01 о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога, представив соответствующий расчет.
Материалами дела подтверждается, что земельный налог за 2000 - 2001 годы комбинат имени Степана Разина уплатил исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге). При этом расчет земельного налога произведен с применением одновременно двух повышающих размер платы за землю коэффициентов: коэффициента "2", предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", а также коэффициента "1,2", введенного статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
Письмом от 22.01.02 N 26/1896 ИМНС отказала в проведении зачета излишне уплаченного истцом земельного налога, считая, что при его уплате комбинат имени Степана Разина правильно исчислил ставку земельного налога. По ее мнению, ставка земельного налога определяется Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, но размер этой ставки ежегодно изменяется путем увеличения на коэффициенты, устанавливаемые законами о федеральном бюджете.
Кассационная инстанция поддерживает вывод арбитражного суда о том, что изложенное выше мнение ИМНС противоречит законодательству о налогах.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения на следующий год регламентированы Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом. Из их содержания невозможно сделать ясный и непротиворечивый вывод, что при формировании бюджета Российской Федерации на каждый год действительная воля законодателя направлена именно на установление новых ставок земельного налога путем индексации ставок, определяемых субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действующими в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что комбинат имени Степана Разина, применив двойную индексацию ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", произвел излишнюю уплату земельного налога. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 02.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6205/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
от 2 апреля 2002 года Дело N А56-6205/02
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего Л.В.Блиновой, судей Л.П.Загараевой, М.Л.Згурской, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Комбинат имени Степана Разина" к Инспекции МНС РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга о признании недействительным решения, при участии в заседании от истца: Д.Л.Лившиц - представителя по доверенности от 24.12.01., И.В.Галай - представителя по доверенности от 25.12.01., М.Ю.Замотаевой - представителя по доверенности от 24.12.01, от ответчика: Е.А.Часовских - вед. спец. по доверенности от 18.03.02 N 04/8060,
ОАО "Комбинат имени Степана Разина" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, изложенного в письме от 22.01.02 N 26/1896 об отказе в приеме уточненных деклараций и проведении зачета.
В обоснование ссылается на наличие переплаты по земельному налогу в связи с излишней уплатой налога в 2000 и 2001 годах.
ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб иск не признала со ссылкой на отсутствие излишней уплаты земельного налога.
В обоснование указывает, что согласно ст. 17 НК РФ коэффициент не является отдельным элементом налогообложения. Элементом налогообложения является ставка. Полагает, что коэффициент является составной частью налоговой ставки и применяется вместе с ней.
Считает, что Закон РФ "О плате за землю", определяя ставки земельного налога, установил пределы, в рамках которых субъекты должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Указывает, что с изменением коэффициента изменилась ставка налога на землю: в 1999 г. - в 2 раза, в 2000 г. - в 1,2 раза по отношению к ставке 1999 г.
Ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." оставлены в силе ставки 2000 г. То обстоятельство, что Законом СПб "О ставках земельного налога" с 1998 г. ставка не изменилась, считает не может изменять федеральное законодательство в части изменения ставки налога.
Поэтому ИМНС считает, что излишней уплаты земельного налога не имеется и соответственно отсутствуют основания для проведения зачета. Просит в иске отказать.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец 27.12.01 обратился в ИМНС с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в 2000 и 2001 гг. в счет предстоящих платежей по уплате земельного налога.
Спора по сумме, подлежащей зачету, и суммам, в счет которых истец просит произвести зачет, у сторон не имеется.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Статьей 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" установлено, что использование земли в РФ является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 данного закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона РФ "О плате за землю", учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных приложением 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 ФЗ N 22-ФЗ от 09.08.94 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно ст. 15 ФЗ РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" опубликован в "Российской газете" от 25.02.99.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 года.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 году должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 году.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ РФ N 150-ФЗ от 27.12.00 ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году.
Ставки земельного налога установлены Законом СПб "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять к ставке, установленной Законом СПб в 1998 году.
Коэффициент применяется только на один год.
По смыслу ст. 15 ФЗ от 22.02.99 N 36 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующий правовой акт, регулирующий аналогичные правоотношения на следующий период времени, - ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" - ввел новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год" принят 22.02.99.
Согласно постановлению Конституционного Суда от 18.02.97 N 3-П федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., как согласно указанным нормам, так и в силу п. 1 ст. 5 НК РФ, в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Поэтому истец, уплатив земельный налог с применением двойных коэффициентов, обоснованно сделал вывод о наличии переплаты по земельному налогу за 2000 и 2001 гг. и сдал уточненные декларации. Факт уплаты земельного налога, рассчитанного за 2000 г. по ставке 1998 г. с коэффициентами 2 и 1,2 и за 2001 г. по ставкам 2000 г., подтвержден платежными документами.
Заявление истца о зачете излишне уплаченного земельного налога в порядке ст. 78 НК РФ в счет уплаты предстоящих платежей по земельному налогу оставлено ИМНС без удовлетворения, уточненные декларации не приняты.
Решение ИМНС об отказе в проведении зачета подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 93 АПК РФ истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 93, 124 - 127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
признать недействительным решение ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб, изложенное в письме от 22.01.02 N 26/1896, об отказе в проведении зачета.
Выдать ОАО "Комбинат имени Степана Разина" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб. после вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2002 N А56-6205/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2002 года Дело N А56-6205/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Илюшина В.А. (доверенность от 11.04.01), от открытого акционерного общества "Комбинат имени Степана Разина" Галай И.В. (доверенность от 25.12.01), Замотаевой М.Ю. (доверенность от 24.12.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 02.04.02 (судьи Блинова Л.В., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6205/02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комбинат имени Степана Разина" (далее - комбинат имени Степана Разина) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 22.01.02 N 26/1896 об отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога.
Решением суда от 02.04.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.02, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 02.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02, указывая на неправильное применение судом норм, определяющих размер ставки земельного налога.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представители комбината имени Степана Разина просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Комбинат имени Степана Разина обратился в ИМНС с заявлением от 27.12.01 о зачете излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога, представив соответствующий расчет.
Материалами дела подтверждается, что земельный налог за 2000 - 2001 годы комбинат имени Степана Разина уплатил исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге). При этом расчет земельного налога произведен с применением одновременно двух повышающих размер платы за землю коэффициентов: коэффициента "2", предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", а также коэффициента "1,2", введенного статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
Письмом от 22.01.02 N 26/1896 ИМНС отказала в проведении зачета излишне уплаченного истцом земельного налога, считая, что при его уплате комбинат имени Степана Разина правильно исчислил ставку земельного налога. По ее мнению, ставка земельного налога определяется Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, но размер этой ставки ежегодно изменяется путем увеличения на коэффициенты, устанавливаемые законами о федеральном бюджете.
Кассационная инстанция поддерживает вывод арбитражного суда о том, что изложенное выше мнение ИМНС противоречит законодательству о налогах.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения на следующий год регламентированы Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом. Из их содержания невозможно сделать ясный и непротиворечивый вывод, что при формировании бюджета Российской Федерации на каждый год действительная воля законодателя направлена именно на установление новых ставок земельного налога путем индексации ставок, определяемых субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Следовательно, повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действующими в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, безусловно влияя только на порядок исчисления налога, а не ставки.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что комбинат имени Степана Разина, применив двойную индексацию ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга от 10.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", произвел излишнюю уплату земельного налога. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6205/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.
КОРПУСОВА О.А.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.
КОРПУСОВА О.А.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2002 года Дело N А56-6205/02
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего Л.В.Блиновой, судей Л.П.Загараевой, М.Л.Згурской, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Комбинат имени Степана Разина" к Инспекции МНС РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга о признании недействительным решения, при участии в заседании от истца: Д.Л.Лившиц - представителя по доверенности от 24.12.01., И.В.Галай - представителя по доверенности от 25.12.01., М.Ю.Замотаевой - представителя по доверенности от 24.12.01, от ответчика: Е.А.Часовских - вед. спец. по доверенности от 18.03.02 N 04/8060,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Комбинат имени Степана Разина" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения ИМНС РФ по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, изложенного в письме от 22.01.02 N 26/1896 об отказе в приеме уточненных деклараций и проведении зачета.
В обоснование ссылается на наличие переплаты по земельному налогу в связи с излишней уплатой налога в 2000 и 2001 годах.
ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб иск не признала со ссылкой на отсутствие излишней уплаты земельного налога.
В обоснование указывает, что согласно ст. 17 НК РФ коэффициент не является отдельным элементом налогообложения. Элементом налогообложения является ставка. Полагает, что коэффициент является составной частью налоговой ставки и применяется вместе с ней.
Считает, что Закон РФ "О плате за землю", определяя ставки земельного налога, установил пределы, в рамках которых субъекты должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Указывает, что с изменением коэффициента изменилась ставка налога на землю: в 1999 г. - в 2 раза, в 2000 г. - в 1,2 раза по отношению к ставке 1999 г.
Ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." оставлены в силе ставки 2000 г. То обстоятельство, что Законом СПб "О ставках земельного налога" с 1998 г. ставка не изменилась, считает не может изменять федеральное законодательство в части изменения ставки налога.
Поэтому ИМНС считает, что излишней уплаты земельного налога не имеется и соответственно отсутствуют основания для проведения зачета. Просит в иске отказать.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец 27.12.01 обратился в ИМНС с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в 2000 и 2001 гг. в счет предстоящих платежей по уплате земельного налога.
Спора по сумме, подлежащей зачету, и суммам, в счет которых истец просит произвести зачет, у сторон не имеется.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Статьей 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" установлено, что использование земли в РФ является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 данного закона указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона РФ "О плате за землю", учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных приложением 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 ФЗ N 22-ФЗ от 09.08.94 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно ст. 15 ФЗ РФ N 36-ФЗ от 22.02.99 ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 год" опубликован в "Российской газете" от 25.02.99.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 года.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 году должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 году.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ N 227-ФЗ от 31.12.99 ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ РФ N 150-ФЗ от 27.12.00 ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году.
Ставки земельного налога установлены Законом СПб "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять к ставке, установленной Законом СПб в 1998 году.
Коэффициент применяется только на один год.
По смыслу ст. 15 ФЗ от 22.02.99 N 36 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующий правовой акт, регулирующий аналогичные правоотношения на следующий период времени, - ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" - ввел новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год" принят 22.02.99.
Согласно постановлению Конституционного Суда от 18.02.97 N 3-П федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., как согласно указанным нормам, так и в силу п. 1 ст. 5 НК РФ, в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Поэтому истец, уплатив земельный налог с применением двойных коэффициентов, обоснованно сделал вывод о наличии переплаты по земельному налогу за 2000 и 2001 гг. и сдал уточненные декларации. Факт уплаты земельного налога, рассчитанного за 2000 г. по ставке 1998 г. с коэффициентами 2 и 1,2 и за 2001 г. по ставкам 2000 г., подтвержден платежными документами.
Заявление истца о зачете излишне уплаченного земельного налога в порядке ст. 78 НК РФ в счет уплаты предстоящих платежей по земельному налогу оставлено ИМНС без удовлетворения, уточненные декларации не приняты.
Решение ИМНС об отказе в проведении зачета подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 93 АПК РФ истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 93, 124 - 127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ по Адмиралтейскому району СПб, изложенное в письме от 22.01.02 N 26/1896, об отказе в проведении зачета.
Выдать ОАО "Комбинат имени Степана Разина" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 1000 руб. после вступления решения в законную силу.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
ЗАГАРАЕВА Л.П.
ЗГУРСКАЯ М.Л.
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
ЗАГАРАЕВА Л.П.
ЗГУРСКАЯ М.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)