Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2004 N А13-9350/03-07

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 апреля 2004 года Дело N А13-9350/03-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Агро-Череповец" Богомоловой Е.Н. (доверенность от 25.02.04 N 10), рассмотрев 26.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 28.11.03 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 23.01.04 (судьи Логинова О.П., Пестерева О.Ю., Кудин А.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9350/03-07,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Агро-Череповец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения от 16.10.03 N 21, требований от 16.10.03 N 102, N 102-1 и N 103 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) и об обязании налогового органа возвратить 877851,1 руб. излишне уплаченного в 2000 - 2003 годах земельного налога.
Решением суда от 28.11.03 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Оспариваемые решение и требования налоговой инспекции признаны недействительными. Налоговый орган обязан возвратить обществу 132298,1 руб. излишне уплаченного земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются и, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые соответствующими федеральными законами.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 15.09.03 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 132298,1 руб. излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога и представило уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы, согласно которым налог исчислен по ставкам, установленным постановлением Череповецкой городской думы от 10.06.97 N 88, с применением повышающих коэффициентов "1,2", "2" и "1,8", введенных в 2000, 2002 и 2003 годах соответственно.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговой инспекцией принято решение от 16.10.03 N 21 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде 95878,21 руб. штрафа. Кроме того, заявителю доначислено 479460,1 руб. земельного налога и 12005,97 руб. пеней.
По итогам проверки налоговая инспекция выставила обществу требования от 16.10.03 N 102, N 102-1 и N 103 об уплате недоимки, пеней и штрафных санкций по земельному налогу за 2000 - 2003 годы.
Частично удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод об отсутствии у заявителя обязанности последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным нормативным актом местного представительного органа власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Череповце в 2000 - 2001 годах являлась ставка, установленная постановлением Череповецкой городской думы от 10.06.97 N 88, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза, в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2) раза, а в 2003 году - в 5,76 (2 х 1,2 х 2 х 1,8) раза.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Череповца, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, не обоснован.
Однако обжалуемые судебные акты в части признания недействительными решения и требований налоговой инспекции следует оставить в силе по иным основаниям.
Пунктом 2 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога.
Судом первой инстанции установлено, что общая сумма уплаченного обществом в 2000 - 2003 годах земельного налога составила 1345964,56 руб. При принятии решения о привлечении общества к налоговой ответственности вопрос о наличии либо отсутствии у заявителя задолженности по уплате земельного налога перед соответствующим бюджетом налоговым органом не исследовался. Решение принималось по итогам камеральной проверки уточненных деклараций.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции о признании недействительными оспариваемых решения и требований налоговой инспекции следует оставить без изменения, а об обязании налогового органа возвратить обществу 132298,1 руб. излишне уплаченного налога - отменить.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов "1,2" и "2" с 01.01.2000 и 01.01.02 противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет земельного налога за 2000 и 2002 годы с применением поправочных коэффициентов "1,2" и "2" соответственно с 01.03.2000 и 01.02.02 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам провести сверку расчетов земельного налога, уплаченного обществом в 2000 - 2003 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9350/03-07 в части обязания Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области возвратить закрытому акционерному обществу "Агро-Череповец" 132298,1 руб. излишне уплаченного земельного налога отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение от 28.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.04 оставить без изменения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)