Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2011 N Ф09-3872/11 ПО ДЕЛУ N А07-6429/2010-А-ЧМА

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2011 г. N Ф09-3872/11


Дело N А07-6429/2010-А-ЧМА
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2011 по делу N А07-6429/2010-А-ЧМА и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Родина Н.Б. (доверенность от 12.01.2010 N 137), Родионов К.Б. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/12);
- закрытого акционерного общества "Мостостроительное управление" (далее - общество "Мостостроительное управление", налогоплательщик) - Евсюков Р.О. (доверенность от 27.08.2010 N 137), Магадеева Э.Р. (доверенность от 16.03.2011).

Общество "Мостостроительное управление" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 22.04.2009 N 21 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.01.2011 (судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 3 980 052 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 205 464 руб. 92 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 25 658 руб. 60 коп., начисления соответствующих пеней и штрафов. В части привлечения к ответственности размер штрафа уменьшен на 50 процентов. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на прибыль в сумме 3 980 052 руб., соответствующих пеней и штрафов, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами п. 25 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, налогоплательщик неправомерно включил выплаты работникам за питание в состав расходов на оплату труда, поскольку такие выплаты не предусмотрены коллективным и (или) трудовыми договорами общества "Мостостроительное управление" и на основании п. 25 ст. 270 Кодекса не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения обществом "Мостостроительное управление" налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 налоговым органом составлен акт от 31.03.2009 N 35 и вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 877 653 руб., НДС - 94 600 руб. 80 коп., транспортного налога - 12 718 руб., земельного налога - 115 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 3 630 руб., единого социального налога - 4 398 руб. 60 коп.; к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 2 411 422 руб. 80 коп. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 600 руб. за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений; к ответственности, предусмотренной ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде взыскания штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 131 руб. 80 коп.; налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 4 388 265 руб. 40 коп., пени - 4 412 986 руб.; НДС - 470 128 руб. 80 коп., пени - 130 578 руб. 60 коп.; транспортный налог - 63 590 руб., пени - 14 360 руб. 10 коп.; земельный налог - 721 руб., пени - 294 руб. 20 коп.; налог на добычу полезных ископаемых - 18 150 руб., пени - 5 038 руб. 60 коп.; единый социальный налог - 21 993 руб., пени - 251 373 руб. 30 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 25 658 руб. 60 коп., пени - 292 414 руб. 40 коп.; налог на доходы физических лиц (не удержанный и не перечисленный) - 59 154 руб., пени - 16 771 руб.; налог на доходы физических лиц (удержанный, но не перечисленный) - 11 997 960 руб., пени - 3 816 157 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 15.03.2010 N 118/16 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение инспекции изменено путем уменьшения суммы начисленных налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Кодекса на 10 702 руб. 50 коп., предъявленных за неполную уплату налога на прибыль, уменьшения суммы налога на прибыль в размере 53 513 руб. 04 коп. и суммы начисленных пеней в размере 3 365 руб. 60 коп. С учетом изменений, внесенных решением от 15.03.2010 N 118/16, налоговым органом доначислены и предъявлены к уплате налоги в сумме 16 992 107 руб. 80 коп., пени в сумме 8 936 607 руб. 60 коп., штрафы в сумме 3 399 567 руб. 50 коп.
Основанием для доначисления налога на прибыль за 2005 г. в сумме 1 621 771 руб. 20 коп. и за 2006 г. в сумме 2 358 280 руб. 80 коп., на общую сумме 3 980 052 руб., а также соответствующих пеней и штрафов, явился вывод налогового органа о том, что выплаченные налогоплательщиком компенсации расходов на питание сотрудников в общей сумме 16 583 550 руб. не подлежат учету при исчислении налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 270 Кодекса.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "Мостостроительное управление" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на прибыль в сумме 3 980 052 руб., а также соответствующих пеней и штрафов, суды исходили из того, что выплаченные сотрудникам компенсации расходов на питание включены налогоплательщиком в состав суточных и правомерно учтены при исчислении налога на прибыль.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными.
В силу ст. 166, 168 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в том числе, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
На основании подп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на суточные или полевое довольствие.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в проверяемый период общество "Мостостроительное управление" осуществляло строительство, ремонт и содержание мостов и путепроводов, строительство и ремонт промышленно-гражданских зданий и сооружений.
Приказами генерального директора общества "Мостостроительное управление" от 28.04.2003 N 64, от 03.01.2007 установлены выплаты командированным работникам компенсаций на питание в размере 30 руб. в день, а рабочим, механизаторам, водителям автомобилей, ИТР - в размере 40 руб. в день в случае нахождения данных работников в командировке.
Материалы дела содержат доказательства, подтверждающие факт направления работников налогоплательщика в служебные командировки (приказы о командировке, командировочные удостоверения), а также подтверждающие факт выполнения командированными работниками строительных работ (формы КС-2, КС-3) и осуществление выплат, связанных с компенсацией стоимости питания (расчетные листы, формы 2-НДФЛ).
Из содержания расчетных листов следует, что компенсации за питание включены налогоплательщиком в состав суточных, выплачиваемых командированным работникам.
При таких обстоятельствах судами сделаны обоснованные выводы о том, что выплачиваемые в составе суточных компенсации за питание относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса; неправильное отражение налогоплательщиком указанных расходов в бухгалтерском учете (Дт. сч. 20 - Кт. сч. 70) не имеет правового значения для определения его налоговых обязательств; данные расходы подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что выплаченные сотрудникам компенсации за питание не подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании подп. 25 ст. 270 Кодекса, противоречит установленным по настоящему делу обстоятельствам и направлен на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, был предметом рассмотрения судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2011 по делу N А07-6429/2010-А-ЧМА и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.

Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ПЕРВУХИН В.М.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)